РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2012 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре Тормозовой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №г. по исковому заявлению Шихбабаевой В.Х. к Мэрии городского округа Тольятти о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Шихбабаева В.Х., обратившись в суд с названным иском, просит признать за ней право собственности на жилое помещение в порядке приватизации – комнату № в № по <адрес>.
Представитель истца Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году отцу истицы Т. на состав семьи три человека, в том числе и на истицу, была предоставлена комната № в <адрес>А по <адрес>. Семья истицы вселилась в спорное жилое помещение. Сама истица до ДД.ММ.ГГГГ года была зарегистрирована по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время Шихбабаева В.Х. зарегистрирована и проживает по адресу спорного жилого помещения. Истица правом на приватизацию не воспользовалась, <данные изъяты> истицы Ш. и <данные изъяты> Т. дали письменное согласие на приватизацию спорного жилого помещения без их долевого участия.
Истица Шихбабаева В.Х. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, причин неявки не сообщила.
Представитель ответчика - Мэрии городского округа Тольятти П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что дом, расположенный по адресу: <адрес>А, имеет статус общежития. В соответствии с ЖК РФ включение такого помещения в специализированный жилой фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное общежитие не исключено из указанного фонда, статус не снят, поэтому жилое помещение, занимаемое истцом, не подлежит приватизации. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц - <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, причин неявки не сообщили.
Третьи лица Ш., Т. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело без их участия.
Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Т. на состав семьи три человека (Ш. – <данные изъяты>, Шихбабаеву В.Х. – <данные изъяты>) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, что подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, и по существу не оспаривается сторонами.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ Т. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Ш. и Шихбабаева В.Х. зарегистрированы в названном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, до ДД.ММ.ГГГГ истица и ее <данные изъяты> были зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки ООО «УК №» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст.5 ЖК РСФСР жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд).
На основании ст.7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
В соответствии с ч.1 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии, приватизации не подлежат.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 03.07.1991г. 3 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.06.1007 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указывается, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.
Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект общежитие может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 года Указом Президента РФ от 26.03.2003 года № 370) при приватизации предприятий, находящихся в федеральном (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизированного имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизированного предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением: зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, в том числе встроенно-пристроенных (за исключением находящихся в границах территории предприятия), используемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, для нужд организаций и учреждений социальной защиты населения, детских домов, домов ребенка, домов престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых.
Таким образом, при реорганизации ПО «<данные изъяты>» в ОАО «<данные изъяты>» жилые помещения, в том числе и занимаемое истцами, должны были быть переданы и находиться в ведении администрации по месту нахождения объекта (муниципалитета). Неисполнение требований законодательства при акционировании предприятия повлекло необоснованное включение жилых помещений общежития по <адрес>А в План приватизации ОАО «<данные изъяты>», и они не были переданы исполнительному органу местного самоуправления. В свою очередь Мэрией городского округа Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность <адрес>, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность <адрес> указанного здания общежития, расположенного по адресу <адрес>А, чем были нарушены вышеуказанные положения закона, что повлекло за собой необоснованное включение здания общежития по <адрес>А, в состав объектов, передаваемых в собственность акционерного общества, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный договор в этой части является ничтожной сделкой, поскольку противоречит закону, положения которого приведены выше.
Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым суд признал недействительным договор № от ДД.ММ.ГГГГ передачи имущества в собственность в части передачи в собственность ОАО «<данные изъяты>» общежития по <адрес>, и обязал ОАО «<данные изъяты>» передать общежитие по <адрес>, на баланс Мэрии городского округа Тольятти, а Мэрию городского округа Тольятти – принять на баланс данное общежитие.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что семья истицы занимает изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу 22 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям и предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01.03.2005 года.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до ДД.ММ.ГГГГ, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после ДД.ММ.ГГГГ при условии, если это жилое помещение является изолированным.
Тот факт, что семья истицы занимает изолированное жилое помещение (комнату), подтверждается ордером и выпиской из поквартирной карточки, из которых видно, что семья истицы занимает комнату №.
Учитывая, что спорное жилое помещение не было передано в муниципальную собственность в нарушение действующего законодательства о приватизации государственных предприятий, суд полагает, что на данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.
Из пояснений представителя истицы видно, что истица правом на приватизацию ранее не воспользовалась, что подтверждается справкой МП «Инвентаризатор» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой видно, что Шихбабаева В.Х. в реестре собственников не значится и право приватизации в <адрес> не использовала, а также уведомлением Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>, согласно которому в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации права Шихбабаевой В.Х. на объекты недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 131 и п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членом семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Судом установлено, что согласно сообщений Управления ФРС по <адрес> право собственности на данный объект недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Однако суд полагает, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа Тольятти на жилой <адрес>А по <адрес> не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Шихбабаевой В.Х., поскольку возникновение права собственности на спорное имущество не может быть поставлено в зависимость от исполнения либо не исполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.
Согласно согласиям № и № от ДД.ММ.ГГГГ Т. и Ш. дали согласия на приватизацию спорного жилого помещения без их долевого участия.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что истица имеет право на приватизацию занимаемого ей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А <адрес>, и за ней должно быть признано право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации. В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение не подлежит приватизации, так как является собственностью акционерного общества, суд находит несостоятельными по вышеизложенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шихбабаевой В.Х. удовлетворить.
Признать за Шихбабаевой В.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилое помещение - комнату № в <адрес>А по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца.
Председательствующий: