2-890\2012
Решение
Именем Российской Федерации
Село Беляевка 11 октября 2012 года
Беляевский районный суд Оренбургской области
В составе:
Председательствующего судьи Харченко Н.А.
При секретаре Дяровой Г.В,
С участием истца Дроботова ФИО1, представителя ответчика Умиршиной ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дроботова ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Беляевском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,
Установил:
Дроботов С.А. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Беляевском районе (далее по тексту ГУ – УПФР в Беляевском районе) по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ начальник ГУ-УПФР в Беляевском районе отказал в назначении досрочной пенсии по старости, не включив в льготный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает указанное решение незаконным, просит обязать ответчика назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости, включив в льготный стаж перечисленные выше периоды.
В ходе судебного заседания истец Дроботов С.А. свои требования полностью поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Умиршина Г.М. с требованиями истца не согласилась, объяснив, что при вынесении начальником обжалуемого решения нарушений действующего законодательства не было допущено. С учетом периодов, о включении которых в льготный стаж просит истец, на день обращения с заявлением в УПФР В Беляевском районе он имел требуемый стаж для досрочного назначения пенсии.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из военного билета серии № № усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дроботов С.А. проходил службу в рядах Советской Армии. (листы дела 7-11)
В трудовой книжке серии № № от ДД.ММ.ГГГГ отражены периоды педагогической деятельности Дроботова С.А.
Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подтверждаются копиями приказов. (листы дела 26-32)
Из решения начальника ГУ-УПФР в Беляевском районе № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в стаж дроботова С.А., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (листы дела 17-19)
В ходе судебного заседания обозревались отказное пенсионное дело Дроботова С.А.: копия трудовой книжки, документы, подтверждающие периоды ее работы.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствие с требованиями пункта 10 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением начальника УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ Дроботову С.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа (требуется 25 лет, продолжительность стажа Дроботова С.А. – <данные изъяты> в который не были засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Что касается включения в льготный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, суд исходит из следующего.
Согласно пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление взносов в Пенсионный Фонд РФ. Следовательно, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в льготный стаж Дроботова С.А.
Что касается требований о включении в льготный стаж периода службы в рядах Советской Армии, то судом установлено, что Дроботов С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в армии. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял педагогическую деятельность в Карагачской средней школе. Решением начальника УПФР в Беляевском районе № от ДД.ММ.ГГГГ не засчитан в стаж указанный выше период службы в армии, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает.
Положения части2 статьи6, части4 статьи15, части1 статьи17, статей18, 19 и части1 статьи55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004года N2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001года N8-П и Определение от 5 ноября 2002года N320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период, когда истец служил в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года N1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее по тексту – Положения). Согласно пункту1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Дроботова С.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, период осуществления Дроботовым С.А. службы в Советской Армии надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так как действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
При таких обстоятельствах требования Дроботова С.А. о включении с льготный стаж периода службы в рядах Советской Армии также подлежат удовлетворению.
Согласно требований частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Учитывая, что на момент обращения в УПФР в Беляевском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (на ДД.ММ.ГГГГ) Дроботов С.А. с учетом периодов службы в рядах Советской Армии и нахождения на курсах повышения квалификации имел необходимый стаж педагогической деятельности, досрочная пенсия по старости должна быть ему назначена со дня обращения с заявлением к ответчику.
Поэтому требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
Исковые требования Дроботова ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Беляевском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Беляевском районе Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Беляевском районе Оренбургской области назначить Дроботову ФИО1 досрочную пенсию по старости со дня его обращения в Пенсионный фонд РФ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Беляевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: