Дело № 2-26/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2019 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.
при секретаре Александровой В.Н.,
с участием истца ФИО2, ее представителя ФИО13
представителя ответчика МКУ администрация рп.Бурея ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к МКУ администрация рп. Бурея о включении индивидуального гаража в состав наследства и признании права собственности на гараж,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратилась в суд с иском к МКУ администрации рп. Бурея о включении индивидуального гаража в состав наследства и признании права собственности на гараж.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После его смерти открылось наследство, в состав которого помимо прочего имущества входит индивидуальный гараж 1991 года постройки, общей площадью 22,5 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, в районе многоквартирного жилого <адрес>, кадастровый №, имеющий на момент смерти наследодателя рыночную стоимость, согласно заключению независимого эксперта оценщика – 65639 рублей. Фактическим владельцам гаража ее муж стал в 1991 году, по окончанию постройки гаража хозспособом, на данном земельном участке. Право собственности на гараж, он надлежащим образом при жизни не оформил, хотя открыто, непрерывно и добросовестно владел гаражом на протяжении более 27 календарных лет. После смерти мужа, она как единственный наследник первой очереди, фактически приняла гараж как наследство, владеет им как своим собственным, поддерживает гараж в исправном состоянии. Спора о праве на гараж с иными наследниками первой очереди и третьими лицами -нет. В установленный законом срок, она обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство. В связи с отсутствием правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности мужа на гараж, нотариусом было вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия.
Просила включить в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный гараж 1991 года постройки, общей площадью 22,5 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, в районе жилого <адрес>, имеющего кадастровый № и признать право собственности на указанный индивидуальный гараж в порядке наследования за ФИО2.
Определением судьи Бурейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: Управление Росреестра по Амурской области, МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района Амурской области, Администрация Бурейского района Амурской области.
От участия в деле в качестве третьих лиц освобождены: ФГБУ «ФКП Росреестра по Амурской области, Министерство имущественных отношений Амурской области.
Истец ФИО2 и ее представитель ФИО13 в судебном заседании поддержали заявленные требования, на их удовлетворении настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно объяснили, что ФИО1 построил гараж на отведенном для этих целей земельном участке, являлся членом гаражного кооператива. Гараж строил самостоятельно, хозспособом, по окончании строительства была выдана карточка учета. С момента постройки по день смерти непрерывно, открыто и добросовестно пользовался гаражом, оплачивал электроэнергию. ФИО2 не вникала в вопросы строительства и выдачи документов на гараж, после смерти супруга обнаружила папку с документами, в которой находились карточка учета строений и постановление о выделении земельного участка. Данное постановление вынесено и подписано компетентным органом, недействительным не признано, гараж построен на законных основаниях. В исковом заявлении указана действительная площадь гаража, соответствующая данным, указанным в техническом паспорте. Разница между площадью гаража, содержащейся в кадастровых сведениях и действительной площадью является допустимой, так как не превышает 10%. Просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика МКУ администрации рп. Бурея ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, не оспаривая того факта, что гараж был построен и использовался с 1991 года супругом истца ФИО1, суду объяснила, что постановление о предоставлении земельного участка, выданное администрацией п. Бурея в 1991 году супругу истца, вызывает сомнение, поскольку указанные постановления выносились на специальных бланках и заверялись гербовой печатью. Кроме того, гараж имеет иную площадь нежели указана в кадастровом паспорте, в связи с чем истцу необходимо внести изменения в данные кадастрового учета. Просила в иске отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц: нотариуса Бурейского нотариального округа ФИО6, не возражавшей против заявленных требований и просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие, МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Бурейского района, Администрации Бурейского района Амурской области, Управления Росреестра по Амурской области, о месте и времени рассмотрения дела уведомленных надлежащим образом.
В письменном отзыве Администрация Бурейского района Амурской области указали, что Администрация не возражала против удовлетворения заявленных ФИО2 требований, просила принять решение на усмотрение суда.
МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района в письменном отзыве оставили решение вопроса по иску ФИО2 на усмотрение суда.
Выслушав истца ФИО2, ее представителя ФИО13, представителя ответчика ФИО5, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, – также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Согласно свидетельству о заключении брака I-ЖО № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между ФИО1 и ФИО7, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО2.
Свидетельством о смерти I-ОТ № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Как следует из материалов наследственного дела № к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является единственным наследником к имуществу ФИО1, обратившимся к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Дети ФИО1 – ФИО8 и ФИО9 отказались от своей доли наследства в пользу ФИО2
Постановлением нотариуса Бурейского нотариального округа Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 отказано в совершении нотариального действия, так как наследником не представлены документы, подтверждающие право собственности наследодателя на гараж и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый номер гаража №
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
Из постановления администрации рп. Бурея № 24 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выделен земельный участок площадью 25,0 кв.м. под строительство индивидуального гаража по <адрес>, в районе многоквартирного жилого <адрес>.
Согласно схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, земельный участок площадью 27 кв.м. обозначен характерными точками границ: №
Бурейским Бюро технической инвентаризации на имя ФИО1 выдана карточка учета строений и сооружений гаражного товарищества, на гараж площадью 21,7 кв.м., инвентарный №.
Выпиской из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что нежилое помещение- гараж, площадью 21,7 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, номер кадастрового квартала: №, дата присвоения: ДД.ММ.ГГГГ год, инвентарный №.
Из технического паспорта здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание – гараж, расположено по адресу: <адрес> <адрес>, является одноэтажным зданием, 1991 года постройки, общей площадью 22,5 кв.м., с инвентарным номером №
Сообщением Министерства имущественных отношений Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что гараж, с кадастровым номером: №, общей площадью 22,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в Реестре собственности Амурской области отсутствует.
Из справки МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом Бурейского района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что гараж, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, в реестре муниципальной собственности Бурейского района не числится.
Из показаний свидетелей ФИО10 и ФИО11 следует, что гараж ФИО1 построил хозспособом в 1991 год, строил гараж на отведенном для этих целей земельном участке. Данный гараж, расположен посередине ряда гаражей, не является отдельно стоящим. После строительства, ФИО1 постоянно пользовался гаражом. После его смерти ФИО2 пользуется гаражом, несет расходы по его содержанию.
Свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснила, что с 1985 по 1995 год работала главой поселка. В 1991 году на основании решения Бурейского поселкового совета, по результатам рассмотрения заявления ФИО1, было выдано постановление об отводе земельного участка для строительства гаража. Выделение земельного участка согласовывалось с отделом архитектуры и собственником смежного земельного участка. Постановления печатались на машинке на чистом листе бумаги, специальных бланков не было. Кроме ФИО1 аналогичные постановления выдавались Гостеву, Кирпач. Данные постановления нумеровались и выдавались согласно журналу учета.
Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется, данные показания согласуются между собой и не противоречат материалам дела. Кроме того, указанные свидетели предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, о чем отобрана соответствующая подписка.
Из собранных по делу доказательств усматривается, что спорный гараж был построен в 1991 году ФИО1 хозспособом, на выделенном под строительство гаража земельном участке, данный гараж не является объектом государственной или муниципальной собственности, право владения ФИО1 гаражом на протяжении более 25 лет никем не оспаривалось и не оспаривается, сведений о правах третьих лиц на гараж не имеется. ФИО1 владел гаражом при жизни и нес бремя его содержания как собственник, поставил гараж на учет в бюро технической инвентаризации и кадастровый учет. Построив спорный гараж для личного пользования, ФИО1 фактически являясь добросовестными владельцем указанного имущества, открыто, непрерывно пользовался им как своим собственным, нес бремя его содержания. После смерти ФИО1 истец аналогичным образом владеет спорным гаражом.
Таким образом, и при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя ФИО1 на гараж, при установленных обстоятельствах, согласно которым в силу п.1 ст. 218 ГК РФ наследодатель приобрел право собственности на указанный гараж, он подлежит включению в состав наследства, которое как следует из материалов дела, принято ФИО2, в связи с чем, исковые требования о включении в наследственную массу наследодателя ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, индивидуального гаража, площадью 22,5 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, в районе жилого <адрес> признании за ФИО2 права собственности на указанный гараж, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о наличии сомнений в подлинности постановления администрации рп. Бурея № от ДД.ММ.ГГГГ, суд расценивает как несостоятельные, поскольку указанное постановление не оспорено, недействительным не признано. Оснований ставить под сомнение указанный документ, при наличии свидетельских показаний и предоставленного суду для обозрения оригинала данного документа, у суда не имеется.
Несостоятельными являются и доводы представителя ответчика о разнице площади гаража, так как незначительное расхождение фактической площади гаража по сравнению с площадью гаража, указанной в данных кадастрового учета суд относит к погрешности измерения гаража при постановке его на кадастровый учет, и находит такую погрешность допустимой поскольку расхождение площадей не превышает 10% площади гаража, указанной в данных кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 к МКУ Администрации рп.Бурея о включении индивидуального гаража в состав наследства и признании права собственности на гараж в порядке наследования- удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный гараж, площадью 22,5 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на индивидуальный гараж, площадью 22,5 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд Амурской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха
Мотивированный текст решения составлен 22 января 2019 года