Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4712/2013 ~ М-5120/2013 от 28.10.2013

Дело 2-5766/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

18 ноября 2013 года суд Центрального района г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи                    Клочковой Е.В.,

при секретаре         Олейник А.С.

с участием истца

в отсутствии ответчика

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Власюка <данные изъяты> к Военному комиссариату Воронежской области о возобновлении выплаты приостановленной пенсии с <данные изъяты> г.

у с т а н о в и л :

Истец <данные изъяты>В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Воронежской области с требованием о возобновлении выплаты приостановленной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ г.

Свои требования мотивирует следующим : Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. С ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Воронежской области ему назначена пенсия за выслугу лет, которая ежемесячно перечислялась на банковскую карту в Сбербанке РФ.

В ДД.ММ.ГГГГ года истец был принят на государственную гражданскую службу в прокуратуру <адрес>, с ним был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес>, о чем заключено соглашение об изменении условий трудового договора.

С ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Воронежской области выплата пенсии за выслугу лет была приостановлена со ссылкой на ч.2 ст.6 Закона РФ 12.02.1993 № 4468-1 и Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П. Полагает, что по ошибочному мнению должностных лиц военного комиссариата данная правовая норма о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы прокуратуры.

Данное решение военного комиссариата считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы. в связи с чем вынужден обратиться в суд с настоящим иском о возобновлении выплаты пенсии.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал и просит их удовлетворить.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён, о чём имеется телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Власюк А.В. приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1) и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление № 941) с ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Воронежской области Власюку А.В. назначена пенсия за выслугу лет.

В ДД.ММ.ГГГГ года Власюк А.В. был принят на государственную гражданскую службу в <данные изъяты>, с ним был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен на должность <данные изъяты>, о чем было заключено соглашение об изменении условий трудового договора.

С ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Воронежской области выплата пенсии за выслугу лет истцу была приостановлена со ссылкой на ч.2 ст.6 Закона РФ ДД.ММ.ГГГГ и Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 6-П, о чём имеется письмо от ДД.ММ.ГГГГ за № .

Суд находит необоснованным приостановление пенсии по следующим основаниям.

Основания, порядок назначения и выплаты пенсии установлены Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и Постановлением № 941.

Статьей 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 определен перечень лиц, на которых распространяется действие данного закона, а также условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения. Так, предусмотренные настоящим законом нормы распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Согласно ст.ст.7, 39 Конституции РФ, ст.74-1 Бюджетного кодекса РФ пенсии, в том числе выплачиваемые лицам, проходившим военную службу, являются одним из видов пенсионного обеспечения, которое осуществляется путем принятия публичных нормативных обязательств.

Выплата военных пенсий производится пенсионными органами Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСИН, ФСКН в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, который относится к публичному праву, поэтому стороны пенсионных отношений обязаны руководствоваться исключительно императивными нормами этого закона, диспозитивные нормы к этим отношениям не применимы, поэтому волеизъявления их субъектов не требуется.

Таким образом, нормы Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 распространяются на военнослужащих и лиц, проходящих службу в различных правоохранительных органах, за выслугу лет в которых начисляется специальный стаж, и лица, служащие в которых имеют специальные воинские звания, в то время как Власюк А.В. уволен с действительной военной службы в запас с назначением ему пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ и работает по трудовому договору.

Кроме того, необходимо учесть, что в подробном исчерпывающем перечне лиц, на которых распространяется действие данного закона, отсутствует указание на прокурорских работников и работников следственного комитета РФ. Нет такого указания и в приведенном в ч.2 ст.6 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 исчерпывающем перечне служб, поступление на которые пенсионеров из числа лиц, указанных в ст.1 закона, влечет приостановление выплаты назначенных пенсий. Указанные правовые нормы не содержат и ссылки на иные правоохранительные органы, что подразумевало бы их расширительное толкование.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ,, о системе государственной службы российской Федерации,, система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

Согласно п.1 и 3 ст.40 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1,, О прокуратуре Российской Федерации,, служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учётом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются названным Федеральным законом.

Ссылка в письме военного комиссариата на Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П является необоснованной.

Как видно из названного постановления поводом к рассмотрению дела явились запросы Верховного Суда РФ и Мещанского районного суда г.Москвы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ ч.2 ст.6 Закона от 12.02.1993 № 4468-1.

Из описательной части постановления усматривается, что в производстве Мещанского районного суда находились дела по искам военных пенсионеров ФСБ России к пенсионным органам указанного ведомства о взыскании назначенной им пенсии, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением их на службу в органы налоговой полиции.

Согласно резолютивной части принятого 18.03.2004 Конституционным Судом РФ постановления упомянутая норма закона признана соответствующей Конституции РФ.

Исследование Конституционным Судом РФ в мотивировочной части постановления вопроса о возможности применения указанных выше норм Закона от 12.02.1993 № 4468-1 о приостановлении выплаты военной пенсии к лицам, работающим в органах прокуратуры, и неотражение им выводов по данному вопросу в резолютивной части постановления не может влечь каких-либо правовых последствий.

Упомянутое Постановление Конституционного Суда РФ подлежало применению только при рассмотрении Мещанским районным судом г.Москвы дел по искам военных пенсионеров ФСБ России к пенсионным органам указанного ведомства о взыскании назначенной им пенсии.

При этом из данного постановления следует, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому назначена пенсия, поступает на военную службу или службу в правоохранительные органы на тех же условиях, на которых оно проходило военную службу (службу в правоохранительных органах) до назначения пенсии.

          При правовой оценке данной ситуации важно следующее.

В основу вывода Конституционного Суда РФ о соответствии правила о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет Конституции РФ положены два обстоятельства:

  1. пенсионерам, вернувшимся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшим статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), выплачиваемое денежное довольствие, иные виды обеспечения «устанавливаются в том числе из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия и в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет» (дословно из ч.4 Постановления № 6-П);
  2. «в случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения» (дословно из ч.4 Постановления № 6-П).

Межу тем, эти обстоятельства не действуют в случае трудоустройства на прокурорские должности военных пенсионеров из числа бывших военнослужащих военной прокуратуры и военных следственных органов, получающих военную пенсию за выслугу лет за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Так, в соответствии со ст.18 Закона от 12.02.1993 № 4468-1, а также Постановлением № 941, служба в органах прокуратуры не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты военной пенсии в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1. В то время как согласно этому же постановлению взаимозачет, а, следовательно, и увеличение ранее

имевшейся выслуги лет в других перечисленных в постановлении органах возможен.

Таким образом, при приобретении работающими в органах прокуратуры прокурорскими работниками трудового стажа их воинская выслуга лет не увеличивается, в связи с чем, размер их военной пенсии остается без изменения.

По указанным причинам правило о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет на военных пенсионеров органов военной прокуратуры, трудоустроившихся в территориальные органы прокуратуры, распространенным быть не может. В противном случае может быть нарушен конституционный принцип равноправия, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров военной и правоохранительной служб у этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет.

Указанная правовая норма (Постановление № 941) во взаимосвязи с приведенными выдержками из описательной части постановления Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что его выводы не относятся к рассматриваемой выше ситуации, а лишь распространяются на повторное трудоустройство пенсионеров из числа бывших гражданских прокурорских работников на прокурорскую службу, у которых выслуга в этом случае увеличивается.

Следует также подчеркнуть, что законодательством предусмотрена возможность ситуации, когда работающий прокурор уже получает какую-либо пенсию (иную чем прокурорская).

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выслугу не менее 20 лет и не получающим какую-либо пенсию, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

Вопрос о возможности отказа прокурорских работников от получения военной пенсии и установления им ежемесячной надбавки в размере 50 процентов пенсии, которая могла бы быть им назначена по линии прокуратуры, относится к исключительному волеизъявлению самих получателей военной пенсии.

Пенсионерам каждого в отдельности федерального ведомства, которые являются получателями военной пенсии, вес виды социального обеспечения предоставляются в том же органе этих ведомств, где они получают пенсию.

Так, согласно Положению о военных комиссариатах (утверждено Указом Президента РФ), одной из их основных задач является организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством РФ пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.

Вследствие этого отказ от получения военной пенсии влечет и прекращение обязанности пенсионного органа осуществлять иные виды социального обеспечения.

Таким образом, приостановление выплаты военной пенсии при поступлении на службу в органы прокуратуры может являться правомерным только в случае внесения соответствующих изменений в ч.2 ст.6 Закона от 12.02.1993 №4468-1.

Данная позиция подтверждается и сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 20.09.2013, дело № 75-КГ 13-17 и определение Верховного Суда РФ от 8.11.2013 г. дело № 78-КГ13-31).

Таким образом, выплата пенсии истцу за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 могла быть приостановлена истцу, только в случае его возвращения на военную службу и приобретением вновь статуса военнослужащего. При таких обстоятельствах пенсия Власюку А.В. должна быть возобновлена с момента её приостановления, т.е. с <данные изъяты> г.

            Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

                                               

РЕШИЛ:

Исковые требования Власюка <данные изъяты> к Военному комиссариату Воронежской области о возобновлении выплаты приостановленной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ г. удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат Воронежской области возобновить Власюку <данные изъяты> приостановленную выплату пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ г.

Решение может быть обжаловано сторонами в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

Дело 2-5766/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

18 ноября 2013 года суд Центрального района г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи                    Клочковой Е.В.,

при секретаре         Олейник А.С.

с участием истца

в отсутствии ответчика

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Власюка <данные изъяты> к Военному комиссариату Воронежской области о возобновлении выплаты приостановленной пенсии с <данные изъяты> г.

у с т а н о в и л :

Истец <данные изъяты>В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Воронежской области с требованием о возобновлении выплаты приостановленной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ г.

Свои требования мотивирует следующим : Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. С ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Воронежской области ему назначена пенсия за выслугу лет, которая ежемесячно перечислялась на банковскую карту в Сбербанке РФ.

В ДД.ММ.ГГГГ года истец был принят на государственную гражданскую службу в прокуратуру <адрес>, с ним был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес>, о чем заключено соглашение об изменении условий трудового договора.

С ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Воронежской области выплата пенсии за выслугу лет была приостановлена со ссылкой на ч.2 ст.6 Закона РФ 12.02.1993 № 4468-1 и Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П. Полагает, что по ошибочному мнению должностных лиц военного комиссариата данная правовая норма о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы прокуратуры.

Данное решение военного комиссариата считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы. в связи с чем вынужден обратиться в суд с настоящим иском о возобновлении выплаты пенсии.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал и просит их удовлетворить.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён, о чём имеется телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Власюк А.В. приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1) и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление № 941) с ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Воронежской области Власюку А.В. назначена пенсия за выслугу лет.

В ДД.ММ.ГГГГ года Власюк А.В. был принят на государственную гражданскую службу в <данные изъяты>, с ним был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен на должность <данные изъяты>, о чем было заключено соглашение об изменении условий трудового договора.

С ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Воронежской области выплата пенсии за выслугу лет истцу была приостановлена со ссылкой на ч.2 ст.6 Закона РФ ДД.ММ.ГГГГ и Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 6-П, о чём имеется письмо от ДД.ММ.ГГГГ за № .

Суд находит необоснованным приостановление пенсии по следующим основаниям.

Основания, порядок назначения и выплаты пенсии установлены Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и Постановлением № 941.

Статьей 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 определен перечень лиц, на которых распространяется действие данного закона, а также условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения. Так, предусмотренные настоящим законом нормы распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Согласно ст.ст.7, 39 Конституции РФ, ст.74-1 Бюджетного кодекса РФ пенсии, в том числе выплачиваемые лицам, проходившим военную службу, являются одним из видов пенсионного обеспечения, которое осуществляется путем принятия публичных нормативных обязательств.

Выплата военных пенсий производится пенсионными органами Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСИН, ФСКН в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, который относится к публичному праву, поэтому стороны пенсионных отношений обязаны руководствоваться исключительно императивными нормами этого закона, диспозитивные нормы к этим отношениям не применимы, поэтому волеизъявления их субъектов не требуется.

Таким образом, нормы Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 распространяются на военнослужащих и лиц, проходящих службу в различных правоохранительных органах, за выслугу лет в которых начисляется специальный стаж, и лица, служащие в которых имеют специальные воинские звания, в то время как Власюк А.В. уволен с действительной военной службы в запас с назначением ему пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ и работает по трудовому договору.

Кроме того, необходимо учесть, что в подробном исчерпывающем перечне лиц, на которых распространяется действие данного закона, отсутствует указание на прокурорских работников и работников следственного комитета РФ. Нет такого указания и в приведенном в ч.2 ст.6 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 исчерпывающем перечне служб, поступление на которые пенсионеров из числа лиц, указанных в ст.1 закона, влечет приостановление выплаты назначенных пенсий. Указанные правовые нормы не содержат и ссылки на иные правоохранительные органы, что подразумевало бы их расширительное толкование.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ,, о системе государственной службы российской Федерации,, система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

Согласно п.1 и 3 ст.40 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1,, О прокуратуре Российской Федерации,, служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учётом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются названным Федеральным законом.

Ссылка в письме военного комиссариата на Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П является необоснованной.

Как видно из названного постановления поводом к рассмотрению дела явились запросы Верховного Суда РФ и Мещанского районного суда г.Москвы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ ч.2 ст.6 Закона от 12.02.1993 № 4468-1.

Из описательной части постановления усматривается, что в производстве Мещанского районного суда находились дела по искам военных пенсионеров ФСБ России к пенсионным органам указанного ведомства о взыскании назначенной им пенсии, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением их на службу в органы налоговой полиции.

Согласно резолютивной части принятого 18.03.2004 Конституционным Судом РФ постановления упомянутая норма закона признана соответствующей Конституции РФ.

Исследование Конституционным Судом РФ в мотивировочной части постановления вопроса о возможности применения указанных выше норм Закона от 12.02.1993 № 4468-1 о приостановлении выплаты военной пенсии к лицам, работающим в органах прокуратуры, и неотражение им выводов по данному вопросу в резолютивной части постановления не может влечь каких-либо правовых последствий.

Упомянутое Постановление Конституционного Суда РФ подлежало применению только при рассмотрении Мещанским районным судом г.Москвы дел по искам военных пенсионеров ФСБ России к пенсионным органам указанного ведомства о взыскании назначенной им пенсии.

При этом из данного постановления следует, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому назначена пенсия, поступает на военную службу или службу в правоохранительные органы на тех же условиях, на которых оно проходило военную службу (службу в правоохранительных органах) до назначения пенсии.

          При правовой оценке данной ситуации важно следующее.

В основу вывода Конституционного Суда РФ о соответствии правила о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет Конституции РФ положены два обстоятельства:

  1. пенсионерам, вернувшимся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшим статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), выплачиваемое денежное довольствие, иные виды обеспечения «устанавливаются в том числе из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия и в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет» (дословно из ч.4 Постановления № 6-П);
  2. «в случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения» (дословно из ч.4 Постановления № 6-П).

Межу тем, эти обстоятельства не действуют в случае трудоустройства на прокурорские должности военных пенсионеров из числа бывших военнослужащих военной прокуратуры и военных следственных органов, получающих военную пенсию за выслугу лет за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Так, в соответствии со ст.18 Закона от 12.02.1993 № 4468-1, а также Постановлением № 941, служба в органах прокуратуры не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты военной пенсии в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1. В то время как согласно этому же постановлению взаимозачет, а, следовательно, и увеличение ранее

имевшейся выслуги лет в других перечисленных в постановлении органах возможен.

Таким образом, при приобретении работающими в органах прокуратуры прокурорскими работниками трудового стажа их воинская выслуга лет не увеличивается, в связи с чем, размер их военной пенсии остается без изменения.

По указанным причинам правило о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет на военных пенсионеров органов военной прокуратуры, трудоустроившихся в территориальные органы прокуратуры, распространенным быть не может. В противном случае может быть нарушен конституционный принцип равноправия, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров военной и правоохранительной служб у этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет.

Указанная правовая норма (Постановление № 941) во взаимосвязи с приведенными выдержками из описательной части постановления Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что его выводы не относятся к рассматриваемой выше ситуации, а лишь распространяются на повторное трудоустройство пенсионеров из числа бывших гражданских прокурорских работников на прокурорскую службу, у которых выслуга в этом случае увеличивается.

Следует также подчеркнуть, что законодательством предусмотрена возможность ситуации, когда работающий прокурор уже получает какую-либо пенсию (иную чем прокурорская).

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выслугу не менее 20 лет и не получающим какую-либо пенсию, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

Вопрос о возможности отказа прокурорских работников от получения военной пенсии и установления им ежемесячной надбавки в размере 50 процентов пенсии, которая могла бы быть им назначена по линии прокуратуры, относится к исключительному волеизъявлению самих получателей военной пенсии.

Пенсионерам каждого в отдельности федерального ведомства, которые являются получателями военной пенсии, вес виды социального обеспечения предоставляются в том же органе этих ведомств, где они получают пенсию.

Так, согласно Положению о военных комиссариатах (утверждено Указом Президента РФ), одной из их основных задач является организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством РФ пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.

Вследствие этого отказ от получения военной пенсии влечет и прекращение обязанности пенсионного органа осуществлять иные виды социального обеспечения.

Таким образом, приостановление выплаты военной пенсии при поступлении на службу в органы прокуратуры может являться правомерным только в случае внесения соответствующих изменений в ч.2 ст.6 Закона от 12.02.1993 №4468-1.

Данная позиция подтверждается и сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 20.09.2013, дело № 75-КГ 13-17 и определение Верховного Суда РФ от 8.11.2013 г. дело № 78-КГ13-31).

Таким образом, выплата пенсии истцу за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 могла быть приостановлена истцу, только в случае его возвращения на военную службу и приобретением вновь статуса военнослужащего. При таких обстоятельствах пенсия Власюку А.В. должна быть возобновлена с момента её приостановления, т.е. с <данные изъяты> г.

            Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

                                               

РЕШИЛ:

Исковые требования Власюка <данные изъяты> к Военному комиссариату Воронежской области о возобновлении выплаты приостановленной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ г. удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат Воронежской области возобновить Власюку <данные изъяты> приостановленную выплату пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ г.

Решение может быть обжаловано сторонами в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

1версия для печати

2-4712/2013 ~ М-5120/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Власюк Андрей Валентинович
Ответчики
ВКВО
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Клочкова Елена Валериевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
28.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2013Передача материалов судье
30.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2013Судебное заседание
25.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2014Дело оформлено
09.04.2014Дело передано в архив
18.01.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.01.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.02.2016Судебное заседание
17.02.2016Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее