5-66/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 3А 27 декабря 2021 года
Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Исаева Д.А.,
с участием директора юридического лица Куликова В.О. и его представителя Колесниковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский», ОГРН 1036603485467, находящегося по адресу: Свердловская область, Пригородный район, пос. Горноуральский,
УСТАНОВИЛ:
16.11.2021 государственным инспектором Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами по Курганской области Верьяловой Е.В. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский» (далее ООО «Агрокомплекс «Горноуральский») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 21.10.2021 в ходе плановой выездной проверки ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» проводимой на основании решения руководителя Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 22.09.2021 №232-РШ, выявлены факты осуществления ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» в 2020 году и в 1 полугодии 2021 года деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов (навоз свежий свиной; жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе; твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе) в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В судебном заседании директор юридического лица и его представитель пояснили, что с правонарушением согласны частично. Указав, что лицензии действительно нет, но они ведут активную работу по ее получению. Просят суд прекратить производство по делу или ограничиться предупреждением, поскольку оформление лицензии затянулось из-за пандемии, по их расчетам к апрелю 2022 года должны получить лицензию.
В возражениях на протокол об административном правонарушении представитель юридического лица указал, что сразу после утверждения 11.02.2021 положительного заключения экспертной комиссии, предприятие приступило к получению лицензии. Также указано об отсутствии вредных последствий, что совершение правонарушения не повлекло причинение вреда жизни и здоровью людей, а также не причинило имущественного ущерба. Предприятие находится в тяжелом материальном положении, имеет дефицит бюджета. В настоящее время не истек срок для устранения нарушения, указанный в предписании – 03.02.2022. Указана просьба учесть социально-значимую роль предприятия и финансовое положение, назначив наказание в виде предупреждения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Верьялова Е.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствии должностного лица.
Исследовав материалы дела, заслушав директора и представителя юридического лица, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно решению Руководителя Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.09.2021 №232-РШ, определено провести плановую выездную проверку в отношении ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» по адресу: пос. Горноуральский Пригородного района Свердловской области (л.д. 82-88).
Из акта проверки от 21.10.2021 (раздел 7, 38 лист акта) следует, что установлено осуществление ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), а именно в 2020 году и в 1 полугодии 2021 года деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов (навоз свежий свиной; жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе; твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе) в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. (л.д. 53-77).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе:
согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» имеет основной вид деятельности – разведение свиней (л.д. 25-32);
из свидетельств об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду следует, что ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» имеет объекты Площадка №1 Племферма и Площадка №2 Комплекс, которые зарегистрированы в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 33-34);
согласно устава ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» следует, что пунктами 2.1 и 2.2 оговорены предмет и цель деятельности общества, а также виды его деятельности (л.д. 35-51);
паспортами отходов подтверждается наличие в ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» отходов III и IV классов (л.д. 130-132).
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезный компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Статья 4 вышеуказанного федерального закона устанавливает классы опасности отходов производства и потребления: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
класс - умеренно опасные отходы;
класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;
лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с п.30 ч.1 ст. 12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности").
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие, что ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» предприняло все зависящие от него необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для того, чтобы осуществлять деятельность в полном соответствии с законом в деле отсутствуют, не смотря на то, что предприятие подтвердило принятие мер по устранению допускаемого нарушения.
Таким образом, ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» в 2020 году и в 1 полугодии 2021 года осуществляло деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов (навоз свежий свиной; жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе; твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе) в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, то есть осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), поэтому действия юридического лица подлежат квалификации по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, сферу деятельности, в которой допущено правонарушение.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом. При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Обстоятельством смягчающим административную ответственность суд признает привлечение к административной ответственности впервые. Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
Санкцией ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере для юридических лиц от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из положений ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, суд считает возможным не назначать ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» наказание в виде приостановления деятельности.
Принимая во внимание характер административного правонарушения и обстоятельства его совершения, финансовое положение юридического лица, факт активной деятельности предприятия по получению лицензии, учитывая, что юридическое лицо ранее к административной ответственности не привлекалось (иного в материалы дела не представлено), суд считает возможным назначить минимальное наказание в виде предупреждения. По мнению суда, это будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Руководствуясь ст. ст. 3.4, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть его административному наказанию в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Пригородный районный суд Свердловской области.
Судья /подпись/
Копия верна.
Судья Д.А. Исаев