Дело №2-4157
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Макаровой Е.В.,
при секретаре Бабий О.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора г.Белово Сигановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово Кемеровской области 05 ноября 2015 года
гражданское дело по иску ФИО4 к ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах малолетней дочери ФИО1, о признании утратившими право пользования жилым помещением,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с иском к ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах малолетней дочери ФИО1, о признании утратившими право пользования жилым помещением.
Свои исковые требования ФИО2 мотивирует тем, что согласно договору № о безвозмездной передаче жилого помещения
(квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ ей и её малолетней дочери ФИО3
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в собственность была передана
квартира по <адрес>.
На основании вышеуказанной сделки ей и дочери были выданы
свидетельства о государственной регистрации права собственности на данную
квартиру.
После момента совершения вышеуказанной сделки в данной квартире с
ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по основному месту жительства
ответчик ФИО2 и её малолетняя дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом с февраля 2015 года ответчик ФИО2 и её дочь ФИО1 перестали проживать в данной квартире, их личных вещей в данной квартире нет.
Она неоднократно просила ответчика в устной форме при личных встречах сняться с регистрационного учёта в данной квартире и зарегистрироваться по новому месту постоянного жительства, адрес которого ей не известен.
Однако ответчик не желает этого делать во внесудебном порядке без объяснения каких-либо причин, в связи с чем, она вынуждена обратиться с иском в суд.
Поскольку между ней и ответчиком какого-либо договора не право проживания ответчика в её квартире не заключалось, ответчик утратил право пользования данной квартирой.
В соответствии с п.6.15 Инструкции о применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 23 октября 1995 года №393 (зарегистрированного в Минюсте РФ 16 ноября 1995г. №980) снятие граждан с регистрационного учёта по месту жительства в случаях признания их безвестно отсутствующими, выселения из занимаемых жилых помещений или признания утратившими право пользования жилыми помещениями, обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, производится на основании представленных заинтересованными физическими и юридическими лицами надлежаще заверенных копий вступивших в законную силу решений судов.
В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу требований ч.1 ст.4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав свобод и законных интересов.
Просит признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения утратившими право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
Истец ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просит признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения утратившими право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, что будет являться основанием для снятия их с регистрационного учёта по указанному адресу.
Ответчик ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах малолетней дочери ФИО10 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебное заседание не явилась, о времени и месте которого извещалась судом надлежащим образом.
Ответчику ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах малолетней дочери ФИО10 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту регистрации, указанному в исковом заявлении, неоднократно направлялись судебные повестки, извещающие о времени и месте судебного заседания, однако конверты с повестками возвращены в суд с отметками: «Истёк срок хранения».
В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.
В соответствии со статьёй 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В соответствии со ст.119Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
Представитель ответчика ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах малолетней дочери ФИО10 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адвокат НО «Коллегия адвокатов города Белово Кемеровской области №25», назначенный на основании ст.50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по определению Беловского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГг., в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещён надлежащим образом.
Представитель третьего лица УФМС России по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещён надлежащим образом.
Суд, выслушав истца, свидетеля ФИО7, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишён жилища.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с жилищным и гражданским законодательством граждане имеют право пользования жилым помещением как собственники жилого помещения, члены семьи собственника жилого помещения, как бывшие члены семьи собственника в случаях, предусмотренных ч.4 ст.31 ЖК РФ, а также, согласно п.2 ч.3 ст.288 ГК РФ, на основании договоров найма (ст.671 ГК РФ), договора временного пользования (ст.680 ГК РФ), договора безвозмездного пользования (ст.ст.689, 699 ГК РФ).
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Как следует из п.13 разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 и её малолетней дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору о безвозмездной передаче жилого помещения (квартиры) № от ДД.ММ.ГГГГ в собственность была передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГг., № от ДД.ММ.ГГГГг., а также выпиской из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Кемеровской области в г.Белово и Беловском районе ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно сведениям отдела Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> в <адрес> и <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из справки, выданной ООО «Комфорт+», усматривается, что по адресу: <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время фактически никто не проживает.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО8 пояснила, что учится с истцом ФИО4 в одной группе БИ(Ф)КемГУ, последний раз она была в квартире истца по адресу: <адрес> <адрес> марте этого года. В квартире никого не видела, ничьих личных вещей там не было. Квартира новая, под отделку, пустая, мебели в ней нет. Ответчика она не знает и ни разу не видела. Со слов истца ей также известно, что её квартиру хотели купить, и поэтому она пустила будущих собственников пожить в указанной квартире.
В судебном заседании свидетель ФИО7 пояснила, что знает истца ФИО4, это её подруга. Ответчика ФИО2 она не знает и ни разу не видела. Квартиру истец ФИО4 получила по случаю потери кормильца. Два месяца назад они вместе с истцом ходили показывать покупателям квартиру. Квартира находится в ужасном состоянии, нет сантехники, в кухне нет обоев, нет дверей, в зале лежат доски. Со слов истца ей также известно, что квартиру ФИО4 сдавала, на данный момент каких-либо вещей в квартире нет, никто в квартире не проживает.
В соответствии с ч.1 ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В процессе судебного разбирательства по делу ответчиком в нарушение требований ст.ст.56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не было представлено доказательств, которые, в соответствии с приведёнными выше нормами права, могли бы являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Собственник жилого помещения, в соответствии с п.2 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учётом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Как установлено в судебном заседании, какие-либо договоры, предусматривающие пользование ответчиком ФИО2 и её малолетней дочерью ФИО1 спорного жилого помещения, между сторонами не заключались.
Иного, в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком ФИО2 суду не представлено.
У ответчиков отсутствуют законные основания для проживания в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежащей истцу на праве собственности.
Ответчики не проживают в спорном жилом помещении, а сохраняют лишь регистрацию в нём. В спорном жилом помещении не находятся принадлежащие ответчикам вещи.
Суду не представлено доказательств, подтверждающих временный характер выезда ответчиков из спорного жилого помещения.
До настоящего времени ответчики добровольно не снялись с регистрационного учёта по указанному адресу, что препятствует истцу в реализации прав собственника данного жилого помещения.
В соответствии с п.п.«е» п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №713 от 17.07.1995 года, снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органами регистрационного учёта в случае: выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии со ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Предполагается, что несовершеннолетний находится на попечении родителей.
Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребёнка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
В соответствии с ч.2 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признаётся место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
Анализируя вышеизложенные доказательства, в силу выше указанных норм закона, суд приходит к выводу, что в связи с отсутствием между сторонами соглашения о пользовании спорным жилым помещением, у ответчиков отсутствует право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, а их регистрация по вышеуказанному адресу препятствует свободной реализации прав истца, как собственника жилого помещения на пользование и распоряжение им.
Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО4 к ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах малолетней дочери ФИО1, о признании утратившими право пользования жилым помещением удовлетворить.
Признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>.
Данное решение является основанием для УФМС России по <адрес> для снятия ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с регистрационного учёта по адресу: <адрес><адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.В. Макарова