Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1645/2021 ~ М-7844/2020 от 20.11.2020

Производство №М-7844/2020

УИД 28RS0004-01-2020-011064-09

РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

18 января 2021 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Юрковой Н.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области к Раткевичу С. А. о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась в суд с административным иском, в обоснование указав, что Раткевич С.А., будучи зарегистрированным и состоящим на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 26 декабря 2000 года до 09 декабря 2019 года, своевременно и в полном объеме не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года. С целью досудебного урегулирования спора должнику направлялось требование об уплате недоимки и пеней. Однако сумма задолженности должником не уплачена.

На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Раткевича С.А.:

-страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01 января 2017 года – 3796 рублей 85 копеек;

-задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01 января 2017 года в сумме 1447 рублей 74 копейки;

-задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01 января 2017 года в сумме 6 173 рубля 29 копеек.

На основании пункта 3 статьи 291 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства в сроки, установленные статьей 292 КАС РФ.

Из письменных возражений представителя Раткевича С.А.-Смешной Е.В. следует, что Раткевич С.А. не признает долг в части задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 3796 рублей 85 копеек и пени в размере 1081 рубль 57 копеек. С сентября 2020 года Раткевич С.А. находится в споре с Пенсионным фондом РФ по Амурской области в части списания указанных взносов. После соблюдения претензионного порядка Раткевич С.А. обратился в Благовещенский городской суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ, где указаны основания освобождения Раткевича С.А. от уплаты указанных сумм, так как должна быть применена «налоговая амнистия» в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 N436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Суммы страховых взносов за период после 01 января 2017 года, уплачены.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

С 01 января 2017 года органом контроля за уплатой страховых взносов является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», при рассмотрении настоящего административного дела подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ.

В силу статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

При этом из пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Из анализа указанных норм права следует, что действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в Фонд обязательного медицинского страхования. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими данного статуса и прекращается с момента его утраты.

В силу пункта 1 статьи 25 названного Федерального закона в случае уплаты страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, плательщик должен уплатить пени.

Аналогичные положения предусмотрены статьями 57, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которого к отношениям по взысканию страховых взносов применяются с 01 января 2017 года.

Из материалов дела следует, что по данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Раткевич С.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 26 декабря 2000 года по 09 декабря 2019 года, являлся плательщиком страховых взносов.

В связи с неисполнением обязательств по уплате страховых взносов за расчетные периоды до 01 января 2017 года в установленные сроки, в адрес административного ответчика инспекцией направлено требование № 111890 от 17 октября 2018 года об уплате страховых взносов.

Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ) предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данной статьей предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01 января 2017 года и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона « 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Следовательно, списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.

Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года № 302-ЭС19-10771, кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2019 года № 43-КА19-29.

Поскольку предъявленная к взысканию сумма страховых взносов и пени, начисленная на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, имела место по состоянию на 01 января 2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.

Таким образом, требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01 января 2017 года в размере 3796 рублей 85 копеек удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требования административного истца о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01 января 2017 года в сумме 1447 рублей 74 копейки; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01 января 2017 года в сумме 6 173 рубля 29 копеек, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

В соответствии с пунктом 2 ст. 430 НК РФ страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 12 статьи 425 настоящего Кодекса.

Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (п. 3 ст. 430 НК РФ)

Согласно п. 4 ст. 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности признается для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

Как следует из материалов дела, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год оплачены не в полном объеме, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год составляет 6173 рубля 93 копейки, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год составляет 1 1447 рубля 74 копейки.

В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес Раткевича С.А. направлено требование об уплате страховых взносов № 122124 от 30 декабря 2019 года со сроком уплаты до 31 января 2020 года.

В связи с не исполнением требования в установленный законодательством о налогах и сборах срок, инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

10 марта 2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Раткевича С.А. задолженности по налогам. 21 мая 2020 года судебный приказ отмен в связи с поступившими возражениями.

Между тем, согласно приложенным к возражению квитанциям, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01 января 2017 года в сумме 1447 рублей 74 копейки; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01 января 2017 года в сумме 6 173 рубля 29 копеек были оплачены Раткевичем С.А. 26 ноября 2020 года.

Таким образом, требования административного истца о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01 января 2017 года в сумме 1447 рублей 74 копейки; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01 января 2017 года в сумме 6 173 рубля 29 копеек, не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, настоящий административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Амурской области к Раткевичу С. А. о взыскании задолженности по налогам - отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Н.С. Юркова

2а-1645/2021 ~ М-7844/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области
Ответчики
Раткевич Сергей Анатольевич
Другие
Смешная Елена Валерьевна
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
20.11.2020Регистрация административного искового заявления
22.11.2020Передача материалов судье
11.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
18.01.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
18.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее