РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2017 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Чариной Е.В.,
при секретаре Ситниковой А.В.,
с участием:
представителя истицы Овчинниковой В.Н. по доверенности Горчаковой С.Г.,
рассмотрев в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-116/2017 по иску Овчинниковой Н.В. к администрации города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, министерству экономического развития Тульской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности на жилые комнаты в порядке приватизации,
установил:
Овчинникова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации города Тулы, министерству экономического развития Тульской области о признании права собственности на жилые комнаты в порядке приватизации.
В обоснование заявленного требования сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера ей (истице) предоставлены жилые помещения – комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв. м (<данные изъяты> кв. м и <данные изъяты> кв. м) в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> (далее по тексту – спорные жилые комнаты, спорные жилые помещения). Для реализации права на приобретение в собственность в порядке приватизации вышеуказанных комнат она (Овчинникова Н.В.) ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы с заявлением о заключении договора социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ года получила отказ со ссылкой на то, что в Едином реестре муниципального имущества города Тулы комнаты площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу: <адрес> не числятся. ДД.ММ.ГГГГ года ею (истицей) в администрацию города Тулы подано заявление о передаче вышеуказанных комнат в собственность в порядке приватизации, однако также получен отказ, поскольку домовладение <адрес> не числится в Едином реестре муниципального имущества города Тулы. Не числится оно и в Реестре имущества Тульской области, что следует из ответа Министерства экономического развития Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года. Занимаемые ею (истицей) комнаты не зарегистрированы за физическими и юридическими лицами, не относятся к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. Она (Овчинникова Н.В.) в приватизации жилых помещений ранее участия не принимала.
На основании изложенного, просила суд признать за нею (Овчинниковой Н.В.) право собственности на занимаемые жилые помещения – комнату жилой площадью <данные изъяты> кв. м и комнату жилой площадью <данные изъяты> кв. м в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В судебное заседание истица Овчинникова Н.В. не явилась, о месте и времени его проведения извещена, в письменном заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ранее, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ года, заявленное требование поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что комната площадью <данные изъяты> кв. м (по техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ года площадь комнаты составляет <данные изъяты> кв. м) по адресу: <адрес>, предоставлена ей (Овчинниковой Н.В.) на состав семьи <данные изъяты> человек: она (Овчинникова Н.В.), ее супруг Овчинников Н.Н., мать Мельникова А.С., дети Овчинникова Е.Н., Овчинников А.Н., на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года. Впоследствии ей (истице) предоставлена комната площадью <данные изъяты> кв. м в указанной квартире, однако документы о предоставлении данного жилого помещения у бывшего работодателя не сохранились. ДД.ММ.ГГГГ года с ней (Овчинниковой Н.В.) заключен типовой договор найма государственного помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР, предметом которого явились <данные изъяты> комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв. м в коммунальной квартире по адресу: <адрес>; на ее (истицы) имя открыт финансовый лицевой счет. В ДД.ММ.ГГГГ ей (Овчинниковой Н.В.), состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлена отдельная двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, в которую она (истица) вселилась вместе с детьми Овчинниковой Е.Н. и Овчинниковым А.Н. В спорных комнатах остались проживать ее (истицы) супруг Овчинников Н.Н., с которым она расторгла брак, и мать Овчинникова А.С., которая ДД.ММ.ГГГГ умерла. ДД.ММ.ГГГГ она (Овчинникова Н.В.) вновь зарегистрировалась к супругу Овчинникову Н.Н. по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Овчинников Н.Н. умер. В настоящее время она (истица) зарегистрирована и фактически проживает в комнатах жилой площадью <данные изъяты> кв. м (<данные изъяты>), расположенных по адресу: г<адрес>, является нанимателем данной жилой площади, оплачивает наем жилья и коммунальные услуги, иных жилых помещений на праве пользования либо в собственности не имеет.
Представитель истицы Овчинниковой Н.В. по доверенности Горчакова С.Г. в судебном заседании поддержала заявленное исковое требование и просила суд его удовлетворить, пояснив, что комнаты жилой площадью <данные изъяты>. м в коммунальной квартире <адрес> предоставлены Овчинниковой Н.В. на законных основаниях, в соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса РФ истица приобрела право пользования данными жилыми помещениями.
Представитель ответчиков – администрации города Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы по доверенностям Русаев Е.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что жилые помещения, о признании права собственности на которые заявлено, не находится в муниципальной собственности.
Представитель ответчиков - министерства экономического развития Тульской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены, представили письменные заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области указал, что в соответствии с распоряжением Территориального управления Росимущества в Тульской области от 31.12.2009 года № 336-р «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Сплав» жилой дом <адрес> в уставной капитал акционерного общества включен не был, подлежит передаче в муниципальную собственность и в настоящее время составляет имущество казны Российской Федерации; не возражал против удовлетворения искового требования Овчинниковой Н.В. при подтверждении ею всех юридически значимых обстоятельств.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество «Научно-производственное объединение «Сплав» в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Жолудев С.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения искового требования Овчинниковой Н.В. не возражал.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ и учитывая мнение представителя истицы, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав пояснения представителя истицы Овчинниковой Н.В. по доверенности Горчаковой С.Г., исследовав письменные материалы гражданского дела, обозрев материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
На основании статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренным законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (статья 4 указанного Закона).
На основании статьи 6 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В судебном заседании установлено, что квартира <адрес> является коммунальной и состоит из трех изолированных комнат жилой площадью <данные изъяты> кв. м.
Вступившим в законную силу решением Пролетарского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ года за Плисиным М.Ю. признано право собственности в порядке приватизации на комнату площадью <данные изъяты> кв. м в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года собственником данной комнаты является Жолудев С.Н.
Согласно обменному ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ года комната площадью <данные изъяты> кв. м (по техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ года площадь комнаты составляет <данные изъяты> кв. м) по адресу: <адрес>, предоставлена Овчинниковой Н.В. на состав семьи <данные изъяты> человек: она (Овчинникова Н.В.), ее супруг Овчинников Н.Н., мать Мельникова А.С., дети Овчинникова Е.Н., Овчинников А.Н.
Здание по адресу: <адрес>, было построено в ДД.ММ.ГГГГ и в силу положений статьи 21 Основ гражданского законодательства союза ССР и республик (действовавших с ДД.ММ.ГГГГ) и статьи 95 ГК РСФСР (действовавшего с ДД.ММ.ГГГГ), являлось государственной собственностью, а позже, в связи с введением в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищного кодекса РСФСР, отнесено к государственному жилищному фонду.
Данное здание было закреплено за ФГУП «ГНПП «Сплав», что не противоречило требованиям вышеприведенных законодательных актов, поскольку в соответствии с ними государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов и мог быть закреплен за государственными предприятиями и организациями.
Впоследствии Овчинниковой Н.В. предоставлена комната площадью <данные изъяты> кв. м в указанной коммунальной квартире; по сообщению АО «НПО «СПЛАВ» от ДД.ММ.ГГГГ года, документы о предоставлении Овчинниковой Н.В. комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв. м не сохранились.
ДД.ММ.ГГГГ года с Овчинниковой Н.В. заключен типовой договор найма государственного помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР, предметом которого явились <данные изъяты> комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв. м в коммунальной квартире по адресу: <адрес>; на имя истицы открыт финансовый лицевой счет.
Постановлением Главы администрации Пролетарского района Управы г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ года № «О предоставлении жилой площади Овчинниковой Н.В.» на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета ФГУП «ГНПП «Сплав» (протокол ДД.ММ.ГГГГ) Овчинниковой Н.В. предоставлена отдельная двухкомнатная квартира № жилой площадью <данные изъяты> кв. м в доме <адрес> на семью из <данные изъяты> человек: Овчинникова Н.В., Овчинникова Е.Н. (дочь), Овчинников А.Н. – сын. Жилая площадь предоставлена со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ года Овчинниковой Н.В. выдан ордер ПР № на квартиру <адрес>
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Овчинникова Н.В. зарегистрирована к супругу Овчинникову Н.Н. по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Овчинников Н.Н. умер.
Согласно выписке из домовой книги и поквартирной карточке на комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв. м, в комнатах жилой площадью <данные изъяты> кв. м, расположенных по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована Овчинникова Н.В. (наниматель).
В ДД.ММ.ГГГГ Овчинникова Н.В. обратилась в администрацию города Тулы, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы с заявлением о заключении договора социального найма и передаче комнат жилой площадью <данные изъяты> м в коммунальной квартире <адрес> в собственность, однако получила отказ со ссылкой на то, что занимаемые ею (истицей) комнаты не числятся в Едином реестре муниципального имущества города Тулы.
По сообщению Министерства экономического развития Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, в Реестре имущества Тульской области отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, нет.
Согласно выписке из Реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <данные изъяты> квартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве хозяйственного ведения ФГУП «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав» на основании договора о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП «НПО «Сплав», то есть спорные комнаты входят в состав казны Российской Федерации.
По сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области указал, что в соответствии с распоряжением Территориального управления Росимущества в Тульской области от 31.12.2009 года № 336-р «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Сплав» жилой дом <адрес> в уставной капитал акционерного общества включен не был, подлежит передаче в муниципальную собственность и в настоящее время составляет имущество казны Российской Федерации.
Сведения об отсутствии записи о регистрации права собственности на спорные жилые помещения за физическими и юридическими лицами подтверждены письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, жилые комнаты жилой площадью <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>, по праву собственности за физическими и юридическими лицами на праве личной собственности не зарегистрированы, какими-либо правами не обременены.
На основании статьи 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу пункта 2.2 Положения о порядке и условиях бесплатной передачи государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 13.06.2002 года № 360, для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане обязаны предоставить справку, подтверждающую, что в период с 1 июля 1991 года по момент подачи заявления право на приватизацию жилья использовано не было.
С учетом требования данных норм истица Овчинникова Н.В. обязана подтвердить свое неучастие в приватизации жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ Овчинникова Н.В. была зарегистрирована в комнатах жилой площадью <данные изъяты> кв. м (<данные изъяты>) по адресу: <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ она состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>; участия в приватизации данной жилой площади не принимала.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Овчинникова Н.В. зарегистрирована и проживает в комнатах жилой площадью <данные изъяты> кв. м (<данные изъяты>) по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из лицевого счета и домовой книги.
Отсутствие у истицы Овчинниковой Н.В. жилых помещений на праве собственности, в том числе, ранее приобретенных, но впоследствии отчужденных, в г. Туле и Тульской области за период с ДД.ММ.ГГГГ года подтверждено сообщением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Тульского филиала от ДД.ММ.ГГГГ, а также данными технического паспорта, выданного ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации»,
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Статьей 18 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
При этом пунктом 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности.
Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что включение объектов жилищного фонда, к которым относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий не допускалось. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, при приватизации ФГУП «ГНПП «Сплав» жилищный фонд, в том числе дом, в котором находятся спорные жилые помещения, подлежал передаче в муниципальную собственность.
Однако на момент рассмотрения спора здание <адрес> в муниципальную собственность не принято.
Между тем, это обстоятельство не может влечь за собой неблагоприятные последствия для истицы, выразившей намерение воспользоваться предоставленным ей правом на приватизацию занимаемых жилых помещений, поскольку соблюдение законов Российской Федерации в равной мере является обязанностью как граждан, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции РФ).
Более того, в силу прямого указания статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» дата передачи жилых помещений в общежитиях в ведение органов местного самоуправления правового значения для применения к спорным правоотношениям норм законодательства о социальном найме жилых помещений не имеет.
Следовательно, при наличии установленной законом и не исполненной органами власти и должностными лицами обязанности передать жилое здание в ведение органов местного самоуправления возникновение прав граждан в рамках отношений социального найма не может быть поставлено в зависимость от времени непосредственной передачи жилого помещения органам местного самоуправления.
Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 08.12.2015 года № 4-КГ15-66.
Государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.
Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации по нормам Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при выражении собственного волеизъявления на получение жилья в собственность.
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 названного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом единственным условием для приватизации жилья, относящегося как к государственному, так и муниципальному жилищному фонду, законодателем определено лишь право пользования граждан Российской Федерации указанными жилыми помещениями на условиях социального найма. Отсутствие решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения при наличии заключенного договора социального найма не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения на условиях социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления Овчинниковой Н.В. спорных комнат жилой площадью <данные изъяты> кв. м в коммунальной квартире № <адрес> и статье 69 Жилищного кодекса РФ, действующей на момент повторного вселения истицы в спорные жилые помещения, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.
Законность вселения Овчинниковой Н.В. в комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв. м и комнату жилой площадью <данные изъяты> кв. м в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, не оспорена.
Из приведенных выше положений норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их системном толковании следует, что правом на приватизацию жилого помещения обладают все лица, имеющие право пользования данным жилым помещением, независимо от того, кому из них оно было изначально предоставлено. Приватизация государственного предприятия не влияет на жилищные права граждан, вселенных в установленном законом порядке в помещения государственного жилищного фонда до приватизации государственного предприятия, включая право нанимателя на вселение членов своей семьи, которые, приобретая равное с нанимателем право пользования жилым помещением.
Истица Овчинникова В.Н. занимает комнаты жилой площадью <данные изъяты> кв. м и <данные изъяты> кв. м (а всего <данные изъяты> кв. м) с ДД.ММ.ГГГГ (в связи с трудовыми отношениями была вселена в них в качестве нанимателя балансодержателем здания ФГУП «ГНПП «Сплав»), постоянно зарегистрирована в них по месту жительства с открытием финансового лицевого счета на упомянутые жилые помещения, вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая принимается наймодателем, исполняет обязанности нанимателя жилого помещения, других жилых помещений на праве собственности или праве самостоятельного пользования не имеет. Указанные обстоятельства подтверждены представленными документами, объяснениями истицы Овчинниковой Н.В. и ее представителя по доверенности Горчаковой С.Г. и ответчиками не опровергнуты. Спорные жилые комнаты являются изолированными, а потому могут являться предметом договора социального найма и, следовательно, объектом приватизации.
В соответствии со статьей 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией и нанимателем - гражданином также заключался на основании ордера на жилое помещение. Вместе с тем, отсутствие у истицы ордера на занятие жилой площади <данные изъяты> кв. м ввиду его (ордера) несохранности балансодержателем при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, длительном проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя не может служить препятствием к возникновению у Овчиниковой Н.В. права пользования жилым помещением. Доказательством обоснованности вселения истицы в комнату жилой площадью <данные изъяты> кв. м в коммунальной квартире <адрес> является факт открытия финансового лицевого счета и заключения типового договора найма между ФГУП «ГНПП «Сплав» и Овчинниковой Н.В. в отношении жилой площади <данные изъяты>, в силу чего отсутствие (утрата, несохранение) ордера на право занятия жилого помещения площадью <данные изъяты> при фактическом вселении, проживании в жилом помещении и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у истицы Овчинниковой В.Н. права пользования жилым помещением, которое в установленном законом порядке не оспорено, с требованиями о выселении истицы или о признании ее не приобретшей (утратившей) право пользования жильем их собственник не обращался.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что, поскольку комнаты жилой площадью <данные изъяты> в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, используются истицей Овчинниковой Н.В. на условиях договора социального найма, постольку в силу закона они подлежат приватизации. Учитывая, что истица выразила желание приобрести занимаемые ею комнаты в собственность в порядке приватизации, ранее в приватизации жилья не участвовала, исковое требование Овчинниковой Н.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению. Иное нарушило бы конституционное право истицы, предусмотренное статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», на получение занимаемого жилого помещения ы в собственность в порядке приватизации, в чем ей не может быть отказано в силу закона. Обстоятельств, исключающих возможность признания права собственности на жилые помещения в порядке приватизации, в рамках рассмотрения данного дела судом не установлено. Отсутствуют и какие-либо особенности правового режима жилых комнат, препятствующие их приватизации.
Иск судом удовлетворен к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, однако каких-либо прав или законных интересов ответчика принятым решением не затронуто, каких-либо обязанностей на него не возложено.
Одновременно суд полагает возможным отказать в удовлетворении искового требования Овчинниковой Н.В. о признании права собственности на жилые комнаты в порядке приватизации, заявленного к администрации города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, министерству экономического развития Тульской области, поскольку испрашиваемые истицей жилые комнаты в коммунальной квартире не числятся в Едином реестре муниципального имущества города Тулы, а равно в Едином реестре имущества Тульской области, указанные юридические лица требований на нее не предъявляют, прав истицы Овчинниковой Н.В. не нарушают, а потому являются ненадлежащими ответчиками по ее иску.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленного и поддержанного искового требования, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое требование Овчинниковой Н.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности на жилые комнаты в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Овчинниковой Н.В. право собственности на жилые помещения – комнату жилой площадью <данные изъяты> и комнату жилой площадью <данные изъяты> в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В удовлетворении искового требования Овчинниковой Н.В. к администрации города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, министерству экономического развития Тульской области о признании права собственности на жилые комнаты в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Чарина