Дело № 2-56/2019
УИД № 24RS0003-01-2018-001319-71
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П.Балахта 05 февраля 2019г.
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
с участием представителя истца Сорокиной А.М.,
представителя ответчика Гааг Е.В.,
при секретаре Дорш О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Копытова ФИО9 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Копытов О.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что 15.10.2018 года решением Пенсионного фонда ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии. Основанием для обращения 01.10.2018г. в УПФР в Балахтинском районе Красноярского края послужил ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в котором определены права трудящихся на пенсию. Согласно Постановлению Правительства РФ № 449 от 26.05.2009г. закреплены пенсионные льготы медработникам. Для получения льготного медицинского стажа человеку не обязательно дорабатывать до предельного возраста. Льготы медработникам предоставляются по мере выработки законодательно установленного срока: 25 лет для трудившихся в рабочем поселке, в сельской местности, деревне, ПГТ, 30 лет городскому медицинскому составу. За это время специалист может поработать и в селе и городе, в таких случаях для получения пенсии используют расчет на основании коэффициента 1,3. Его стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, зачтенный УПФР составляет 25 лет 00 месяцев 17 дней. Между тем, в решении от 15.10.2018г. ошибочно указаны периоды его работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, и не включены в стаж на соответствующих видах работ, а именно: Служба в армии с 01.07.1988г. по 24.11.1988г. и в Сургуте Ханты-Мансийской АО Тюменской области с 30.11.1988г. по 28.05.1990г. с учетом постановления Совета Министров СССР от 06.04.1988г. из расчета 1 месяц за 1,5, как 2 года 3 месяца. Работа в Ровненской амбулатории с 27.08.1990г. по 27.09.1991г. Работа зубным техником Красноярской Стоматологической поликлиники № 4 с 29.10.1991г. по 15.10.1992г. Работа зубным техником Медсанчасти Красноярской ТЭЦ-3 с 19.10.1992г. по 10.08.1998г. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.03.2007г. по 13.04.2007г., с 14.05.2012г. по 14.06.2012г., работа в Санатории «Красноярское Загорье» в июне, июле, августе 2018г. Необходимо включить спорный период в специальный стаж, т.е. 25 лет 00 месяцев 17 дней + 5 лет 11 месяцев 19 дней = 31 год 06 дней. С решением ответчика не согласен, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Решением нарушено его конституционное право на получение пенсии в определенных законом случаях. В решении проигнорированы указания Конституционного Суда РФ в части сохранения ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. В решении не учтен срок службы в армии, хотя в период службы действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которым период службы в армии засчитывался в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 стажа проходило в учреждениях и должностях, работа в которых давала право на получение пенсии за выслугу лет. Данное условие соблюдено. Стаж работы на соответствующих должностях здравоохранения составляет 28 лет 3 месяца, вместо требуемых 2/3 (20 лет). В решении не учтен период нахождения на курсах повышения квалификации, несмотря на решение Балахтинского районного суда от 27.05.2016г. Ответчик обязан был назначить ему трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением 01.10.2018г., однако отказал, не имея на это оснований, чем нарушил право ситца на получение пенсии. Просит признать решение № 809411/18 об отказе в назначении пенсии незаконным, включить периоды работы: с 01.07.1988г. по 24.11.1988г. Военная часть 48318, с 30.11.1988г. по 28.05.1990г. Служба в рядах Советской Армии в Сургуте Ханты-Мансийской АО Тюменской области, с 27.08.1990г. по 27.09.1991г. Ровненская амбулатория, с 29.10.1991г. по 14.07.1992г. зубной техник Красноярской Стоматологической поликлиники № 4, с 31.12.1997г. по 10.08.1998г. Зубной техник Медсанчасть Красноярской ТЭЦ-3, с 13.03.2007г. по 13.04.2007г., с 14.05.2012г. по 14.06.2012г. периоды нахождения на курсах повышения квалификации по решению Балахтинского районного суда от 27.05.2016г., июнь, июль, август 2018г. Санаторий «Красноярское Загорье в качестве медбрата по массажу, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, итого, с учетом повышающих коэффициентов включить 5 лет 11 месяцев 19 дней, назначить Копытову О.В. трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением 01.10.2018г.
Впоследствии истец уточнил свои исковые требования, просит признать решение № об отказе в назначении пенсии незаконным, включить периоды работы: с 01.07.1988г. по 28.05.1990г. военная Служба по призыву в рядах Вооружённых сил СССР, с 27.08.1990г. по 27.09.1991г. Ровненская амбулатория, с 29.10.1991г. по 14.07.1992г. зубной техник Красноярской Стоматологической поликлиники № 4, с 31.12.1997г. по 10.08.1998г. Зубной техник Медсанчасть Красноярской ТЭЦ-3, июнь, июль, август, декабрь 2018г. Санаторий «Красноярское Загорье в качестве медбрата по массажу, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, итого, с учетом повышающих коэффициентов включить 6 лет 01 месяцев 25 дней, назначить Копытову О.В. трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением 01.10.2018г.
В судебном заседании представитель истца Сорокина А.М., действующая на основании доверенности от 10.12.2018г., уточненные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила суд их удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что периоды работы с 27.08.1990г. по 27.09.1991г. в Ровненской амбулатории, с 29.10.1991г. по 14.07.1992г. зубным техником Красноярской Стоматологической поликлиники № 4, должны быть засчитаны истцу отдельно и параллельно с работой в должности зубного техника Санатория «Красноярское Загорье, т.к. указанный стаж до 01.11.1999г. засчитывается в льготный в полном объеме. Служба в армии в г.Сургуте Ханты-Мансийской АО Тюменской области с 30.11.1988г. по 28.05.1990г. с учетом постановления Совета Министров СССР от 06.04.1988г. должна засчитываться в льготный стаж из расчета 1 месяц за 1,5 месяца, как 2 года 3 месяца.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Балахтинском районе Красноярского края Гааг Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости службы в Армии с 28.06.1988г. по 28.05.1990г. в календарном исчислении, и периода работы зубным техником Медсанчасти Красноярской ТЭЦ-3 с 01.01.1998г. по 10.08.1998г. Представитель ответчика дополнительно суду пояснила, что истцу не зачтены в стаж периоды его работы в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», поскольку акционерное общество по своей организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения, предусмотренным Списком, и создано для целей коммерческого характера. Данные организации по профилю лечебной деятельности не относятся к поименованным санаториям. Кроме того, повторный зачет одних и тех же периодов работы в льготный стаж действующим законодательством не предусмотрен. Также не предусмотрено включение в льготный стаж периода службы в армии в районах Крайнего Севера из расчета 1 месяц за 1.5 месяца.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.
Частями 1 и 2 ст. 17 Конституции РФ провозглашено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Согласно ст. 26 Международного Пакта от 16.12.1966 г. "О гражданских и политических правах", все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
В силу ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
С 01.01.2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются и регулируются в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 20 части 1 статьи 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Статьей 30 указанного Закона также предусмотрено: списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2). периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
Перечень списков работ, дающих право на досрочное назначение пенсии, а также правила их применения утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", которое также подлежит применению с 01.01.2015 г.
Согласно подпункту н) пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Либо применяются списки, действующие на дату осуществления соответствующей деятельности последовательно к периодам работы.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464, право на пенсию за выслугу лет предоставлялось: 1. Врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. 2. Врачам и среднему медицинскому персоналу, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью.
Пенсионное обеспечение медицинских работников с 1 ноября 1999 года регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Согласно п. 1 вышеуказанных Правил в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных вышеуказанным Списком.
Разделом «Наименование должностей» указанного Списка предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе медицинской сестры (медицинского брата) по массажу, а п. 21 раздела «Наименование учреждений» - санатории (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.
29 октября 2002 г. Постановлением Правительства РФ № 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Разделом «Наименование должностей» указанного Списка предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе медицинской сестры (медицинского брата) по массажу.
Согласно п. 21 раздела «Наименование учреждений» указанного Списка к учреждениям здравоохранения, работа в которых в должности медицинского брата по массажу предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.
Согласно п.п. 3, 5 указанных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правил), предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Как установлено в судебном заседании, и видно из трудовой книжки серии АТ-II №, Копытов О.В. был принят на работу зубным техником в Санаторий Красноярское Загорье, уволен 24.06.1988г. в связи с призывом в ряды СА. С 30.11.1988г. по 28.05.1990г. служба в рядах Советской Армии. 27.08.1990г. принят зубным техником в Ровненскую амбулаторию Балахтинской Центральной районной больницы, уволен 27.09.1991г. по собственному желанию. 29.10.1991г. принят зубным техником Красноярской стоматологической поликлиники № 4, уволен 15.10.1992г. по собственному желанию. 19.10.1992г. принят зубным техником в медсанчасть Красноярской ТЭЦ3, уволен 10.08.1998г. по сокращению численности штатов. 25 декабря 1998 года принят медбратом по массажу в Санаторий «Красноярское Загорье» по 31 января 1999 года. 11.07.2008г. Закрытое акционерное общество «Санаторий «Красноярское Загорье» преобразовано в открытое акционерное общество «Санаторий «Красноярское Загорье» на основании решения годового общего собрания акционеров 30.6.2008г.(приказ от 07.07.2008г. №). 25.12.2009г. Открытое акционерное общество «Санаторий «Красноярское Загорье» преобразовано в Закрытое акционерное общество «Санаторий «Красноярское Загорье» на основании решения акционера от 14.12.2009г.(приказ от 25.12.2009г. №). 30 июля 2014 года уволен по собственному желанию. 16 августа 2014 года принят на работу медбратом по массажу в лечебную часть ЗАО Санаторий «Красноярское Загорье». 15.06.2015г. ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» переименовано в АО «Санаторий «Красноярское Загорье». По настоящее время Копытов О.В. продолжает работать в АО «Санаторий «Красноярское Загорье».
Согласно трудовой книжке серии АТ-I серии АТ-II №, Копытов О.В. был принят на работу серии АТ-III №, Копытов О.В. был принят на работу зубным техником в санаторий «Красноярское Загорье» 20.07.1990г., уволен 13.07.1992г. по собственному желанию.
01.10.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края № от 01.10.2018 г. Копытову О.В. в стаж, дающий право на досрочную пенсию, зачтено 25 лет 00 месяцев 17 дней и в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», на дату подачи заявления.
После принятия ответчиком уточнения к решению Копытову О.В. в стаж, дающий право на досрочную пенсию, зачтено 26 лет 11 месяцев 17 дней.
Как видно из решения УПФР в Балахтинском районе № от 01.10.2018г. и приложения к указанному решению, ответчиком не приняты к зачету в стаж следующие периоды его работы: с 01.04.2016г. по 14.09.2018г. в должности медбрата по массажу в АО Санаторий «Красноярское Загорье».
Согласно протоколу и решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Балахтинском районе оспариваемые периоды работы не были включены истцу в специальный стаж по тем основаниям, что данная должность не предусмотрена и организация по своей организационно-правовой форме не является учреждением, предусмотренным Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.
Однако выводы комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Балахтинском районе Красноярского края и аналогичные доводы представителя ответчика в судебном заседании суд признает не состоятельными.
Согласно должностной инструкции медсестры (медбрата) по массажу ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» данная должностная инструкция является общей для медсестры и медбрата по массажу, они выполняют одни и те же должностные обязанности.
Должность медбрата по массажу, в которой в оспариваемые периоды работал истец, соответствует должности медсестры по массажу, которая предусмотрена как Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. № 464, так и Списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и от 29 октября 2002 г. № 781.
Что касается учреждений, в которых Копытов О.В. осуществлял свою трудовую функцию, то суд исходит из следующего.
24 декабря 1992 г. санаторий «Красноярское Загорье» был реорганизован в акционерное общество закрытого типа «Красноярское Загорье», учредителями которого являлись санаторий «Красноярское Загорье» и ФНПР «Роскурорт». Постановлением администрации Балахтинского района № от 20.06.1996 г. была зарегистрирована новая редакция устава закрытого акционерного общества «Санаторий «Красноярское Загорье» с организационно-правовой формой – закрытое акционерное общество. В 2008 г. принято решение о преобразовании ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» в ОАО «Санаторий «Красноярское Загорье» и 11 июля 2008 г. осуществлена государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы. Открытое акционерное общество «Санаторий «Красноярское Загорье» преобразовано в Закрытое акционерное общество «Санаторий «Красноярское Загорье» на основании решения акционера от 14.12.2009г.(приказ от 25.12.2009г. №). 15.06.2015г. ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» переименовано в АО «Санаторий «Красноярское Загорье».
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными, следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2, 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 2, 3.3, 3.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим... в учреждениях здравоохранения... в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет, нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года № 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 24 декабря 1992 г. основным видом деятельности акционерного общества закрытого типа «Красноярское Загорье» являлось санаторно-курортное обслуживание населения.
Как видно из уставов общества 1996 г., 2000г., 2002 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г. основными задачами ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» является, в том числе лечебно-профилактическая деятельность, оказание населению санаторно-курортных, оздоровительных, медицинских услуг, а одним из основных видов деятельности является оздоровление (профилактика) граждан природными лечебными ресурсами при осуществлении медицинской деятельности согласно полученным лицензиям по нескольким направлениям.
В соответствии с лицензиями от 12 февраля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 9 июня 2005 г., 18 августа 2008 г., 8 июня 2010 г., 22 мая 2014г., 15 января 2015г. АО «Санаторий «Красноярское Загорье» разрешена медицинская деятельность по виду – санаторно-курортная помощь в объеме, определенном лицензиями, по профилям: терапевтический, неврологический, травматология и ортопедия, в том числе в номенклатуру работ и услуг входит стоматология.
Из копий представленных договоров на приобретение путевок; государственных контрактов на выполнение заказа на закупку санаторно-курортных путевок; спецификаций, технических требований и сведений о предоставляемых санаторно-курортным учреждением путевках, прилагаемых к государственным контрактам; протоколов взаиморасчетов; договоров об оказании санаторно-курортного лечения; договоров о предоставлении лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по добровольному медицинскому страхованию, программ лечения следует, что в период с 24 декабря 1992 г. по настоящее время ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» оказывает услуги по санаторно-курортному лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата, гинекологических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечных заболеваний, неврозов и других заболеваний.
Таким образом, АО «Санаторий «Красноярское Загорье» осуществляет лечение граждан по профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка.
В период с ноября 1999 г. по настоящее время ОАО «Санаторий «Красноярское Загорье» оказывает услуги по санаторно-курортному лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата, гинекологических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечных заболеваний, неврозов и других заболеваний.
Таким образом, АО «Санаторий «Красноярское Загорье» осуществляет лечение граждан по профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка. Следовательно, Копытов О.В., как медбрат по массажу, работающий в многопрофильном санатории, осуществляющем лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям. Периоды его работы в июне, июле, августе и декабре 2018 года в должности медбрата по массажу в АО «Санаторий «Красноярское Загорье» подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в льготном исчислении работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа 1 год за 1 год и 3 месяца.
Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что трудовая деятельность истицы в оспариваемый период протекала в акционерном обществе, которое по своей организационно-правовой форме не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке, и поэтому не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим, в том числе, в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
В судебном заседании установлено, что после изменения организационно-правовой формы санаторий «Красноярское Загорье» сохранил прежний характер профессиональной деятельности.
Поэтому право Копытова О.В. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой им осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности и не может быть связано с наличием у его работодателя цели извлечения прибыли. Период его работы в АО «Санаторий «Красноярское Загорье» в полную ставку в июне-августе 2018г., в декабре 2018г. подлежит включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию.
Кроме того, согласно справке АО «Енисейская ТГК (ТГК-13) «Филиал «Красноярская ТЭЦ-3» от 14.12.2018г., Копытов О.В. работал зубным техником в медсанчасти Красноярской ТЭЦ-3 АО ОО «Красноярскэнерго» с 19.10.1992г. по 10.08.1998г., что соответствует аналогичной записи в трудовой книжке истца, в связи с чем период с 01.01.1998г. по 10.08.1998г.. не указанный в решении ответчика, также подлежит включению в льготный стаж Копытова О.В.
Кроме того, ответчиком в период рассмотрения дела в суде включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Копытова О.В., период его службы в Вооруженных силах СССР с 28.06.1988г. по 28.05.1990г. в календарном исчислении.
Истец просит зачесть период его службы с 30.11.1988г. по 28.05.1990г. в рядах Советской Армии в г.Сургуте Ханты-Мансийской АО Тюменской области из расчета 1 месяц за 1,5 месяца, согласно представленной им справке от 29.05.1990г.
Вместе с тем, льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих, служивших в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области, было введено Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1988 года N 445 "О службе военнослужащих Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в советских войсках, временно находящихся за границей" и осуществлялось, начиная с 1 января 1988 года. Указанное постановление относится к законодательным нормам, регулирующим пенсионное обеспечение за выслугу лет лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Истец к данной категории работников не относится, он претендует на досрочное назначение пенсии не как военнослужащий, а как работник здравоохранения. Действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, прохождение службы в армии по призыву в районах Крайнего Севера в льготном исчислении. Указанный период подлежит включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Рассматривая требования Копытова О.В. о включении в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периодов работы зубным техником Ровненской амбулатории Балахтинской Центральной районной больницы с 27.08.1990г. по 27.09.1991г., и зубным техником Красноярской Стоматологической поликлиники № 4 с 29.10.1991г. по 14.07.1992г., суд приходит к следующему.
Как видно из приложения к решению УПФР в Балахтинском районе от 15.10.2018г., в стаж на соответствующих видах работ по пп.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» зачтен период работы Копытова О.В. в должности зубного техника Санатория «Красноярское Загорье» с 20.07.1990г. по 13.07.1992г с учетом работы в сельской местности.
Повторное и параллельное включение этого же периода работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в учреждениях здравоохранения, действующим законодательством не предусмотрено. Зачтенный ответчиком период полностью включает в себя периоды работы истца в Ровненской амбулатории и Стоматологической поликлинике № 4.
В связи с изложенным, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в этой части.
Таким образом, общая продолжительность специального трудового стажа лечебной деятельности Копытова О.В., с учетом установленных судом обстоятельств составляет на 05.02.2019 года 28 лет 00 месяцев 06 дней.
Так как истец даже с учетом включенных в специальный стаж работы периодов в льготном исчислении не имеет необходимых 30 лет стажа лечебной деятельности ни на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Балахтинском районе 01.10.2018г., ни на дату вынесения решения суда, суд отказывает Копытову О.В. в части исковых требований о признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении пенсии с момента подачи заявления в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе 01.10.2018г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Копытова ФИО10 удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Балахтинском районе Красноярского края включить Копытову ФИО11 включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы в льготном исчислении в учреждениях здравоохранения в сельской местности: в должности медбрата по массажу АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 июня 2018 года по 31 августа 2018 года, с 01 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года:
- период работы в должности зубного техника Медсанчасти Красноярской ТЭЦ-3 АО ОО «Красноярскэнерго» с 01.01.1998г. по 10.08.1998 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 07.02.2019г.