Дело № 2-№15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2015 года город Ставрополь
Резолютивная часть решения оглашена 02 июля 2015 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Долгополовой Н.В.,
при секретаре Гладковой Ю.А.,
с участием:
истца Смеловой Т.А.,
представителя ответчика ТСЖ «<данные изъяты> согласно доверенности <данные изъяты> дата <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Смеловой Т. А. к товариществу собственников жилья «<данные изъяты>» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Смелова Т.А. обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «<данные изъяты>» о защите прав потребителей.
Исковые требования, уточненные в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что истица является собственником 2/3 доли в праве на квартиру №№ в доме № по ул. <адрес>. Членом ТСЖ не является.
Истец обратилась к ответчику с запросом о предоставлении информации. Обращения истца ответчик проигнорировал, запрашиваемую информацию не представил, чем нарушил нормы жилищного законодательства.
Письмом от дата истцу отказано ответчиком в обращении с заявлениями, жалобами претензиями, что является нарушением права гражданина.
Данные факты послужили основанием для предъявления в суд исковых требований: обязать ответчика по настоящему делу - ТСЖ «<данные изъяты>», предоставить истцу возможность ознакомиться с информацией, предусмотренной к раскрытию Постановлением Правительства № от дата года, в течение двух дней по пять часов в каждый, с момента вступления решения суда в законную силу по настоящему гражданскому делу, а именно: реестр членов ТСЖ «<данные изъяты>. Следующую информацию по многоквартирному дому расположенному по адресу <адрес> ул. <адрес> техническую документацию на многоквартирный дом; информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, сведения о стоимости указанных работ и иных услуг; информацию об использовании общего имущества в многоквартирном доме; информацию о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома; информацию об общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома. Признать незаконными действия ТСЖ «<данные изъяты>» об отказе в принятии обращений, согласно Федерального Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от дата года. Взыскать с ответчика в пользу Смеловой Т. А., уплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Взыскать с ответчика в пользу Истца компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истица Смелова Т.А. просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика согласно доверенности <данные изъяты> просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, исследовав имеющиеся доказательства по делу и оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Положениями статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации гарантируется защита жилищных прав. При этом в соответствии со ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав может осуществляться, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, и данный способ защиты подлежит применению только в случае, когда имеет место реальное нарушение законных прав и интересов лица, требующего их защиты.
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно положениям ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены ЖК РФ и уставом товарищества.
В силу части 3 указанной нормы члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества; реестр членов товарищества; бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы; иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
В соответствии с п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации N 731 от 23.09.2010 года, которым утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Пунктом 1 Стандарта установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 5 Стандарта установлено, что управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно пункту 13 информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
В силу пункта 21 Стандарта, предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Судом установлено, что Смелова Т.А. является собственником 2/3 доли <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>.
Обслуживание жилого многоквартирного <адрес> по ул. <адрес> <адрес> осуществляется ТСЖ «<данные изъяты>».
Из материалов дела следует, что дата года, дата года, дата Смелова Т.А. обратилась к председателю ТСЖ «<данные изъяты>» с заявлениями о раскрытии информации, установленной Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 г. от 23.09.2010 года, которым утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", в том числе: об ознакомлении с уставом товарищества, реестром членов товарищества, технической документацией на многоквартирный дом, с протокол общего собрания жильцом многоквартирного дома по определению стоимости на содержание общего имущества в многоквартирном доме, о предоставлении информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, сведения о стоимости указанных работ и иных услуг; информацию об использовании общего имущества в многоквартирном доме; информацию о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома; информацию об общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома.
В судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что требования истца о предоставлении испрашиваемых документов для ознакомления оставлены ответчиком без ответа.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ТСЖ «<данные изъяты>» не опубликовывало на сайте информацию, подлежащую раскрытию в соответствии со Стандартами, тем самым нарушало порядок и способы раскрытия информации, установленные Стандартами.
Из письма от дата года, направленного ответчиком в адрес истца, следует, что до момента подписания договора и погашения задолженности по коммунальным платежам в полном объеме, испрашиваемые истицей документы для ознакомления не будут предоставлены, претензии, жалобы и заявления истицы не будут приниматься ТСЖ «<данные изъяты>» к рассмотрению.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо доказательств тому, что истице была раскрыта в полном объеме испрашиваемая информация, материалы дела не содержат.
Таким образом, в результате неисполнения ТСЖ «<данные изъяты>» требований стандарта нарушены права истицы, как потребителя жилищно-коммунальных услуг на получение достоверной информации об управлении многоквартирным домам, о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных судом фактов, суд пришел к выводу, что исковые требования Смеловой Т.А. в части признании незаконными действия ТСЖ «<данные изъяты>» об отказе в принятии обращений, об обязании ТСЖ «<данные изъяты>» предоставить истцу возможность ознакомиться с информацией, предусмотренной к раскрытию Постановлением Правительства № от дата года, в течение двух дней по пять часов в каждый, с момента вступления решения суда в законную силу по настоящему гражданскому делу, а именно: реестр членов ТСЖ «<данные изъяты>». Следующую информацию по многоквартирному дому расположенному по адресу <адрес> №: техническую документацию на многоквартирный дом; информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, сведения о стоимости указанных работ и иных услуг; информацию об использовании общего имущества в многоквартирном доме; информацию о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома; информацию об общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно ст. 1 ФЗ от 02.05.2006 г., в ред. от 24.11.2014 г., "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", изложенных в п. 10, нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Таким образом, ссылка истицы в исковых требованиях на ФЗ от 02.05.2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" несостоятельна.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 года № 17 при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Судом установлен факт нарушения ответчиком ТСЖ «<данные изъяты>» прав истца как потребителя.
При определении размера компенсации морального вреда, причиненного истцу, суд учитывает характер причиненных ему физических и нравственных страданий, а также степень вины причинителя морального вреда, исходя из принципа разумности и справедливости считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Исходя из вышеприведенных норм права, суд считает, что требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, подлежит частичному удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, с ответчика ТСЖ «<данные изъяты>» в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смеловой Т. А. к товариществу собственников жилья «<данные изъяты> о защите прав потребителей, удовлетворить частично.
Обязать ответчика товариществу собственников жилья «<данные изъяты>» предоставить истцу возможность ознакомиться с информацией, предусмотренной к раскрытию Постановлением Правительства № от дата года, в течение двух дней по пять часов в каждый, с момента вступления решения суда в законную силу по настоящему гражданскому делу, а именно: реестр членов ТСЖ «<данные изъяты>». Следующую информацию по многоквартирному дому расположенному по адресу <адрес> ул<адрес> №: техническую документацию на многоквартирный дом; информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, сведения о стоимости указанных работ и иных услуг; информацию об использовании общего имущества в многоквартирном доме; информацию о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома; информацию об общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома.
Признать незаконными действия товарищества собственников жилья «<данные изъяты> об отказе в принятии обращений.
Взыскать с товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» в пользу Смеловой Т. А. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с товарищества собственников жилья «<данные изъяты> в пользу Смеловой Т. А. уплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Отказать Смеловой Т. А. в удовлетворении исковых требований о взыскании с товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Долгополова