№ 2а-676/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Любытино Новгородской области 15 апреля 2021 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Арсеньевой Е.И.,
при секретаре Елисеевой С.В.,
с участием представителя истца ФИО8 Ю.Ю.,
представителя третьего лица Шаройкина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации <данные изъяты> муниципального района к отделу судебных приставов Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по НО, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Новгородской области, судебному приставу-исполнителю ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов ФИО9 Л.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация <данные изъяты> муниципального района обратилась с вышеназванным административным иском, в обоснование указав, что является должником по исполнительному производству №№ возбужденному постановлением административного ответчика от 01.12.2020 г. на основании исполнительного листа № № от 13.07.2020 г., выданного Боровичским районным судом по вступившему в законную силу 11.07.2020 г. решению, предмет исполнения: обязать Администрацию <данные изъяты> муниципального района привести укрытие № № расположенное по адресу: <адрес> в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений, утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583, удалив из его помещений сточные воды, и принять меры по исключению их попадания в последующем.
Административный ответчик постановлением от 16 марта 2021 г. установил административному истцу исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в адрес Администрации <данные изъяты> муниципального района 29 марта 2021 года. Оспариваемым постановлением установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 31 марта 2021 года. При этом требование об исполнении решения, в котором срок исполнения указан 31.03.2021 г. поступило в адрес административного истца 29.03.2021 г.
Администрацией <данные изъяты> муниципального района направлено заявление в Боровичский районный суд о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда.
Административный истец полагает, что принял меры по исполнению судебного акта.
Ссылаясь на положения ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Администрация <данные изъяты> муниципального района просит суд освободить ее от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 16 марта 2021 года.
В судебном заседании представитель административного истца-Администрации <данные изъяты> муниципального района ФИО10 Ю.Ю. поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям, дополнительно пояснила, что в настоящее время во исполнение решения суда ведутся работы по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории муниципального района, в том числе по <адрес> № 196-54.
Представитель административного ответчика - ОСП Боровичского, Мошенского и Любытинского районов УФССП России по Новгородской области, судебный пристав-исполнитель ОСП Боровичского, Мошенского и Любытинского районов УФССП по Новгородской области ФИО11 Л.А. в судебное заседание не явились, представили письменные возражения на иск, полагали, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем обоснованно.
Представитель административного ответчика - УФССП России по Новгородской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Заинтересованное лицо – прокурор <данные изъяты> района Шаройкин В.В. полагал возможным административный иск удовлетворить.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1, 2, 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 указанной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Как следует из п. 75 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства), при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что за исключением субъектов предпринимательской деятельности, иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Боровичского районного суда от 05 июня 2020 года на Администрацию <данные изъяты> муниципального района возложена обязанность привести в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений, утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583, укрытие № 196-54, расположенное по адресу: <адрес>, удалив из его помещений сточные воды, и принять меры по исключению их попадания в последующем.
01 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП по Новгородской области ФИО12 Л.А. на основании исполнительного листа № № возбуждено исполнительное производство с установлением 5-дневного срока для добровольного исполнения.
Копия постановления получена должником-Администрацией <данные изъяты> муниципального района 10 декабря 2020 г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по Новгородской области ФИО13 Л.А. от 16 марта 2021 года с Администрации Мошенского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей по причине неисполнения решения суда в установленный законом срок.
Материалами дела подтверждается, что должник своевременно получил копию постановления о возбуждении исполнительного производства, до настоящего времени решение суда в полном объеме не исполнил.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Совершенные Администрацией <данные изъяты> муниципального района во исполнение решения суда действия не свидетельствуют о проявлении достаточной заботливости и осмотрительности, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
В тоже время, размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен.
Принимая во внимание, что возложенная на Администрацию <данные изъяты> муниципального района обязанность требует значительных финансовых затрат, с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины административного истца, его материального положения, суд приходит к выводу о возможности снизить размер исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 173 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации <данные изъяты> муниципального района удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Администрации <данные изъяты> муниципального района, по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП Боровичского, Мошенского и Любытинского районов N № от 01 декабря 2020 года, до 37500 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Судья Е.И. Арсеньева
Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2021 года.
Судья Е.И. Арсеньева