КОПИЯ
№ 2–1568/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2018 года г.Белорецк, РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.В.,
при секретаре Султановой Е.Р.,
с участием истца Ягудина М.В., представителя ответчика Пономаревой О.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуЯгудина М. В. к ООО управляющая компания «Жилкоммунсервис» о признании действия по увеличению тарифов на содержание общего имущества, включению в тариф НДС не произведенных общехозяйственных расходов на содержание не имеющегося имущества и не произведенных работ незаконными, возврате уплаченных денежных сумм, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Ягудин М.В. обратился в суд с иском к ООО управляющая компания «Жилкоммунсервис» о признании действия по увеличению тарифов на содержание общего имущества, включению в тариф НДС не произведенных общехозяйственных расходов на содержание не имеющегося имущества и не произведенных работ незаконными, возврате уплаченных денежных сумм, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование заявленных требований указал, что ... ООО Управляющая компания «Жилкоммунсервис» заключило с ним договор на управление многоквартирным домом, где он проживает, по содержанию общего имущества дома и текущего ремонта, как с собственником жилых помещений квартиры №.... В соответствии с пункта 1.3 данного договора ООО УК «ЖКС» обязалось руководствоваться в своей работе Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными Постановлениями Правительства РФ и иными Положениями гражданского законодательства РФ.
На самом деле руководство ООО УК «ЖКС» данный пункт договора проигнорировало и осуществляло свою деятельность в основном в области обогащения и получения прибыли за счет неосновательного обогащения за счет жителей дома. Для достижения своих целей данное ООО в одностороннем порядке увеличивало тарифы на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества. Жители данного дома, в том числе и он, о тарифах по содержанию общего имущества узнавали при получении платежных документов на оплату за коммунальные услуги.
В последний раз самовольное увеличение произведено было руководством по состоянию на ..., когда в протокол были включены умершие люди. После его обращения в полицию руководство ООО УК «ЖКС» в ... данные завышенные суммы ему возвратило. В нарушение норм ЖК РФ, постановления Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года руководство ООО УК «ЖКС» в состав расходов по содержанию общего имущества на свои услуги ввело налог на НДС и обложила все услуги ООО УК «ЖКС», тогда как Федеральным законом № 118-ФЗ статьей 27 от 5 августа 2000 года при формировании Налогового кодекса РФ ввело в статью 149 часть 2 пункт 10, который освободил от налогообложения реализацию и оказании для собственных нужд услуги по предъявлению в пользование жилых помещений в жилом фонде всех форм собственности.
Кроме этого, согласно Федеральному закону № 287-ФЗ «В налоговую базу не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва, на проведение текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме». На его обращение от ... о незаконном начислении на жилищно-коммунальные услуги НДС и включения их в собственную прибыль руководство ООО УК «Жилкоммунсервис» ограничилось отпиской и продолжило их начислять.
Не выполняются и требования Постановление Правительства РФ за №491 от 13 августа 2006 года «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», а именно пункт 35 «Размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ».
Платежи за управление, содержание и текущего ремонта превышали отчетных данных затрат с произведенными приписками невыполненных работ в 2014 году на 116 844 рубля, в 2015 году на 113 024 рубля и в 2016 году 212 985 руб. Кроме этого в фактические затраты по содержанию дома включены не произведенные работы по отчету:
№ п/п |
Описание работ в сравнительной таблице. |
По сравнительной таблице. |
Сумма завышения за .... | ||
За ... год. |
За ... год. |
За .... | |||
1. |
Общий технический осмотр. |
42941-08 |
44189-57 |
87130-65 | |
2. |
Работы по содержанию подвала. |
9639-42 |
10614-65 |
10923 |
31177-07 |
3. |
Работы по содержанию инженерного оборудования. |
182086-62 |
367077-78 |
413213 |
962377-40 |
4. |
Электрооборудование |
18258-72 |
18258-72 | ||
5. |
Общехозяйственные расходы |
127174-50 |
127174-50 | ||
ИТОГО: |
337159-26 |
420633-51 |
468325-57 |
1226118-34 | |
В том числе собственнику ... по доле: |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
0,59 | |
в сумме: |
1989-24 |
2481-74 |
2763-12 |
7234-10 |
Кроме того, руководством ООО УК «ЖКС» не исполняется и Постановление Правительства РФ за № 354 от 6 мая 2011 года пункт 47 подпункт «б», то есть исполнитель обязан уменьшить объем коммунальных платежи в следующим расчетном периоде, что сделано не было. В результате ООО УК «ЖКС» за его счет получило в ... неосновательного дохода в сумме 7 234 руб. 10 коп. (1226118 руб. * 0,59% доли в общем имуществе / 100%), которые в соответствии со ст.1102 ГК РФ ответчик обязан возвратить.
В соответствии со статьей 1107 ГК РФ части 2 за пользование чужими средствами в соответствии со статьей 395 части 1 начисляются проценты по ключевой ставке Банка России действовавшие в ..., сумма которой составляет 2251 руб. 54 коп. Кроме того, ООО УК «ЖКС» ежегодно получало от арендаторов возмещение содержания общего имущества, которое выплачивали собственники. За период ... им излишне уплачено за содержание не жилых помещений 661 руб. 15 коп., в том числе, в ... 211 руб., в ... 225 руб., в ... 225 руб. 15 коп.
Таким образом, руководство ООО УК «ЖКС» получило от него на данный период незаконно денежных средств на сумму 7895 руб. 25 коп.
№ п/п |
Описание не законных действий: |
.... Руб. |
... Руб. |
... Руб. |
Итого: Руб. |
1 |
Завышение тарифа на содержание общего имущества за счет не установленного оборудования и не выполненных работ. |
1989-24 |
2481-74 |
2763-12 |
7234-10 |
2. |
Содержание не жилых помещений входящий в тариф на содержание общего имущества. |
211-00 |
225-00 |
225-15 |
661-15 |
3 |
Итого: Что составляет ежемесячно: |
2200-24 183-35 |
2706-74 225-56 |
2988-27 249-02 |
7895-24 |
Просит признать незаконными действия руководства ООО УК «Жилкоммунсервис» по увеличению тарифа на содержание общего имущества и включение в тариф НДС и непроизведенные общехозяйственные расходы на содержание не имеющегося имущества и непроизведенных работ в данном доме в результате, которого им переплачено за ... в размере 7895 руб. 25 коп., и обязать ответчика возвратить переплаченную сумму. Взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами по ключевой ставке Банка России за ... согласно уточненного расчета 2251 руб. 54 коп., а также обязать ответчика уплатить государственную пошлину пропорционально удовлетворенным требованиям и не применять срок исковой давности, поскольку ООО УК «ЖКС» не предоставило ему отчет исполнения договора управления МКД за ... в первом квартале ....
Истец Ягудин М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме. Дополнил, что с ... он начал изучать тарифы на содержание общего имущества, выяснил, что тарифы устанавливает сама управляющая компания, а не жильцы дома. Управляющая компания включает в тарифы расходы, которых не было. У них 24 человека в штате на 189 домов, непонятно почему нет в штате дворника, сантехника и электрика. Текущий ремонт подъезда они не делают, самовольно захватили подвальное помещение, сами его эксплуатируют. Начисленные тарифы являются завышенными, мнение собственников не учитывается. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО УК «Жилкоммунсервис» Пономарева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Ягудина М.В. не признала, суду показала, что периоды .... по начислению тарифов уже рассматривались в Белорецком межрайонном суде по исковым заявлением Ягудина М.В. (дела №..., №..., №..., №...), по которым были вынесены решения об отказе в их удовлетворении. В связи с чем повторное рассмотрение искового заявления затрагивающие те же периоды и те же требования в силу закона не возможны, так как имеются вступившие в законную силу судебные акты. Кроме того, не произведенные работы, по мнению Ягудина М.В., фактически были выполнены, произведены: - осмотры общего имущества многоквартирного дома текущие, сезонные (два раза в год) и внеочередные, проводятся мастерами ООО «Домовое хозяйство»; - уборка подвала проводится один раз в год (а также при необходимости - чаще) дворниками ООО «Домовое хозяйство»; - обще-домовые нужды, как то отопление и электроосвещение - это коммунальные услуги, а не содержание помещения, т.е. коммунальные ресурсы в целях содержания, для населения рассчитываются в соответствии с утвержденными Госкомитетом РБ по тарифам нормативами и им же установленными тарифами, и не зависят от потребления коммунальных ресурсов отдельными жилыми или нежилыми помещениями. Согласно техническому паспорту на многоквартирный дом ..., дом оснащен центральным водопроводом, центральным отоплением, центральной канализацией, центральным электроснабжением, центральным газоснабжением. Кроме того, данный дом оборудован узлом учета тепловой энергии на отопление. Все инженерные сети (ВС, ВО, ТС, ЭС) и оборудование (узел учета), в соответствии с законодательством РФ, требуют как содержания, так и текущего ремонта. Содержание проводится за счет средств по статье «содержание», а текущий ремонт - за счет средств по статье «текущий ремонт». Статья «Общехозяйственные расходы» - это общехозяйственные расходы ООО «Домовое хозяйство» (зарплата АУП, отчисления, обучение персонала, канцелярские расходы, услуги связи, налоги и пр.), которые относятся к работам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в структуре общего тарифа. А статья «услуги по управлению» - это общие расходы управляющей компании ООО УК «Жилкоммунсервис», которые относятся к услугам по управлению многоквартирным домом в структуре общего тарифа. Ягудин М.В. считает проценты по «не произведенным работам», которые относятся к содержанию, а ссылается на постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, которое относится к коммунальным услугам. Ягудину М.В. неоднократно разъяснялось, что согласно п.п.30 п.3 ст.149 Налогового Кодекса РФ услуга по содержанию и ремонту общего имущества распределяется на облагаемые работы по НДС, которые выполняются собственными силами. К этим работам относятся управленческие услуги. Работы и услуги, выполняемые подрядными организациями по текущему ремонту и содержанию жилищного фонда, имеющими льготные условия, НДС не облагаются. Однако эта льгота применяется при условии, что такие работы реализуются по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих данные работы. НДС, предъявленный подрядной организацией, не принимается к вычету, и учитывается в стоимости выполненных работ. Также просит учесть, что общедомовые нужды утверждены Постановлениями государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам. Просила учесть, что истцом пропущен срок исковой давности за ... - частично за ... год, поскольку он имел возможность ознакомиться с отчетами в рамках рассматриваемых гражданских и административных дел и на сайтах Жилкоммунсервис рф и на сайте reformagkh.ru, в связи с чем просит применить срок исковой давности к указанным периодам. Тарифы устанавливаются после утверждения их на собрании собственников помещений МКД, в случае если собственники отказываются проводить такие собрания, управляющая компания вправе обратиться в орган местного самоуправления и уже Совет администрации решает установить новые тарифы или нет. Подвальное помещение не предназначено для жителей, там находятся инженерные системы, песок для посыпки дорог в зимний период, подвал принадлежит администрации. Собственники помещений платят квартплату за свои квадратные метры. В тарифы на содержание дома заложены услуги сторонних организаций, стоимость которых предварительно запрашивается. Доказательств подтверждающих невыполнение управляющей компанией каких-либо работ суду не предоставлено, все услуги населению выполнены. Просит в удовлетворении требований Ягудина М.В. отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с п. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 в соответствии со ст. ст. 39 и 156 ЖК РФ, наделяющими Правительство РФ полномочиями на установление таких Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.
Решением ВС РФ от 21.11.2007 г. N ГКПИ07-985, вступившим в законную силу на основании определения ВС РФ от 21.02.2008 г. N КАС07-764 подпункт "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, согласно которому содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома оставлен без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 5 ст. 46, ст. 158 ЖК РФ и п. 33 Правил содержания общего имущества многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товариществ собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы расходов и доходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Расчетный период для оплаты устанавливается равным календарному месяцу.
Плата вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок.
Исходя из положений ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права на помещения в этом доме.
Согласно ч. 2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и т.д.
В соответствии со ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Жилищные права и обязанности возникают в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; вследствие действий (бездействий) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом (ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ).
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги до 01.07.2016 года был установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (гл. 3), исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.
После 01.07.2016 года применяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно п.п. 36-38 указанных Правил Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с п. п. 31 - 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, размер обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, как являющихся членами товарищества собственников жилья, так и не являющихся членами товарищества, определяются органами управления. Размеры платы должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (п. 28 указанных Правил). При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Приведенные положения процессуального закона направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и обеспечение законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.
В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что ООО УК «Жилкоммунсервис» является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... на основании протокола общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом от ....
Решением Белорецкого межрайонного суда РБ от ... по делу №..., оставленным без изменения апелляционным определением ВС РБ от ..., отказано в удовлетворении исковых требований Ягудина М.В. к ООО Управляющая компания «Жилкоммунсервис», Администрации муниципального района Белорецкий район о признании протокола №... от ... общего собрания собственников помещений недействительным, которым принято решение выбрать способ управления многоквартирным домом №... по ... - управляющую компанию ООО «Жилкоммунсервис».
До настоящего времени управляющей компанией многоквартирного дома ... остается ООО УК «Жилкоммунсервис», что не оспаривается сторонами.
Истец является владельцем жилого помещения №..., расположенного в доме ....
Вышеуказанным решением Белорецкого межрайонного суда РБ от ... установлено, что в ... истцом с ООО УК «Жилкоммунсервис» был заключен договор управления многоквартирным домом, в период с ... (заключение договора управления многоквартирным домом) по ... год истец получал квитанции по оплате жилищно – коммунальных услуг, в которых получателем платежа числилось ООО УК «Жилкоммунсервис».
Согласно п.4.1. договора управления многоквартирным домом, цена договора (комплекса услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг) определяется исходя из перечня и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанных в приложении №3 и 4 к договору.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам на коммунальные услуги, установленные в соответствии с федеральным законом, исходя из фактического потребления коммунальных услуг, определенного на основании показаний индивидуальных квартирных или коллективных приборов учета, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления (п.4.4).
Решением Белорецкого межрайонного суда от ... по делу №..., оставленным без изменения апелляционным определением ВС РБ от ..., отказано в удовлетворении исковых требований Ягудина М.В. к ООО УК «Жилкоммунсервис» о признании недействительным протокола общего внеочередного собрания №... от ... и применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании проведенного собрания ... собственниками жилых помещений в данном доме состоявшимся и подлежащим немедленному исполнению, возмещении морального вреда, в связи с чем указанный протокол является надлежащим доказательством по делу.
В том числе из вышеуказанного решения суда следует, что в результате голосования было принято решение: утвердить смету расходов на содержание многоквартирного дома, размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме с ... в размере – 12,93 руб. на 1 кв.м. (для населения); 11,47 руб. на 1 кв.м. (для нежилых помещений); стоимость текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома с ... составит 1,47 руб. на 1 кв.м.
Тем самым, собственники помещений данного МКД своим решением утвердили смету расходов на содержание МКД, что опровергает доводы истца о том, что управляющая компания в одностороннем порядке увеличивала тарифы на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества.
Также решением Белорецкого межрайонного суда от ... по делу №..., оставленным без изменения апелляционным определением ВС РБ от ..., отказано в удовлетворении исковых требований Ягудина М.В. к ООО УК «Жилкоммунсервис» о признании действий незаконными, взыскании излишне уплаченных сумм, убытков и компенсации морального вреда.
В том числе из вышеуказанного решения следует, что суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действия руководства ООО УК «Жилкоммунсервис» по взиманию денежных средств за непроведенные капитальные ремонты; завышение тарифа за пользование электроэнергией ... годов и предъявления их по ценам июля этих же годов; превышение сборов платежей над фактическими расходами по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества жилого дома, которые образовались за счет включения в тариф расходов, не имеющих отношений по содержанию общего имущества (НДС, платеж ВДПО, иного имущества и другие); завышения нормопотребления расхода тепла на отопление жилой площади при наличии прибора учета расхода тепла.
Кроме того, в 2016 году истец обращался в Белорецкий межрайонный суд РБ с административным иском к Совету городского поселения города Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ о признании решения №... от ... Совета городского поселения города Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ «Об утверждении размера платы для собственников жилых помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, находящихся в управлении Управляющей компании ООО УК «Жилкоммунсервис» незаконным, коррупционным, не соответствующему Конституции РФ и не подлежащего исполнению со дня его принятия.
В том числе из решения Белорецкого межрайонного суда РБ №... года следует, что Ягудин М.В. обжаловал указанное решение Совета №... от ... в части того, что данным решением утвержден размер платы для собственников жилых помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 14,10 руб. в месяц за квадратный метр жилого и нежилого помещения.
Апелляционным определением Верховного Суда РБ от ... указанное решение Белорецкого межрайонного суда РБ от ... было отменено и передано по подсудности в Верховный Суд РБ.
Согласно данным с официального сайта Верховного Суда РБ производство по данному административному иску Ягудина М.В. к Совету городского поселения города Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ о признании решения №... от ... Совета городского поселения города Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ «Об утверждении размера платы для собственников жилых помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, находящихся в управлении Управляющей компании ООО УК «Жилкоммунсервис» незаконным, коррупционным, не соответствующему Конституции РФ и не подлежащего исполнению со дня его принятия, - прекращено ... в связи с отказом административного истца от административного иска и принятия его судом.
Тем самым, решение Совета городского поселения города Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ№... от ... «Об утверждении размера платы для собственников жилых помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, находящихся в управлении Управляющей компании ООО УК «Жилкоммунсервис» до настоящего времени не отменено и подлежит применению при расчете размера платы для собственников жилых помещений за содержание и ремонт общего имущества в МКД, в котором проживает истец.
В том числе согласно приложению №... к указанному решению Совета городского поселения утверждено, что применительно к МКД, расположенному по адресу: РБ, ..., размер платы за 1 кв.м. жилого и нежилого помещения составляет 14,10 руб. в месяц, в том числе размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом за 1 кв.м. жилого помещения составляет 2,68 руб. в месяц, размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома 1 кв.м. жилого помещения составляет 9,03 руб. в месяц, размер платы за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома 1 кв.м. жилого помещения составляет 2,39 руб. в месяц.
Указанное также опровергает доводы истца о том, что управляющая компания в одностороннем порядке увеличивала тарифы на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества, поскольку размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание общего имущества многоквартирного дома и за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома был установлен вышеуказанным решением Совета городского поселения.
Судом установлено, что осмотры общего имущества многоквартирного дома текущие, сезонные и внеочередные, проводятся мастерами ООО «Домовое хозяйство»; уборка подвала проводится один раз в год дворниками ООО «Домовое хозяйство»; общедомовые нужды, как то отопление и электроосвещение - это коммунальные услуги, а не содержание помещения, т.е. коммунальные ресурсы в целях содержания, для населения рассчитываются в соответствии с утвержденными Госкомитетом РБ по тарифам нормативами и им же установленными тарифами, и не зависят от потребления коммунальных ресурсов отдельными жилыми или нежилыми помещениями.
В частности, нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячем) водоснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды были утверждены Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 года №120.
29.05.2017 года Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам №83 были внесены изменения в отдельные постановления Государственного комитета РБ по тарифам, устанавливающие нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории РБ, определенные расчетным методом.
22.11.2017 года Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам №427 были внесены изменения в тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую МУП «Водоканал» потребителям муниципального района Белорецкий район РБ.
Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 11.12.2017 года №560 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по РБ на 2018 год.
Отчеты об исполнении управляющей компанией договора управления многоквартирным домом по ... за ..., а также реестры выполненных работ, в соответствии требованиями действующего законодательства размещены в сети интернет на официальном сайте ответчика.
Из представленной расшифровки сведений о многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация ООО УК «ЖКС», по адресу ..., следует, что фонд капитального ремонта формируется региональным оператором, в доме имеются общедомовые приборы учета, подвал, система электроснабжения, система теплоснабжения, система холодного водоснабжения и водоотведения, системы газоснабжения, вентиляции и водостоков. Исполнителями работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД значатся ООО УК «Жилкоммунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ЗАО «БСРСУ ПР», ОАО «Газпромраспределение Уфа», ООО «АДС», ООО «Профдизенфекция», ООО «Энерготехстрой», МУП «Жилищный сервисный центр».
Также из представленной расшифровки сведений о многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация ООО УК «ЖКС», по адресу ..., следует, что тарифы на теплоснабжение и электроснабжение установлены Государственным комитетом по тарифам РБ, размер взноса на капительный ремонт установлен решением общего собрания собственников помещений в МКД.
Таким образом, суд приходит к выводу, что тарифы на общедомовые нужды были утверждены Постановлениями государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, а не управляющей компанией. Смета расходов на содержание МКД изначально утверждалась решением собственников помещений МКД, размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание общего имущества многоквартирного дома и за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома был установлен решением Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ.
Тем самым, доводы истца о том, что управляющая компания ООО УК «Жилкоммунсервис» в одностороннем порядке увеличивала тарифы на содержание общего имущества за 2014-2016 год не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Относительно доводов истца о незаконности начисления в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения НДС суд отмечает следующее.
По общему правилу, установленному п. 6 ст. 168 Налогового кодекса РФ, при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога на добавленную стоимость (НДС) включается в указанные цены (тарифы).
В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ от налогообложения НДС освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Из изложенного следует, что работы (услуги) по содержанию и ремонту жилья, выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, освобождаются от налогообложения НДС при условии, если данные работы (услуги) приобретаются управляющей организацией у иных лиц.
Таким образом, при приобретении коммунального ресурса у ресурсоснабжающей организации управляющая организация оплачивает НДС, который либо уже включен цену товара (услуги), установленной уполномоченным органом власти, либо начисляется дополнительно, если он не был предусмотрен в цене товара (услуги) уполномоченным органом власти. При реализации управляющей организацией приобретенного у ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса населению повторное начисление НДС не производится.
При этом, Налоговый кодекс РФ не предусматривает освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющей организации.
Следовательно, включение сумм НДС в расчет платы за содержание и ремонт жилья в случае оказания работ, выполняемых силами самой управляющей компании, является правомерным.
Согласно п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила) размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Пунктом 29 Правил установлено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Также, согласно п. 31 Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Пунктом 33 Правил установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" с 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно представленной расшифровки сведений о многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация ООО УК «ЖКС», по адресу ..., в нем имеются инженерные сети и оборудование, которые в соответствии с законодательством РФ, требуют как содержания, так и текущего ремонта. Содержание проводится за счет средств по статье «содержание», а текущий ремонт за счет средств по статье «текущий ремонт».
Статья «Общехозяйственные расходы» включает общехозяйственные расходы ООО «Домовое хозяйство», которые относятся к работам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в структуре общего тарифа, тогда как статья «услуги по управлению» включает общие расходы управляющей компании ООО УК «Жилкоммунсервис», которые относятся к услугам по управлению многоквартирным домом в структуре общего тарифа.
Доказательств, подтверждающих невыполнение управляющей компанией каких-либо работ истцом в нарушение требований ст.56 ГПК РФ суду не предоставлено, доводы истца в данной части являются голословными и ничем не подтверждены.
Доводы истца о том, что управляющая компания самовольно захватила подвальное помещение МКД и незаконно начисляет собственникам помещений МКД за него плату также не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку материалами дела установлено, что подвал как нежилое помещение является собственностью муниципального района Белорецкий район РБ (письмо администрации МР БР РБ №... от ...), бремя содержания данного имущества несет орган местного самоуправления как собственник данных нежилых помещений.
С учетом изложенного суд находит не подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконными действий управляющей компании по увеличению тарифов на содержание общего имущества, включению в тариф НДС не произведенных общехозяйственных расходов на содержание не имеющегося имущества и не произведенных работ, поскольку доказательств незаконности каких-либо действий ООО УК «Жилкоммунсервис» в материалах дела не содержится. Суду не предоставлено.
Согласно ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Из вышеприведенных норм следует, что именно собственник помещения в МКД обязан нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку истец полностью принимал оказанные ему ООО УК «Жилкоммунсервис» услуги на протяжении 2014-2016 годов, он обязан оплачивать предоставленные ему по договору управления многоквартирным домом услуги, поскольку отношения между управляющей компанией и собственниками жилья основаны на договорных отношениях, при которых собственники жилых помещений являются заказчиками, а ООО УК «Жилкоммунсервис» является исполнителем.
Согласно договору управления многоквартирным домом данная управляющая компания в течение согласованного срока за плату оказывала собственникам дома, в том числе и истцу, услуги и выполняла работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, которые истец принимал, оплачивая выставляемые счета по тарифам, рассчитанным для многоквартирного жилого дома ....
Поскольку договор управления многоквартирным домом является договором возмездного оказания услуг согласно ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, учитывая, что завышение управляющей компанией тарифов на содержание общего имущества МКД, не нашло своего подтверждения в судебном заседании, оснований для возврата уплаченных денежных сумм в размере 7895 руб., которые по мнению истца переплачены за ..., не имеется.
Кроме того, в судебном заседании стороной ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности за период за ... - частично за ....
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года.
Правила определения момента начала течения исковой давности установлены ст. 200 ГК РФ, согласно п. 1 которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Судом установлено, истцом не оспаривалось, что в ... им с ООО УК «Жилкоммунсервис» был заключен договор управления многоквартирным домом, в период с .... и по настоящее время истец получал квитанции по оплате жилищно – коммунальных услуг, в которых получателем платежа числилось ООО УК «Жилкоммунсервис».
Таким образом, суд считает, что истец являясь потребителем коммунальных услуг, собственником жилого помещения, обязанным в силу ст. 210 ГК РФ нести бремя содержания принадлежащего имущества, при надлежащей осмотрительности и заботливости истец должен был знать или мог узнать о том, на основании каких документов и актов управляющей организации производится расчет оплаты.
Кроме того, отчеты об исполнении управляющей компанией договора управления многоквартирным домом по ... за ..., а также реестры выполненных работ, в соответствии требованиями действующего законодательства размещены в сети интернет на официальном сайте Жилкоммунсервис рф и на сайте reformagkh.ru, то есть истец имел реальную возможность узнать о том, на каком основании платежи выставляются ООО УК «Жилкоммунсервис», суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Ягудиным М.В. подано ..., то есть с нарушением срока исковой давности применительно к периодам ... – первое полугодие ..., что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении исковых требований за указанный период в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 199 ГК РФ.
В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований о признании действий по увеличению тарифов на содержание общего имущества, включению в тариф НДС не произведенных общехозяйственных расходов на содержание не имеющегося имущества и не произведенных работ незаконными, о возврате уплаченных денежных сумм истцу судом отказано, не подлежат удовлетворению и исковые требования о выплате процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку данные требования являются производными от основных требований о признании действий ответчика по начислению тарифов незаконными и возврате уплаченных денежных сумм.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ....
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░░