Дело № 2-511/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области «19» апреля 2017 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Котенко И.В.,
с участием старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области Ловкачевой О.М.,
истицы Егоровой А.В.,
представителя органа опеки и попечительства Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района Хвойновой И.А.,
при секретаре Веркиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в интересах Егоровой <данные изъяты> к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Егоровой А.В. к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указал, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Проверкой установлено, что Егорова А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что её мать ФИО5 и отец ФИО6 на основании решения Боровичского городского суда в 2006 году лишены родительских прав. Мать умерла ДД.ММ.ГГГГ года. На основании постановления администрации г.Боровичи и Боровичского района №945 от 17 июня 2005 года Егорова <данные изъяты> была передана под опеку ФИО7, за девочкой сохранено жилое помещение по адресу <адрес>. Согласно постановлению администрации Боровичского муниципального района №313 от 10 декабря 2008 года пункт 4 постановления администрации, которым за Егоровой А.В. было сохранено жилое помещение, признан утратившим силу. Как указано в распоряжении администрации Боровичского муниципального района от 10 декабря 2008 года № 2448-рг после прекращения опеки Егорову А.В. надлежит обеспечить жилым помещением. На основании постановления администрации Боровичского муниципального района от 22.01.2009 №73, Егорова А.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В материалах учетного дела имеется заявление о предоставлении Егоровой А.В жилого помещения в 2016 году. На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 29.04.2013 №385 Егорова А.В. включена в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей которые, подлежат обеспечением жилым помещением, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Боровичского межрайонного прокурора Ловкачева О.М. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Егорова А.В. в судебном заседании заявленные в ее интересах требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явился. Представил заявление с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал. Просил установить срок исполнения решения Боровичского районного суда по данному делу до 31 декабря 2017 года. Указал, что в настоящее время в Администрации Боровичского муниципального района утверждён план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на 2017 год. Согласно выписки из плана-графика Администрация Боровичского муниципального района планирует приобрести в муниципальную собственность 17 благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 9 жилых помещений будут предоставлены по вступившим в силу решениям Боровичского районного суда об обязании Администрацию Боровичского муниципального района предоставить жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с планом-графиком планируемый срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с 01 апреля 2017 года по 01 ноября 2017 года; планируемый срок окончания исполнения контракта декабрь 2017 года.
Представитель органа опеки и попечительства в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.
Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица - Департамента образования и молодежной политики Новгородской области в судебное заседание не явился. Представил отзыв с просьбой рассмотрения дела в его отсутствии, против заявленных исковых требований возражений не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу правовых положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 01.01.2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
На территории Новгородской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Областным законом Новгородской области от 06.05.2005 № 468-03 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Областной закон от 06.05.2005 № 468-03).
Согласно части 1 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
Часть 2 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно положениям ч.3 ст.22 названного Закона, реализация мер социальной поддержки (дополнительных мер социальной поддержки) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом (за исключением мер социальной поддержки, указанных в частях 1, 2 настоящей статьи), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в соответствии с областным законом от 23.12.2008 N 455-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки".
В соответствии с пунктами 5.5, 5.10 Положения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановление Администрации Новгородской области от 09.04.2013 № 167, строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организуют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области в соответствии с действующим законодательством. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены полномочиями по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, переданных данным муниципальным образованиям в муниципальную собственность.
В судебном заседании установлено, что Егорова А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что её мать ФИО5 и отец ФИО6 на основании решения Боровичского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления администрации г. Боровичи и Боровичского района № 945 от 17 июня 2005 года «Об установлении опеки над несовершеннолетней Егоровой А.В.» истец была передана под опеку ФИО7 Согласно п. 4 указанного постановления администрации за Егоровой А.В. сохранено жилое помещение по адресу <адрес>.
Постановлением администрации Боровичского муниципального района № 313 от 10.12.2008 «О признании утратившим силу пункта 4 постановления администрации города и района от 17.06.2005 №945», пункт 4 постановления администрации которым за Егоровой А.В. было сохранено жилое помещение, признан утратившим силу.
В соответствии с распоряжением администрации Боровичского муниципального района от 10 декабря 2008 года № 2448-рг «О предоставлении жилого помещения несовершеннолетней Егоровой А.В.» после прекращения опеки Егорову А.В. надлежит обеспечить жилым помещением.
На основании постановления администрации Боровичского муниципального района от 22 января 2009 года №73 «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Егорова А.В., 1993 года рождения принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 29 апреля 2013 года №385 «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» Егорова А.В. включена в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Однако жильем истец Егорова А.В. до настоящего времени не обеспечена.
Какого-либо жилого помещения Егорова А.В. в собственности не имеет, квартира в которой она зарегистрирована, принадлежит ФИО7 (опекуну) на основании права собственности.
Егорова А.В. не обладает специальными юридическими знаниями, в связи с чем, обратилась к Боровичскому межрайонному прокурору с целью защиты её законных жилищных и социальных прав и интересов, в том числе и в судебном порядке.
При таких обстоятельствах требования прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Егоровой <данные изъяты> к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Администрацию Боровичского муниципального района предоставить Егоровой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 21 апреля 2017 года.
Судья И.В. Котенко