Решение по делу № 2а-4636/2019 ~ М-4566/2019 от 08.11.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 декабря 2019 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Ненаховой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4636/2019 по административному исковому заявлению Центрального банка РФ в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления ЦБ РФ к Кредитному потребительскому кооперативу «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС», Савченко Ю.В,, Куцый Н.В., Осинцеву И.Р., Ластанову В.В. о принятии решения о ликвидации юридического лица, обязании произвести необходимые действия, связанные с ликвидацией в установленный срок, о возложении обязанности на учредителей КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» по осуществлению ликвидации юридического лица,

установил:

Центральный банк РФ в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления ЦБ РФ обратился в Кредитному потребительскому кооперативу «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС», Савченко Ю.В,, Куцый Н.В., Осинцеву И.Р., Ластанову В.В. о принятии решения о ликвидации юридического лица, обязании произвести необходимые действия, связанные с ликвидацией в установленный срок, о возложении обязанности на учредителей КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» по осуществлению ликвидации юридического лица.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Кредитный потребительский кооператив «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» (далее – КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС») зарегистрирован 12.03.2008 (ОГРН 1083808003740, ИНН 3808174807) и в настоящее время является действующим юридическим лицом.

Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru) и по состоянию на 23.08.2019 действует 22 саморегулируемые организации.

Банком России, при осуществлении функций по контролю и надзору за кредитными потребительскими кооперативами, проведен мониторинг официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (далее - СРО) в сети Интернет на предмет вступления КПК «БКС» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы. В результате мониторинга установлено, что членство КПК «БКС» в саморегулируемой организации прекращено по причине утраты Межрегиональным Союзом Кредитных Кооперативов (ОГРН 1102100000265) статуса саморегулируемой организации сфере финансового рынка с 21.03.2019. Соответственно КПК «БКС» обязан вступить в другую СРО не позднее 19.06.2019.

Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации в адрес КПК «БКС» направлено письмо от 27.03.2019 № Т6-16/9779 с сообщением об утрате Межрегиональным Союзом Кредитных Кооперативов (ОГРН 1102100000265) статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка и необходимости вступления Кооператива в другую СРО в соответствии с требованиями Закона «О кредитной кооперации».

По результатам проведения контрольного мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в сети Интернет Банком России установлено, что по состоянию на 09.08.2019 КПК «БКС» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, входящих в единый реестр сам регулируемых организаций в сфере финансового рынка. Данный факт подтверждается Актом о невступлении Кредитного потребительского кооператива «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» от 13.08.2019 № ВН-6-16-2-2/37463.

Таким образом, КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. Следовательно, деятельность КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации.

Ввиду того, что с момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридическое лицо утрачивает правоспособность, прекращают деятельность и утрачивают полномочия органы управления юридического лица, а нереализованные права требования к обществу погашаются, для соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц действующим законодательством РФ предусмотрена определенная процедура ликвидации юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

На основании ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия, в том числе, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица; составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.

На основании изложенного, просит принять решение о ликвидации КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС», зарегистрирован 12.03.2008 (ОГРН 1083808003740, ИНН 3808174807) за нарушение требований Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»; обязать КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок; возложить на учредителей КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС», указанных в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива.

В судебном заседании представитель административного истца Центральный банк РФ в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления ЦБ РФ Суслов И.А. заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» Яковлева О.В. в судебном заседании требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.

Административные ответчики, Савченко Ю.В., Куцый Н.В., Осинцев И.Р., Ластанов В.В., заинтересованное лицо МИФНС России № 17 по г. Иркутску в судебном заседании отсутствуют, заинтересованное лицо МИФНС России № 17 по г. Иркутску ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие. Административные ответчики, Савченко Ю.В., Куцый Н.В., Осинцев И.Р., Ластанов В.В. не получили судебную корреспонденцию по обстоятельствам, зависящим от них.

При решении вопроса о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, суд учитывает следующее.

В силу ст.ст. 96, 98 КАС РФ, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

Судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.

В силу ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (пункт 1 статьи 20 ГК РФ), сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

При указанных выше обстоятельствах и требований названных правовых норм, местом жительства административных ответчиков в период рассмотрения дела судом являлись адреса места жительства, указанные в учредительных документах юридического лица, которые административные ответчики при создании юридического лица самостоятельно предоставляли в регистрирующий орган, куда и были направлены судебные извещения.

В соответствии со ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом суд, осуществляя руководство процессом, должен сохранять независимость, объективность и беспристрастность.

Согласно ч.ч. 6,7,8 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, самостоятельно используют принадлежащие им процессуальные права и обязанности, и должны использовать их добросовестно.

В п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат, а в силу п. 68 данного Постановления, статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед законом и судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

В данной связи, поскольку имеющийся в материалах дела адреса административных ответчиков являются единственными известными суду, суд полагает, что судом предприняты все необходимые меры для извещения ответчиков о времени и месте рассмотрения дела. Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии возможности получить судебные извещения, административными ответчиками Савченко Ю.В., Куцый Н.В., Осинцевым И.Р., Ластановым В.В. не представлено.

Пунктом 3 ст. 10 ГК РФ закрепляется презумпция добросовестности участников гражданско-правовых отношений, осуществляя тем самым защиту гражданских прав, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие административных ответчиков Савченко Ю.В., Куцый Н.В., Осинцева И.Р., Ластанова В.В., уведомленных о времени и месте судебного заседания по последнему известному месту жительства, в силу ст. ст. 96, 98, 101, 102 КАС РФ, с учетом положений пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, пунктов 63, 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», заинтересованного лица МИФНС России № 17 по г. Иркутску, ходатайствующего о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В силу п. 3 ст. 50 и п. 1 ст. 123.2 ГК РФ, потребительский кооператив является некоммерческой корпоративной организацией, представляющей собой основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К некредитным организациям в силу указанной статьи относятся, в том числе, кредитные потребительские кооперативы.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон о кредитной кооперации) также установлено, что регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

В соответствии с Приложением 2 к распоряжению Банка России от 05.06.2014 № Р-462 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России» Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области (ГУ Банка России по Новосибирской области), в состав которого входит Отделение по Иркутской области, осуществляет деятельность по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации кредитными потребительскими кооперативами, находящимися на территории Иркутской области. Указанное Распоряжение находится в общем доступе в справочных правовых системах, опубликовано в издании Вестник Банка России от 20.06.2014 №58.

В силу ч. 4 ст. 35 ФЗ от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим ФЗ, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае нарушения ч. 3 ст. 35 Закона.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 Закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных Законом.

В силу статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 названного Закона, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Материалами дела установлено, что 12.03.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области зарегистрирован Кредитный потребительский кооператив граждан «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» (основной государственный регистрационный номер 1083808003740).

Согласно ч. 1 ст. 35 ФЗ от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов, создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Следовательно, обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию распространяется на все кредитные кооперативы, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие деятельность по организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков), кроме кредитных кооперативов второго уровня. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

В соответствии с информационным сообщением Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2011 «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию» кредитные кооперативы, нарушающие требования ч. 3 ст. 35 Закона о кредитной кооперации, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти (в настоящий момент - по требованию Банка России).

Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru) и по состоянию на 23.08.2019 действует 22 саморегулируемые организации.

Банком России, при осуществлении функций по контролю и надзору за кредитными потребительскими кооперативами, проведен мониторинг официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (далее - СРО) в сети Интернет на предмет вступления КПК «БКС» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы. В результате мониторинга установлено, что членство КПК «БКС» в саморегулируемой организации прекращено по причине утраты Межрегиональным Союзом Кредитных Кооперативов (ОГРН 1102100000265) статуса саморегулируемой организации сфере финансового рынка с 21.03.2019. Соответственно КПК «БКС» обязан вступить в другую СРО не позднее 19.06.2019.

Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации в адрес КПК «БКС» направлено письмо от 27.03.2019 № Т6-16/9779 с сообщением об утрате Межрегиональным Союзом Кредитных Кооперативов (ОГРН 1102100000265) статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка и необходимости вступления Кооператива в другую СРО в соответствии с требованиями Закона «О кредитной кооперации».

По результатам проведения контрольного мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в сети Интернет Банком России установлено, что по состоянию на 09.08.2019 КПК «БКС» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, входящих в единый реестр сам регулируемых организаций в сфере финансового рынка. Данный факт подтверждается Актом о невступлении Кредитного потребительского кооператива «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» от 13.08.2019 № ВН-6-16-2-2/37463.

Таким образом, КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. Следовательно, деятельность КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации.

Каких-либо документов, подтверждающих выполнение требований ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» в части вступления в саморегулируемую организацию, кооперативом представлено не было.

Учитывая установленные судом первой инстанции обстоятельства, а также то, что по настоящее время КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» не разрешил вопрос о членстве в саморегулируемой организации, исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях, допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

С учетом приведенных норм права, а также указанных обстоятельств, принимая во внимание длительный период неисполнения ответчиком обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию и отсутствия у него такого намерения, суд приходит к выводу о наличии грубых нарушений закона со стороны КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС».

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

На основании ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия, в том числе, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица; составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами.

В соответствии с ч. 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» и выполнения следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационной комиссии осуществить продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; ликвидационной комиссии произвести выплату денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить ликвидационный баланс; ликвидационной комиссии завершить ликвидацию кооператива внесением об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Обязанность по ликвидации подлежит возложению на всех известных учредителей.

Никаких доказательств, опровергающих доводы административного истца, административными ответчиками в судебное заседание не представлено, а доводы КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» о том, что Кооператив предпринимает все возможные меры для вступления в СРО, и, что Кооперативом направлены необходимые для вступления документы в СРО Губернское кредитное содружество (г. Великий Новгород) 06.09.2019г. Почтой России, и документы находятся на рассмотрении, суд полагает несостоятельными и во внимание не принимает, поскольку как установлено судом и следует из материалов дела, что членство КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» в саморегулируемой организации прекращено по причине утраты Межрегиональным Союзом Кредитных Кооперативов (ОГРН 1102100000265) статуса саморегулируемой организации сфере финансового рынка с 21.03.2019. Соответственно КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» обязан был вступить в другую СРО не позднее 19.06.2019г., и на момент подачи административного иска и на момент рассмотрения настоящих требований таких сведений не имеется.

Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом трехмесячного срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ, основаны на неверном толковании норм права, поскольку указанный срок применяется по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ «Об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями», настоящее же административное дело рассматривается по правилам главы 27 КАС РФ «Производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису», в связи с чем, предусмотренный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд, к данным правоотношениям не применяется.

В силу части 1 ст. 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом, в случае, если процессуальные сроки не установлены настоящим кодексом, они назначаются судом, суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности.

Согласно ч. 5 ст. 10 «О кредитной кооперации» после принятия решения о ликвидации кредитного кооператива этот кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы. Члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом в сроки, установленные общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда - в срок, установленный судом.

С учетом того, что юридическое лицо действующее, суд полагает срок указанный административным истцом для производства учредителями КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» необходимых действий, направленных на ликвидацию юридического лица разумным.

Не влияет на выводы суда доводы представителя административного ответчика, что Савченко Ю.В., Куцый Н.В., Осинцев И.Р., Ластанов В.В. не являются в настоящее время учредителями КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС», так как вышли из членов кооператива, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении КПК «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» данные лица указаны таковыми, иных сведений, в том числе об изменении учредительных документов, материалы дела не содержат. На момент рассмотрения настоящего дела данные лица зарегистрированы в государственном органе как учредители. Кроме того, внесение изменений в учредительные документы является волеизъявлением юридического лица, что до настоящего времени им не сделано, а намерения внести соответствующие изменения в учредительные документы и зарегистрировать эти изменения в государственном органе не могут являются основанием для исключения их из числа административных ответчиков.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что доказательств нахождения КПК в саморегулируемой организации на момент рассмотрения настоящих требований, в нарушение требований части 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» административным ответчиками не представлено, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Центрального банка РФ в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления ЦБ РФ удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС», расположенный по адресу: 664056, Иркутская область, город Иркутск, ул. Сурикова, д. 2, кв. 3, ОГРН 1083808003740, ИНН 3808174807.

Обязать Кредитный потребительский кооператив «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС» (ОГРН 1083808003740, ИНН 3808174807), учредителей Кредитного потребительского кооператива «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС»: Савченко Ю.В,, Куцый Н.В., Осинцева И.Р., Ластанова В.В. произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией Кредитного потребительского кооператива «БАЙКАЛКРЕДИТСЕРВИС», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 05.12.2019г. Н.Н. Исакова

2а-4636/2019 ~ М-4566/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Центральный банк РФ
Ответчики
Байкалкредитсервис КПК
Осинцев Игорь Рудольфович
Савченко Юрий Владимирович
Куцый Николай Владимирович
Ластанов Виталий Васильевич
Другие
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Исакова Наталья Николаевна
08.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
11.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2019[Адм.] Судебное заседание
05.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее