Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5611/2022 ~ М-483/2022 от 20.01.2022

дело №2- 5611/2022

уид 24RS0048-01-2022-000881-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска

в составе: председательствующего судьи Васильевой Л.В.,

при секретаре Кошкаревой Д.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КГКУ «Лесная охрана» к ООО «Ресурс-лес» об устранении нарушений лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ :

КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к ООО «Ресурс-лес» о возложении обязанности принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, а именно: произвести очистку от порубочных остатков в лесосеке , расположенной в выделах № в квартале Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество» в срок до истечения трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения. Мотивировав свои требования тем, что между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Ресурс-лес» заключен договор аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ -з, согласного которому агентство передает в аренду ООО «Ресурс-лес» сроком на 49 лет, лесные участки общей площадью 12363 га, для заготовки древесины, расположенные: <адрес>, с номером учетной записи в государственном лесном реестре . Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ заготовка древесины ООО «Ресурс-лес» производилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лесосеке , расположенной в выделах , квартале Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество», объем заготавливаемой древесины 8128 куб.м на площади 48,8 га. По окончании ООО «Ресурс-лес» заготовки древесины, КГБУ «Пировское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр мест рубок заготовки древесины в лесосеке , выделах квартале Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество». По результатам осмотра составлен акт, сообщение о нарушении требований лесного законодательства, согласно которым ООО «Ресурс-лес» не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков в указанной лесосеке на площади 0,72 га. Государственным инспектором по охране леса в отношении ООО «Ресурс-лес» ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ресурс-лес» в связи с истечение срока давности.

В судебное заседание представитель истца КГКУ «Лесная охрана», не явился, о времени и месте рассмотрение дела извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Представитель КГКУ «Лесная охрана» Михайлова Н.С. (полномочия подтверждены) в исковом заявлении просила дело рассмотреть в отсутствие представителя (л.д.6,72-73).

Представитель ответчика ООО «Ресурс-лес», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУ «Пировское лесничество» в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом (л.д.72,74-75). Представитель ООО «Ресурс-лес» Иваныч М.С. (полномочия подтверждены) представил в суд письменный отзыв согласно которого, просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Мотивировав отзыв тем, что срок проведения осмотра лесосеки должен был быть проведен не позднее 6 месяцев со дня окончания выполненных лесосечных работ, тогда как истец произвел осмотр с нарушением срока на 4 месяца ДД.ММ.ГГГГ после окончания лесосечных работ ДД.ММ.ГГГГ. При этом осмотр проводился в снежный период. Также считает, что КГКУ «Лесная охрана» является ненадлежащим истцом, так как договор аренды был заключен с министерством лесного хозяйства.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах: воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Пунктом 2 ст. 3 ЛК РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 4 ЛК РФ, участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Статьей 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

На основании ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса

В силу части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Пунктом 20 Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" в лесах не допускается: невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Также согласно п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации утвержденных Приказом №993 от 01.12.2020 не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост)". А также в силу п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (действовавшим до 01.01.2021) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

Как следует из ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Из ст. 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно разъяснениям, данным в пункте13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 " "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ООО «Ресурс-лес» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка -з на лесные участки, находящиеся в государственной собственности, площадью 12363 га, расположенные: <адрес> с номером учетной записи в государственном лесном реестре . Цель использования лесов для заготовки древесины. Срок действия договора на 49 лет (л.д.7-19).

Из лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Ресурс-лес» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло заготовку древесины в лесосеке , расположенной в выделах , квартале , Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество», объем заготавливаемой древесины 8128 куб.м. на площади 48,8 га (л.д.17-21).

КГБУ «Пировское лесничество» с участием представителя ООО «Ресурс-лес» составили акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что в лесосеке расположенной в выделах , квартале , Большекетского участкового лесничества выявлены нарушения в виде неудовлетворительной очистки от порубочных остатков на площади 0,72 га (л.д.22-23).

О результатах осмотра лесосеки составлено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ, акт натурного осмотра, схема (абрис), расчет ущерба на сумму 18 520 рубле 99 копеек, перерасчет ведомости (л.д.25-37).

Определением от ДД.ММ.ГГГГ страшим государственным инспектором по охране леса отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ресурс-лес» по факту административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (л.д.37-39).

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ООО «Ресурс-лес», в нарушение условий договора аренды -з от ДД.ММ.ГГГГ, лесного законодательства, Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" не выполнило работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 0,72 га.

Доводы стороны ответчика о том, что истцом пропущен срок проведения осмотра лесосеки на 4 месяца, не являются основанием для признания акта осмотра недопустимым доказательствам. Осмотр был проведен в присутствии представителя ответчика и акт осмотра им подписан, как и сообщение о результатах осмотра лесосеки, никаких замечаний со стороны представителя ответчика не было.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 16.1 ЛК РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки.

В силу пункта 9 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки, утвержденных приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года N 367, очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.

Доказательств подтверждающих, что сторона ответчика произвела выполнения работ по очистке от порубочных остатков, расположенных в лесосеке расположенной в выделах ,26,29, квартале , Большекетского участкового лесничества в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представила.

Доводы стороны ответчика о том, что КГКУ «Лесная охрана» является ненадлежащим истцом, подлежат отклонению, так как в силу ч.2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации от Российской Федерации переданы, в том числе, полномочия по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.

Согласно ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

Как следует из устава КГКУ «Лесная охрана» (учреждение) от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ данное учреждение создано Красноярским краем на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 28.04.2011 №287-р. Учредителем и собственником имущества учреждения является Красноярский край. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство лесного хозяйства Красноярского края (п.1.2). Данное учреждение создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителя в области лесных отношений (п.2.1).

Предметом деятельности учреждения является надзор за соблюдением требований лесного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами, направленный на достижение целей деятельности учреждения (п.2.2).

Целями деятельности учреждения является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований лесного законодательства (п.2.3). Для достижения указанных целей деятельности учреждения имеет право предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; обращение в суд с требование об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (п.2.4.1).

Таким образом, КГКУ «Лесная охрана» является надлежащим истцом.

В связи с изложенным суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о возложении обязанности на ответчика ООО «Ресурс-лес» провести работы по очистке лесосеки.

С учетом общегражданского принципа разумности, учитывая объем планируемых лесовосстановительных мероприятий, площадь проведения работ по содействию естественному возобновлению леса, суд полагает необходимым установить срок для выполнения данных работ – не позднее трех месяцев, с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований с зачислением в соответствующий бюджет.

Таким образом, учитывая, что истец на основании подп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета городского округа г. Красноярск государственную пошлину в размере 6 000 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования КГКУ «Лесная охрана» (<данные изъяты>), удовлетворить.

Возложить на ООО «Ресурс-лес» (<данные изъяты>) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 0,72 га, расположенной <адрес>

Взыскать с ООО «Ресурс-лес» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Васильева

Мотивированное решение составлено 06.07.2022

2-5611/2022 ~ М-483/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ Лесная охрана
Ответчики
Ресурс-лес ООО
Другие
КГБУ Пировское лесничество
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Васильева Лариса Викторовна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2022Передача материалов судье
24.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.04.2022Предварительное судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
06.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2023Дело оформлено
14.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее