РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дурмановой Е.М.
при секретаре ФИО3,
с участием:
истца ФИО1, ее представителя в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ ФИО5,
представителя ответчиков <адрес>, ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» – ФИО4 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Министерству социально-демографической и семейной политики <адрес>, Территориальный отдел <адрес> о перерасчете субсидии на оплату коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в Центральный районный суд <адрес> с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит с учетом уточнений взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в пользу ФИО1 невыплаченные субсидии за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от фактически потребляемых коммунальных услуг за № года в размере 2 812 рублей 50 копеек, за № год 2 632 рубля 34 копейки, а всего за жилищно-коммунальные услуги 5 444 рубля 84 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами за № года в размере 168 рублей 70 копеек, за № год в размере 404 рубля 18 копеек; за вывоз твердых бытовых отходов (ТКО) за № год в размере 1 593 рубля 60 копеек, за № год в размере 1593 рубля 60 копеек, за № год в размере 2920 рублей 28 копеек.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является ветераном труда и собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно <адрес> "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" имеет право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%. Истец неоднократно обращалась к ответчику по вопросу неправильного предоставления мер социальной поддержки. Поскольку ответчик произвел неверную выплату субсидии за жилищно-коммунальные услуги и вывоз твердых бытовых отходов за ДД.ММ.ГГГГ гг. истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец ФИО1, ее представитель ФИО5, действующая в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков ФИО4, действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на субсидии имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются указанным гражданам с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Перечисленные федеральные стандарты используются только для определения объема субвенций, перечисляемых региональным бюджетам из федерального бюджета для предоставления субсидий гражданам.
Величина субсидии, которую получит конкретный получатель, определяется на основании других стандартов - региональных: регионального стандарта площади жилого помещения и регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
На основании п. 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
В соответствии с п. 21 Правил размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 27, 27 (1), 27 (2) Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Судом установлено, что ФИО1 является ветераном труда, что подтверждается копией удостоверения СМ №. (л.д. 16).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в автоматизированном режиме была назначена ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по статусу «Ветеран Труда» в 50% размере от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного для льготника, проживающего в составе семьи из 3-х человек.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в автоматизированном режиме была назначена компенсация ЖКУ в размере 50% по услугам «электроснабжение, холодное водоснабжение, газоснабжение, водоотведение, рассчитанную по сведениям поставщиков коммунальных услуг, по факту оплаты ЖКУ, с учетом доли истца по оплате ЖКУ по имеющимся в ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» сведениям, в том числе о регистрации по месту жительства ФИО1 трех человек.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО1 является единоличным собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д. 13-15).
Из представленной суду копии домовой книги следует, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО1 и ФИО2. (л.д. 17-19).
Указанный факт подтверждается также выпиской из поквартирной карточки, выданной МАУ «МФЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в жилом доме, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Согласно пункту 3 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" Ветеранам труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством <адрес>;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного <адрес>, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
платы за коммунальные услуги (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются гражданам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также совместно с ними проживающим нетрудоспособным членам семьи, находящимся на их полном содержании или получающим от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 143-ГД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в <адрес> и Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в <адрес>" (вместе с "Порядком назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", "Порядком компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, отдельным категориям граждан") утвержден порядок назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а именно размер компенсации рассчитывается из фактических расходов граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, при этом учитывается состав семьи, наличие приборов, площадь жилого помещения.
Расчет и выплата компенсации производится на основании сведений о начисленных и оплаченных платежах, полученных от поставщиков жилищно-коммунальных услуг в автоматизированном режиме. Компенсация выплачивается при условии отсутствия задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Ответчик в своих возражениях указывает на тот факт, что перерасчет размера компенсации ЖКУ при изменении статуса гражданина, состава его семьи, производится в сторону увеличения - с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в уполномоченное учреждение. За предыдущие года, перерасчет размера компенсации ЖКУ, действующим законодательством не предусмотрен.
Согласно ответа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была назначена субсидия исходя из состава семьи из 3-х и более человек. С ДД.ММ.ГГГГ в автоматизированном режиме была назначена компенсация ЭКУ в размере 50% по услугам «электроснабжение», «холодное водоснабжение», «газоснабжение», «водоотведение», рассчитанную по сведениям поставщиков коммунальных услуг, по факту оплаты ЖКУ, с учетом доли по оплате ЖКУ по имеющимся в ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» сведениям, в том числе – о регистрации по месту жительства трех человек. С ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 2021 года также не поступало иной информации о составе семьи. ДД.ММ.ГГГГ в отдел назначения компенсаций и льгот по <адрес> управления по г.о. Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» предоставлены сведения о количестве зарегистрированных лиц, после чего был произведен перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, суд обращает внимание на тот факт, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время зарегистрированы два человека, таким образом, размер субсидии должен быть рассчитан на состав семьи два человека. У ФИО1 не было необходимости обращаться в уполномоченное учреждение с заявлением о перерасчете размера компенсации при изменении статуса гражданина, состава его семьи, поскольку состав семьи не изменялся.
ФИО1 представила в суд расчет с учетом выплаченных компенсаций, согласно которому невыплаченная субсидия за жилищно-коммунальные услуги за ДД.ММ.ГГГГ год составляет - 2 812 рублей 50 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ год – 2 632 рубля 34 копейки; невыплаченная субсидия за вывоз твердых бытовых отходов за ДД.ММ.ГГГГ год составляет - 1 593 рубля 60 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ год – 1 593 рубля 60 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ год – 2 920 рублей 28 копеек, всего – 11552 рубля 32 копейки.
Ответчик по запросу суда представил расчет возможной компенсации ЖКУ из расчета 2 человека зарегистрированном в жилом помещении с учетом выплаченной компенсации (л.д. 109-111), из которого следует, что сумма невыплаченной субсидии составляет в общей сложности 13 986 рублей 26 копеек.
Таким образом, учитывая, тот факт, что ответчиком выплачивалась компенсация из расчета 3 человека зарегистрированных в жилом помещении, а по факту в жилом помещении зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ года 2 человека, суд приходит к выводу, что ФИО1 обоснованы заявлены требования о взыскании недоплаченной компенсации ЖКУ, в связи с чем полагает возможным взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в пользу ФИО1 недоплаченную компенсацию за жилищно-коммунальные услуги за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2 812 рублей 50 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2 632 рубля 34 копейки, за вывоз твердых бытовых отходов (ТКО) за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1 195 рублей 20 копеек (с учетом срока исковой давности), за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1593 рубля 60 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2920 рублей 28 копеек, итого - 11 153 рубля 92 копейки.
В силу ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).
Из изложенного следует, что положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
Учитывая вышеуказанные нормы права, суд полагает возможным удовлетворить требования ФИО1 и взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в пользу истца проценты за пользование чужими денежными средствами за период ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере 572 рубля 88 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ №, ░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 11 153 ░░░░░ 92 ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░. ░ ░░░░░░░ 572 ░░░░░ 88 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 77726 ░░░░░░ 80 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░. <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░