Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Пинчук А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора г. Тольятти в интересах Ольденбург Е.А. к мэрии городского округа Тольятти о внеочередном предоставлении жилья,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Тольятти в интересах Ольденбург Е.А. обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о внеочередном предоставлении жилья.
В судебном заседании помощник прокурора Загарина О.М. исковые требования уточнила, пояснив, что истец имеет сына <данные изъяты> года рождения, который страдает заболеванием, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства № 378 от 16 июня 2006 года, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, входящим в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 817 от 21 декабря 2004 года, что является основанием для получения жилья во внеочередном порядке. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 30 апреля 2014 года истец с составом 2 человека на основании п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ с 28 января 2014 года принята на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Просит обязать ответчика предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи два человека по установленным законодательством нормам предоставления жилой площади, действующим на момент предоставления жилья с учетом имеющейся в собственности истца жилой площади.
Представитель Ольденбург Е.А. – Хорищенко В.И., действующий по доверенности, в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика мэрии городского округа Тольятти Ефремва Н.И., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ, семьям, имеющим детей инвалидов, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. Обеспеченность жилыми помещениями данной категории граждан осуществляется в соответствии с ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», т.е. исключительно за счет субвенций из федерального бюджета, перечисляемых на счета бюджетов субъектов РФ. Закон Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года № 87-ГД распространяет свое действие на граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», вставших на учет до 01 января 2005 года и не содержит указаний в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года. В связи с чем, считает, что мэрия г.о. Тольятти не наделена государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года и обязанность по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан должна нести РФ. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что истец имеет сына <данные изъяты> года рождения, который страдает заболеванием, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства № 378 от 16 июня 2006 года, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, входящим в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 817 от 21 декабря 2004 года, что является основанием для получения жилья во внеочередном порядке, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Также судом установлено, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 30 апреля 2014 года истец с составом 2 человека на основании п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ с 28 января 2014 года принята на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, что подтверждается выпиской из распоряжения и также не оспаривается ответчиком.
Доводы ответчика о том, что Закон Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года № 87-ГД распространяет свое действие на граждан, вставших на учет до 01 января 2005 года и мэрия г.о. Тольятти не наделена государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, а также о том, что обеспеченность жилыми помещениями данной категории граждан осуществляется исключительно за счет субвенций из федерального бюджета, перечисляемых на счета бюджетов субъектов РФ, суд не может принять во внимание.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях. Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан:
граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставшие на учет до 1 января 2005 года, а именно:
а) инвалиды;
б) семьи, имеющие детей-инвалидов.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, перечисленных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД (ред. от 21 июня 2013 года с изм. от 04 декабря 2013 года) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета;
материальные ресурсы, необходимые для осуществления государственных полномочий;
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны:
самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных полномочий в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством Самарской области;
представлять в министерство строительства Самарской области документы, связанные с осуществлением государственных полномочий.
Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан Законом возложена на органы местного самоуправления, которые обязаны самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных им полномочий.
При этом, в соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство строительства Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством строительства Самарской области.
Мэрия г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в Министерство строительства Самарской области для получения из областного бюджета соответствующих субвенций.
Таким образом, мэрия г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство строительства Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Истец принята органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке не оспаривается ответчиком, и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, в том числе от недостаточности финансирования, от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Судом установлено, что истец имеет в собственности ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности истца жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 192-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Ольденбург <данные изъяты> жилое помещение по договору социального найма в г. Тольятти вне очереди на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющейся в собственности ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца.
Председательствующий: