№ 12-111/2020
РЕШЕНИЕ
26 ноября 2020 года г. Тула, ул. Марата, д. 162а
26 ноября 2020 года изготовлено мотивированное решение.
Судья Пролетарского районного суда г. Тулы Большова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Рязановой Т.В. на постановление административной комиссии МО г. Тула по Пролетарскому территориальному округу № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.14 Закона Тульской области от 09.06.2003 №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», в отношении
Рязановой Татьяны Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ..., гражданки ..., ..., зарегистрированной по адресу: <адрес>, фактически проживающей по адресу: <адрес>,
установил:
по постановлению административной комиссии МО г. Тула по Пролетарскому территориальному округу № от ДД.ММ.ГГГГ Рязанова Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 8.14 Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, Рязанова Т.В. по адресу: <адрес> осуществила ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 16 мин. сброс жидких бытовых отходом на рельеф местности согласно материалу проверки КУСП 3014 от ДД.ММ.ГГГГ, совершив административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.14 Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области».
Не согласившись с данным постановлением, Рязанова Т.В. подала на него жалобу, и, считая вынесенное постановление незаконным, необоснованным, подлежащим отмене ввиду отсутствия в ее действиях события правонарушения.
В судебном заседании Рязанова Т.В. поддержала доводы своей жалобы, просила ее удовлетворить в полном объеме.
Представитель административной комиссии МО г. Тула по Пролетарскому административному округу по доверенности Бурмистров О.Н. возражал против удовлетворения жалобы Рязановой Т.В..
Выслушав стороны, изучив жалобу, исследовав письменные материалы дела и дополнительно представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ была направлена Рязановой Т.В. посредством почты ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в самом постановлении и в списке почтовых отправлений. Сведения о дате получения обжалуемого постановления суду не представлены.
Жалоба на постановление отправлена Рязановой Т.В. в Пролетарский районный суд г. Тулы по почте ДД.ММ.ГГГГ и получена судом ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленный законом срока.
На основании изложенного, с учетом отсутствия у суда сведений о дате получения копии постановления, отсутствия оснований не доверять заявителю, суд признает причину пропуска Рязановой Т.В. срока на подачу жалобы уважительной и восстанавливает ей срок, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
В силу ч. 1, 3 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Кроме того, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Административная комиссия МО г. Тула по Пролетарскому территориальному округу рассмотрела дело об административном правонарушении в отсутствие Рязановой Т.В., признав ее виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.14 Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области».
В силу ст.29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч.ч.3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Однако, в нарушение указанной нормы закона копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ была направлена Рязановой Т.В. посредством почты ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более двух месяцев, что отражено в самом постановлении и в списке почтовых отправлений. Следовательно, в ходе производства по настоящему делу были допущены существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе время его составления, событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
При этом в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 5 данной статьи протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Из представленной копии протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, заверенной надлежащим образом административной комиссией, видно, что данный протокол был составлен начальником сектора контроля по Пролетарскому территориальному округу управления по административно – техническому надзору администрации г.Тулы ФИО3, однако подпись должностного лица отсутствует.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В данном случае, отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи должностного лица его составившего, начальника сектора контроля по Пролетарскому территориальному округу управления по административно – техническому надзору администрации г.Тулы ФИО3, является существенным недостатком данного документа.
Кроме того, согласно части 4.1 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В материалах дела имеется сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о направлении протокола Рязановой Т.В., однако из списка почтовых отправлений усматривается, что данное письмо было отправлено ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные КоАП РФ, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Таким образом, срок направления копии протокола Рязановой Т.В. был нарушен.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе время его составления, событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
При этом в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как указано выше, в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место и время совершения административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении и постановления усматривается, что Рязанова Т.В. совершила правонарушение, а именно ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 16 мин. осуществила сброс жидких бытовых отходом по адресу: <адрес> на рельеф местности согласно материалу проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, совершив административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.14 Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области». Однако, из представленных суду фотографий, которые были заложены в качестве доказательств к протоколу об административном правонарушении, усматривается две даты: «ДД.ММ.ГГГГ в 06 час 04 мин.» и «ДД.ММ.ГГГГ в 12.16 мин.». Данные противоречия не были устранены в ходе рассмотрения протокола об административном правонарушении, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии даты и время совершения Рязановой Т.В. административного правонарушения.
Статья 26.2 КоАП РФ предусматривает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу закона объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Так, в обжалуемом постановлении в качестве доказательства приведены объяснения ФИО4, которые были получены сотрудником полиции в рамках проведения проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, и гражданам разъясняли права предусмотренные УК РФ.
В связи с чем, нельзя сделать вывод о допустимости доказательства в виде объяснений.
Иных доказательств в материалах дела не имеется, каких-либо очевидцев совершения данного правонарушения не установлено.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Состав административного правонарушения - это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение. Для него характерна ограниченность и полнота. Ограниченность состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из элементов означает отсутствие состава в целом. Так, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Состав - полная, закрытая система, поэтому какие-либо иные не установленные законом признаки и элементы не могут быть в него включены.
В юридическом составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента: объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона.
Если объектом правонарушения выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты, то объективной стороной - внешнее проявление противоправного поведения: действие, бездействие. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, его систематичности, повторности, злостности.
Если субъектом административного правонарушения выступает лицо, виновное в его совершении, то субъективная сторона определяет форму вины такого лица (умысел, неосторожность).
Кроме того, суд обращает внимание, что ст. 29.12.1 КоАП РФ говорит о том, что судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.
Копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, определение по делу об административном правонарушении, копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, решение, принятые по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения направляются лицам, указанным в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебному приставу-исполнителю, органу, должностному лицу, исполняющим постановление, определение по делу об административном правонарушении, в случае подачи ими соответствующего заявления.
ДД.ММ.ГГГГ административная комиссия МО г. Тула по Пролетарскому территориальному округу вынесла определение об исправлении описки в постановлении административной комиссии МО г. Тула по Пролетарскому территориальному округу № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Рязановой Т.В.
Однако, сведений о направлении Рязановой Т.В. в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление вынесено неполно и немотивировано, без установления объективной стороны правонарушения, субъекта правонарушения, даты и времени совершения правонарушения, с нарушениями требований ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, что признается существенными нарушениями норм, установленных КоАП РФ, что повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии Рязановой Т.В. состава вмененного административного правонарушения.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии МО г. Тула по Пролетарскому территориальному округу № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.14 Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», в отношении Рязановой Т.В. подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
восстановить Рязановой Т.В. срок на обжалование постановления № от ДД.ММ.ГГГГ административной комиссии МО г. Тула по Пролетарскому территориальному округу.
Жалобу Рязановой Т.В. на постановление административной комиссии МО г. Тула по Пролетарскому территориальному округу № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности Рязановой Т.В. за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.14 Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», удовлетворить.
Постановление административной комиссии МО г. Тула по Пролетарскому территориальному округу № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.14 Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в <адрес>», в отношении Рязановой Т.В. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении в отношении Рязановой Т.В. прекратить в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья