Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1027/2018 ~ М-731/2018 от 22.05.2018

Дело № 2-1027/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Боровичи                             17 июля 2018 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,

при секретаре Пауковой М.А.,

с участием помощника Боровичского межрайонного прокурора Молчановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Центр культурного развития «Боровичи», Администрации Боровичского муниципального района об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что в ходе проверки исполнения требований законодательства при эксплуатации объектов культуры и спорта с массовым скоплением граждан, проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой на основании решения от 04.04.2018 № 57, задания прокуратуры Новгородской области от 27.03.2018 № 7-26-2018, с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам ГУ МЧС России по Новгородской области, специалистов ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Новгородской области, выявлены нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

График работы в указанном здании ежедневный, оно отнесено к категории объектов с массовым пребыванием граждан.

Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства влечет существенное снижение уровня антитеррористической защищенности здания и в случае совершения на его территории (в помещении) преступления террористической направленности (террористический акт, захват заложника и др.) может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.

Имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности в помещениях административно-торгового здания существенны, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного числа граждан.

Ссылаясь на положения ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Концепции о противодействии терроризму в Российской Федерации, просит обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр культурного развития «Боровичи» устранить нарушения требований пожарной безопасности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: оборудовать в здании эвакуационное освещение в соответствии с требованиями норм; оборудовать двери в лестничных клетках на уровне 1 и 2 этажей здания приспособлениями для самозакрывания; обеспечить на дверях помещений складского, технического и производственного назначений обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; обеспечить в здании наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; обеспечить наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности; оборудовать двери выходов из зрительного зала устройством для самозакрывания с уплотненными притворами.

Обязать Администрацию Боровичского муниципального района осуществить финансирование МБУК «Центр культурного развития «Боровичи» выполнения указанных мероприятий.

    В судебном заседании прокурор Молчанова М.В. от требований оборудовать двери в лестничных клетках на уровне 1 и 2 этажей здания приспособлениями для самозакрывания, и обеспечении в здании наличия табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны отказалась, в остальной части просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика - МБУК «Центр культурного развития «Боровичи» Андреенко В.В. и Тобольская М.Е. возражали против удовлетворения иска в части обязания оборудовать эвакуационное освещение, мотивируя тем, что оно установлено и находится в рабочем состоянии.

Представитель ответчика - Администрации Боровичского муниципального района Корнеева О.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что денежные средства на финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МБУК «Центр культурного развития «Боровичи» в 2018 году не предусмотрены. Согласно п.2.9 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством РФ.

Представитель третьего лица – Главного управления МЧС России по Новгородской области Квасков А.С. исковые требования прокурора поддержал.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Предметом прокурорского надзора, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 год № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2002 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В развитие положений данного Федерального закона действуют Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее - Строительные нормы и правила) устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов и подлежат обязательному соблюдению (абзац восьмой введения и пункт 1.1).

Таким образом, СНиП содержат противопожарные требования (в том числе эксплуатационные характеристики, обусловливающие противопожарную защиту), применимые к объектам защиты - зданиям и связанным с этими требованиями к зданиям процессам проектирования, строительства и эксплуатации, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.

Строительные нормы и правила, как следует из их содержания, предусматривают, в частности, пожарно-техническую классификацию строительных материалов, конструкций, помещений, зданий, элементов и частей зданий, средства и способы обеспечения безопасности людей, предотвращение распространения пожара, тушения пожара и спасательных работ (разделы 5 - 8) и таким образом закрепляют юридически обязательные конкретные минимальные требования технического характера к объектам защиты - зданиям, которые выступают критерием пожарной безопасности на всех стадиях его жизненного цикла, в том числе в период эксплуатации.

В соответствии с положениями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Из п. 4 ст. 8, ст. 17 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдалось, в том числе, следующее требование - эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

Из материалов дела следует, что Боровичской межрайонной прокуратурой на основании решения о проведении проверки № 57 от 04 апреля 2018 г., задания прокуратуры области от 27.03.2018 № 7-26- 2018 в рамках осуществления надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением федерального законодательства, с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам ГУ МЧС России по Новгородской области, специалистов ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Новгородской области проведена проверка исполнения требований законодательства при эксплуатации здания МБУК «Центр культурного развития «Боровичи», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Установлено, что в здании не предусмотрено эвакуационное освещение в соответствии с требованиями п.п. 33, 43 Правил противопожарного режима в РФ, ст. 4, 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.1 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.п. 7.6.1, 7.6.3, 7.6.4 СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение". На дверях помещений складского, технического и производственного назначений отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны, в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 20 Правил противопожарного режима в РФ, п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». На путях эвакуации не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, что является нарушением п. 33 Правил противопожарного режима в РФ. Двери выходов из зрительного зала не оборудованы устройством для самозакрывания с уплотненными притворами (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ; п. 6.1.23 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).

    Ссылаясь на наличие в здании эвакуационного освещения, представители ответчика не представили суду документального подтверждения установки освещения, при этом специалист Главного управления МЧС России по Новгородской области Буленок Г.А. пояснила, что такие документы отсутствовали и на момент проверки.

Таким образом, требования прокурора об устранении нарушений пожарной безопасности заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

    Возлагая на Боровичский муниципальный район финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений, суд принимает во внимание следующее.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2005 года № 6-П и Определении от 16 апреля 2009 года N 495-О-О, право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества; правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 ГК Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.

В силу со ст.38 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

     Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

        Учредителем и собственником МБУК «Центр культурного развития «Боровичи» является городское поселение город Боровичи (п. 1.5 Устава, утвержденного постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 18.01.2018 № 61).

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности обоснованны.

Срок, в течение которого следует устранить выявленные нарушения, суд находит разумным, не подлежащим увеличению, принимая во внимание необходимость устранения нарушений, создающих реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, истец и ответчик- Администрация Боровичского муниципального района освобождены от уплаты государственной пошлины

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с МБУК «Центр культурного развития «Боровичи», в доход бюджета Боровичского муниципального образования следует взыскать государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Центр культурного развития «Боровичи», - удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр культурного развития «Боровичи» в целях устранения нарушений требований пожарной безопасности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:

-оборудовать в здании эвакуационное освещение в соответствии с требованиями норм;

-обеспечить на дверях помещений складского, технического и производственного назначений обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

-обеспечить на путях эвакуации наличие знаков пожарной безопасности;

-оборудовать двери выходов из зрительного зала устройством для самозакрывания с уплотненными притворами;

Обязать Администрацию Боровичского муниципального района осуществить финансирование МБУК «Центр культурного развития «Боровичи» выполнения указанных мероприятий.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Центр культурного развития «Боровичи» в доход бюджета Боровичского муниципального района Новгородской области государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 Е.М.Кудрявцева

Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2018 года

2-1027/2018 ~ М-731/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Боровичская межрайонная прокуратура
Ответчики
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Центр культурного развития Боровичи
Администрация Боровичского муницпального района
Другие
Главное управление МЧС России по Новгородской области
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Кудрявцева Екатерина Михайловна
Дело на сайте суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
22.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2018Передача материалов судье
23.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2018Судебное заседание
17.07.2018Судебное заседание
22.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2018Дело оформлено
05.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее