Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-652/2021 ~ М-532/2021 от 10.06.2021

                                                                                                           <данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2021 года                                                                            г. Заозерный

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи – Лебедко К.В.

с участием:

истца Куприяновой И.А.,

представителя ответчика Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю Пащенко А.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куприяновой Ирины Андреевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Куприянова И.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, мотивировав тем, что истец проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Красноярского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, первоначально поступив на работу в Государственную налоговую инспекцию по г. Заозерному. В результате неоднократных преобразований и реорганизаций налоговой инспекции истица проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Красноярскому краю на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ года. С ДД.ММ.ГГГГ г. занимала должность <данные изъяты>. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ года № служебный контракт с истцом расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с сокращением замещаемой должности по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении истцу начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> за четвертый месяц удержан НДФЛ – <данные изъяты> рублей), выплачено <данные изъяты> рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в количестве <данные изъяты> дней в сумме <данные изъяты> рублей. Работодателем в расчет месячного денежного содержания не включены суммы выплаченных ему средств материального стимулирования, которые поименованы в расчетных листках как «СМС» и «материальное стимулирование» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, выплаты в виде «СМС» и «материальное стимулирование» не учтены ответчиком при начислении отпускных в ДД.ММ.ГГГГ году за предоставленный дополнительный отпуск в ДД.ММ.ГГГГ года в количестве 21 календарных дней и основной отпуск в ДД.ММ.ГГГГ года в количестве 30 календарных дней. Выплаты в виде «СМС» и «материальное стимулирование» производились систематически в период прохождения истцом государственной гражданской службы, выплачивались всем работникам и не носили социального характера, начислялись по итогам работы за каждый квартал. Считает, что произведенные ему выплаты в виде «СМС» и «материальное стимулирование» являются оплатой труда и должны включаться в расчет месячного денежного содержания при определении размера компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск, отпускных в период прохождения государственной гражданской службы. Разница между денежными средствами, начисленными работодателем, и действительным размером денежных средств, подлежащих начислению, с учетом выплат, поименованных в расчетных листках как «СМС» и «материальное стимулирование», составила <данные изъяты> рублей: по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – <данные изъяты> рублей, по компенсации за неиспользованный отпуск – <данные изъяты> рублей, по отпускным за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, по отпускным за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> рублей, по отпускным за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> рублей. Кроме того, при выплате истцу компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания ответчик удержал с четвертого месяца налог на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, тем самым недоплатив ему компенсацию в названной сумме. Полагает, что работодатель допустил факт задержки выплат. Размер денежной компенсации за задержку выплат составляет на дату подачи искового заявления <данные изъяты> рублей.

Просит взыскать с ответчика в свою пользу <данные изъяты> рублей - не выплаченную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с п.3.1 ст.37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ; <данные изъяты> рублей - не выплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении<данные изъяты> рублей - не выплаченные отпускные в ДД.ММ.ГГГГ году дополнительный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, <данные изъяты> рублей – не выплаченные отпускные в ДД.ММ.ГГГГ году основной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, <данные изъяты> рублей – денежную компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по день подачи заявления, а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить сумму указанных процентов с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета в размере не ниже <данные изъяты> действующей в это время ключевой ставки Банка России, <данные изъяты> рублей – компенсацию морального вреда. Также истец просит обязать ответчика произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет.

Истец Куприянова И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в части, по изложенным в исковом заявлении доводам. В части взыскания <данные изъяты> рублей - не выплаченные отпускные в ДД.ММ.ГГГГ году дополнительный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, не поддержала ввиду пропуска срока давности по данному требованию. Согласилась с расчетом, представленной стороной ответчика.

Представитель ответчика – Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю Пащенко А.О. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г. сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ г.) в судебном заседании исковые требования не признала, суду поясняла, что истцу выплачены компенсации в полном объеме, согласно порядку расчета, утвержденному нормами действующего законодательства.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07. 2004г. №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Из указанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 которого гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Часть 1 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч.2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч. 5 ст.50 указанного закона относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Частью 10 ст.50 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с п.3.1 ч.3 ст.37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Часть 1 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч.13ст.46 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ).

Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562 (далее - Правила) предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.

В силу ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 №79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания.

Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1)на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2)на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3)на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07. 2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год). Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 8 подпункта р пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ года истец Куприянова И.А. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю в должности <данные изъяты>

В соответствии с п. 9 служебного контракта денежное содержание денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, из месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации, иных добавок, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Приказом Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года № служебный контракт с истцом расторгнут, последняя освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с ч.13 ст.46 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при увольнении истцу начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за служебный год в количестве <данные изъяты> дней в сумме <данные изъяты> руб., а также в соответствии с ч.3.1 ст.31 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» начислена истцу компенсация в размере <данные изъяты>

Как следует из приказов УФНС России по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Красноярскому краю сверх установленного фонда оплаты труда за <данные изъяты>

В соответствии со справками по форме 2-НДФЛ в отношении Куприяновой И.А., доход истца за доход истца за ДД.ММ.ГГГГ год составил <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год составил <данные изъяты> рублей.

Согласно расчету истца недоплаченная сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении составляет <данные изъяты> рублей, компенсация при увольнении за неиспользованный отпуск – <данные изъяты> рублей, отпускные за предоставленный основной отпуск в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> рублей, денежная компенсация за задержку выплат – <данные изъяты> рублей.

В соответствии с расчетом, предоставленным ответчиком, сумма недоплаченной компенсации в размере четырех месячного денежного содержания составляет <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей (за <данные изъяты> месяца) + <данные изъяты> рублей (за <данные изъяты> месяц);

сумма недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск составляет <данные изъяты> рублей;

недоплаченные отпускные за ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> рублей, (за отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

сумма денежной компенсации за задержку выплат – <данные изъяты> рублей.

Судом за основу принимается расчет, предоставленный стороной ответчика, поскольку он является арифметически верным, данный расчет судом проверен, признан правильным и обоснованным.

Поскольку сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, суд приходит к выводу о включении указанной суммы в расчет для исчисления денежного содержания истцу Куприяновой И.А. при определении размера компенсации, в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, в расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не была включена сумма выплаты дополнительного материального стимулирования, в связи с чем, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты> рублей, недоплаченные отпускные за ДД.ММ.ГГГГ год (основной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.) в размере <данные изъяты> рублей.

Требование истца о взыскании неправомерно удержанного налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей за четвертый месяц компенсации не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На основании пункта 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ при увольнении с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Указанная компенсация по существу является выходным пособием, поскольку выплачивается при увольнении государственного гражданского служащего, а выходное пособие, предусмотренное статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, не выплачивается.

Кроме того, на основании пункта 7 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ при увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Таким образом, вышеуказанные компенсации, выплачиваемые при увольнении с гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.04.2004 N 79-ФЗ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный размер месячного денежного содержания (шестикратный размер месячного денежного содержания для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) месячного денежного содержания подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке, что также отражено в правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19.12.2019 N 3524-О, определении от 20 ноября 2014 года N 2623-О, перечень доходов, подлежащих освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц, распространив льготу на выплаты, связанные с увольнением работников: при увольнении размер освобождаемого от налогообложения дохода ограничен шестикратным размером среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а для остальных категорий работников - трехкратным размером среднего месячного заработка.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика МИФНС России № 7 по Красноярскому краю компенсации за задержку выплат компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, недоплаченных отпускных за ДД.ММ.ГГГГ год.

В силу статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (статья 140 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, требования истца о взыскании компенсации за задержку выплат подлежат удовлетворению в размере <данные изъяты> рублей.

Требования истца о взыскании компенсации за задержку выплат с ДД.ММ.ГГГГ года по дату фактического исполнения решения суда удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Статьей 210 ГПК РФ установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н "Об утверждении типовых положений о территориальных органах федеральной налоговой службы" Инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Инспекция находится в непосредственном подчинении УФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) и подконтрольна ФНС России и Управлению.

Финансирование расходов на содержание инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

В ст. 10 БК РФ определено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относится, в том числе федеральный бюджет.

Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются гл. 24.1 БК РФ (Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (п. 2 ст. 242.1 БК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 242.1 и п. 6 ст. 242.2 БК РФ срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в п. 2 ст. 242.1 БК РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11.05.2012 N 804-О и от 13.02.2018 N 249-О, в абз. 1 п. 6 его ст. 242.2 БК РФ сделана специальная оговорка относительно срока исполнения соответствующих судебных актов - три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Содержащиеся в этой норме законоположения, закрепляющие особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе сроки для исполнения судебных актов, направлены на защиту интересов взыскателя, предполагают совершение взыскателем активных действий по получению взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов - исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, в связи с чем процедура исполнения судебного акта, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен БК РФ, которым определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в БК РФ. Положения БК РФ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 242.1 БК РФ и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.

Поскольку процедура исполнения судебного акта об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, то за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного п. 6 ст. 242.2 БК РФ срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы); в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба; размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В связи с действиями ответчика, допустившего нарушения трудовых прав Куприяновой И.А., она, несомненно, испытывала нравственные страдания, так как переживала по поводу оплаты труда, кроме того, для восстановления нарушенных прав истцу потребовалась судебная защита. Учитывая изложенное, а также степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить подлежащий возмещению с ответчика размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Рассматривая требования истца об обязании ответчика произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет суд исходит из следующего.

В соответствии с письмом Минфина РФ от 22.01.2020 г. № 03-04/3361 обязанность удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате по решению суда возникает в том случае, если при выплате налогоплательщику по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, судом в резолютивной части решения указаны сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу физического лица, и сумма которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации.

Если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, организация – налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода. При этом налоговый агент обязан в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В соответствии со ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектом РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно п.1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст.226 НК РФ.

Так как суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.

Таким образом, требования Куприяновой И.А. об обязании ответчика произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Куприяновой Ирины Андреевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю в пользу Куприяновой Ирины Андреевны компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> коп., компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме <данные изъяты> коп., недоплаченные отпускные за ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> коп., компенсацию за задержку выплат в размере <данные изъяты> коп., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий                                                  К.В. Лебедко

<данные изъяты>

2-652/2021 ~ М-532/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Куприянова Ирина Андреевна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 7 по Красноярскому краю
Суд
Рыбинский районный суд Красноярского края
Судья
Лебедко К.В.
Дело на странице суда
ribinsk--krk.sudrf.ru
10.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2021Передача материалов судье
16.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.08.2021Предварительное судебное заседание
25.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2021Дело оформлено
28.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее