Дело № 2а-4726/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 августа 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Петросян Р.В.,
с участием представителя административного истца Злочевского В.В., представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Горшовой А.А., представителя Управления Роспотребнадзора по Амурской области Швец А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гороховой Н.В. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным в части отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ***, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Горохова Н.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование требований указала, что владеет земельным участком с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. В связи с необходимостью строительства жилого дома обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, в чем ей было отказано. Однако, отказ администрации г. Благовещенска считает незаконным, поскольку санитарно-защитная зона не установлена главным государственным врачом субъекта РФ. На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска № 663/19 от 18.04.2018г. в части невозможности выдачи разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: с. Верхнеблаговещенское, ул. Ленина, 9, в связи с нахождением его в границах санитарно-защитной зоны, обязать ответчика повторно рассмотреть заявление.
В судебном заседании представитель административного истца Злочевский В.В. настаивал на заявленных требованиях в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска Горшова А.А. полагала, что оснований для удовлетворения требований не имеется, указала, что индивидуальный жилой дома запроектирован за пределами мест допустимого размещения зданий, строений или сооружений и в границах санитарно-защитной зоны, с учетом требований Постановления Правительства РФ от 03.03.2018г. № 222 об установлении санитарно-защитных зон, отказ администрации на строительство жилого дома является правомерным. Генеральный план г. Благовещенска и Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, на основании которых был вынесен отказ в выдаче разрешения на строительство, никем не оспорены, являются действующими.
Представитель Роспотребнадзора по Амурской области Швец А.Ю. в судебном заседании указала, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует порядок размещения, проектирования, строительства и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Сведений о том, что на рассматриваемом участке установлена санитарно-защитная зона у Управления Роспотребнадзора по Амурской области не имеются.
В судебное заседание иные участвующие в деле лица, не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не поступало. Суд определил в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
Из письменного отзыва заинтересованного лица АО «Амурские коммунальные системы» следует, что санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Согласно СанПин 2,2,1/2.1.1.11200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую постройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а так же другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте СЗЗ, исходя из их санитарной классификации. Согласно градостроительного плана земельный участок Гороховой Н.В. расположен в границах II пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. СанПин 2.1.4.1110-02 определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации зон санитарной охраны (далее ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. ЗСО организуется на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. В 2015 году был разработан Проект организации зоны санитарной охраны водозабора «Амурский», утвержденный экспертным заключением № 6084 от 23.12.2015г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области», на основании которого выдано заключение о соответствии проекта требованиям санитарных правил. Полагают, что отказ администрации г. Благовещенска законный и обоснованный, требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.04.2018г. Горохова Н.В. обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением № 1268/2044з о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.
Решением администрации г. Благовещенска, изложенном в письме от 18.04.2018г. № 663/19, Гороховой Н.В. было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, со ссылкой на то, что согласно градостроительному плану, подготовленному администрацией г.Благовещенска в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО г. Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008г. № 38/09, основная часть земельного участка расположена в границах территорий санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (ст. 31.5 Правил). Схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям градостроительного плана в части строительства жилого дома в местах допустимого размещения зданий, строений или сооружений и соблюдения требований ст. 31.5 Правил. Индивидуальный жилой дом запроектирован за пределами мест допустимого размещения зданий, строений или сооружений и в границах санитарно-защитной зоны.
Также заявителю указано, что решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016г. № 26/100 решение от 31.01.2008г. № 38/09 об утверждении Правил землепользования и застройки МО г. Благовещенска признано утратившим силу и утвержден новый документ. Согласно новым Правилам землепользования и застройки, границы СЗЗ в пределах принадлежащего истцу земельного участка значительно изменены, в связи с чем истцу рекомендовано обратиться в установленном порядке в администрацию г. Благовещенска с заявлением о внесении изменений в градостроительный план земельного участка № Ru 28302000-93 от 16.03.2015г.; внести изменения (при необходимости) в схему после получения нового градостроительного плана; обратиться в администрацию города с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением к заявлению новых документов.
Кроме того, в ответе от 18.04.2018г. № 663/19 имеется ссылка и на отсутствие согласования строительства индивидуального жилого дома в границах приаэродромной территории, но в указанной части выводы администрации административным истцом не оспариваются.
Проверяя законность и обоснованность указанного решения в оспариваемой части, суд приходит к следующему.
В соответствии с части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Ч. 9 ст. 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган с приложением следующих документов: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Статьей 7 ЗК РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (абз. 2 п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007г. № 30/75 утвержден Генеральный План г. Благовещенска. Решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016г. № 26/100 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска.
Земельный участок, на котором истцом планируется строительство дома, согласно выкопировки из Генерального плана г. Благовещенска и карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, расположен в границах II пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (С-1).
Статьёй 2 указанных Правил определено, что зоны санитарно-защитные (санитарно-защитные зоны) - это территории специального назначения с особым режимом использования, отделяющие селитебную часть города от территории промышленных предприятий, производственных зон или отдельных объектов, требующих в соответствии с действующим законодательством организации санитарно-защитной зоны, и предназначенные для посадки зеленых насаждений, выполняющих специальные функции. Размеры и организация санитарно-защитных зон зависят от характера и степени опасного влияния объекта на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.5 этих же Правил, пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификации предприятий, сооружений и иных объектов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).
Согласно доводам административного истца, санитарно-защитная зона не установлена главным государственным врачом субъекта РФ.
В судебном заседании специалист отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Амурской области ПА суду пояснил, что Управлением Роспотребнадзора по Амурской области санитарно-защитная зона в районе расположения земельного участка не устанавливалась. Установленными санитарно-защитные зоны являются только после того как Управлением Роспотребнадзора по Амурской области принято соответствующее решение об установлении такой санитарно-защитной зоны, и после того как данная информация будет направлена в органы кадастрового учета и внесена в ЕГРН.
В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10.
В соответствии с положениями указанных Санитарных правил, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2 Правил).
Как установлено пунктами 1.4 и 1.5 названных Санитарных правил и норм, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Между тем, по смыслу пункта 1.17 указанных Правил, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Согласно представленных истцом документов, строительство жилого дома планируется в *** в ***.
Из материалов дела следует, что АО «Амурские коммунальные системы» подготовлен проект организации ***, в котором определены границы и режим трех поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения. Экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» от 23.12.2015 года № 6084, подтверждено, что указанный проект соответствует требованиям санитарных норм и правил СанПиН 2.1.4.1110-02, СанПиН 2.1.5980-00, СанПиН 2.1.4.1074-01.
Кроме того, Генеральный план г. Благовещенска, утверждённый решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007г. № 30/75 и Правила землепользования и застройки МО г. Благовещенска, утверждённые решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016г. № 26/100, на основании которых администрацией г. Благовещенска принято решение об отказе Гороховой Н.В. в выдаче разрешения на строительство, являются действующими нормативно правовыми актами, не оспорены, не отменены в части, не изменены.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гороховой Н.В. о признании незаконным в части отказа администрации г. Благовещенска № 663/19 от 18.04.2018г. в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ***, в связи с нахождением земельного участника в границах санитарно-защитной зоны, обязании повторно рассмотреть заявление - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2018 года
Судья Т.А. Коршунова