Дело № 2-1470/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Шушаковой С.Г.,
при секретаре Артемовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Берёзовском Кемеровской области 18 ноября 2015 года
гражданское дело по иску прокурора г. Берёзовского к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная городская больница», Комитету по управлению муниципальным имуществом Берёзовского городского округа, Администрации Берёзовского городского округа о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Берёзовского обратился в суд с иском, после уточнения исковых требований, просит обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить осуществление медицинской деятельности и оказание медицинских услуг населению в здании детской поликлиники № по адресу: <адрес>. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в детской поликлинике, расположенной в соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здании и находящихся в нем помещениях. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ. передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. В случае недостаточности у Комитета по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа денежных средств для исполнения вышеуказанных обязанностей возложить на Администрацию Березовского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Требования обоснованы тем, что при осуществлении прокуратурой г. Березовского проверки исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних граждан в деятельности Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» (далее – МБУЗ ЦГБ) были выявлены нарушения в указанной сфере правоотношений, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Так, согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно пунктам 1 и 3 ст. 39 данного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 58 от 18.05.2010г. утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10). Согласно пунктам 1.1. и 1.2. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.
В соответствии с пунктами 1.1. и 3.1. Устава МБУЗ ЦГБ, данное учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для оказания услуг в сфере здравоохранения, данное учреждение создано с целью охраны здоровья и удовлетворения потребности в медицинском обслуживании граждан – оказании лечебно-профилактической помощи, предметом деятельности учреждения является оказание лечебной, диагностической, консультативной, медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 2.7.4 Устава МБУЗ ЦГБ, а также лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-42-01-002156 (приложение № от ДД.ММ.ГГГГ), в нежилом помещении, расположенном на первом этаже жилого дома по адресу: <адрес> осуществляет медицинскую деятельность детская поликлиника №, которая является структурным подразделением МБУЗ ЦГБ. Согласно данной лицензии, в указанной поликлинике оказываются услуги по первичной доврачебной (в части сестринского дела, в том числе, в педиатрии) и врачебной (по педиатрии) медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, первичной врачебной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по педиатрии, первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по детской кардиологии, детской хирургии, неврологии и т.д.
Таким образом, положения вышеуказанного СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 являются обязательными для исполнения МБУЗ ЦГБ как организации, осуществляющей медицинскую деятельность и эксплуатирующей объекты здравоохранения, к которым относится вышеуказанная детская поликлиника №.
Проведённой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проверкой с привлечением в качестве специалиста заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Березовском, городе Топки, Кемеровском и <адрес>х (далее - ТО Роспотребнадзора) были установлены следующие правонарушения вышеуказанных правовых актов, которые подтверждаются заключением ТО Роспотребнадзора № от 10.07.2015г.
Так, детская поликлиника № МБУЗ ЦГБ расположена на 1 этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома, имеет отдельный вход. Выделен отдельный вход в поликлинику в кабинет фтизиатра. Расчётная мощность поликлиники <данные изъяты> человек в день. Обслуживает население около <данные изъяты> (дети до 18 лет). Однако, согласно п. 2.6. главы I СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в жилых и общественных зданиях, при наличии отдельного входа, допускается размещать амбулаторно-поликлинические лечебно-профилактические организации лишь мощностью не более <данные изъяты> посещений в смену, включая фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), организации с дневными стационарами. Таким образом, размещение поликлиники (с расчётной мощностью более <данные изъяты> посещений в смену) в вышеуказанном жилом жилого дома по адресу: <адрес> не соответствует требованиям п.2.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10.
Согласно пункту 3.6. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 к настоящим санитарным правилам.
Однако в нарушение данного пункта, структура помещений приёмного отделения детской поликлиники не обеспечивает соблюдение оптимальных условий труда медицинского персонала, санитарно-гигиенических и противоэпидемических режимов, а также комфортного пребывания пациентов:
а) минимальная площадь вестибюля-гардеробной для посетителей должна быть из расчёта 0,5 кв.м. на одного посетителя (фактически 0,37: мощность поликлиники взята - 150 чел. в смену; площадь вестибюля 36,9 м.кв., гардероба 20 м.кв.);
б) помещение (место) для хранения каталок и кресел-колясок (из расчёта 2 м.кв. на каталку, 1 м. кв. на кресло-коляску, но не менее 6 м.кв.) не предусмотрено при входе в медицинскую организацию;
в) фильтр-бокс детской поликлиники (из расчёта 15 кв.м.) не предусмотрено при входе в медицинскую организацию.
Согласно п. 4.2. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Пунктом 11.14 главы I данных правил установлено, что устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
Однако, в нарушение данных норм в коридоре поликлиники, кабинетах врачебного приёма внутренняя отделка не позволяет проводить влажную уборку и дезинфекцию в полном объёме, так как имеются дефекты внутренней отделки стен, полов, дверных коробок в виде щелей. Отмечаются в отдельных кабинетах протечки на потолке.
Согласно п. 3.1. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала. Высота помещений допускается не менее 2,6 м. Пунктом 3.3. данной главы указанных правил установлено, что структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности. Однако указанные нормы нарушены в процедурном кабинете детской поликлиники.
Так, процедурный кабинет состоит из прививочного и непосредственно самого процедурного кабинетов, разделённых между собой стеной с дверным проёмом без двери. Прививочный кабинет имеет площадь <данные изъяты>., хотя необходимо не менее <данные изъяты>., что следует из п. 3.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10. Процедурный кабинет также имеет площадь 8,7 м.кв., тогда как согласно п.3.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10 необходимо не менее 12 м.кв. Прививочный и процедурный кабинеты имеют отдельные входы с холла. Подводка воды не организована в помещении прививочного кабинета в нарушении п.5.5 главы I СанПин 2.1.3.2630-10;
Оконный блок имеет неровную поверхность, за счёт множественных дефектов в покрытии, что затрудняет проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств и не соответствует п. 4.2 главы I СанПин 2.1.3.2630-10;
Хирургический кабинет состоит из двух кабинетов: кабинета приема и перевязочного кабинета. На момент проведения проверочных мероприятий деятельность в перевязочном кабинете не осуществляется (со слов врача хирурга) по причине неудовлетворительного санитарного состояния данного кабинета: имеет место множественные дефекты внутренней отделки стен в виде щелей, трещин, отслоившейся краски, отмечаются следы сырости, плесени на потолке с переходом на стены, имеются нарушения поверхностного покрытия оконного блока. Внутренняя отдела перевязочного кабинета не соответствует требованиям п.11.14 главы I СанПин 2.1.3.2630-10. В моечной зоне перевязочного кабинета оборудованы умывальники с установкой смесителей барашкового типа, что не соответствует требованиям п.5.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10. В кабинете врачебного приёма хирурга внутренняя отделка не позволяет проводить влажную уборку и дезинфекцию в полном объёме: имеются дефекты внутренней отделки стен в виде трещин, неровностей за счёт отслоившейся краски, нагревательный прибор системы отопления имеет шероховатую поверхность со следами протечек, что не соответствует требованиям п.4.2; п. 6.2 главы I СанПин 2.1.3.2630-10.
Внутренняя отделка кабинета отоларинголога не соответствует требованиям п.4.2, п.11,14 главы I СанПин 2.1.3.2630-10: имеются единичные дефекты внутренней отделки стен, в виде несквозных отверстий, а также отмечается неровности поверхности оконного блока за счёт отслоившейся краски.
В соответствии с частью 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.) государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с ч. 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства. В соответствии с частями 1,3 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статьёй 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 21.07.2014г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 25-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Пунктом 1 ст. 2 данного закона установлено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Таким образом, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий и несоблюдение требований санитарных правил МБУЗ ЦГБ при оказании медицинских услуг в детской поликлинике № нарушает конституционные права несовершеннолетних граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на получение медицинской помощи в условиях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона №25-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 2 данной статьи установлено, что юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Пунктом 1 ст. 1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Поскольку здание детской поликлиники № и ее помещения не отвечают вышеуказанным установленным требованиям, дальнейшее оказание медицинских услуг в указанном здании и помещениях невозможно даже при осуществлении ремонта, так как в любом случае детская поликлиника в нарушение п. 2.6. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 будет располагаться в жилом доме, а набор помещений и их минимальная площадь не будут соответствовать пункту 3.6 данных Правил. Вместе с тем, в нарушение п. 2 ст. 24 Федерального закона № 25-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» медицинская деятельность детской поликлиники № 1 в здании по адресу: ул. Мира, д. 10 до настоящего времени МБУЗ ЦГБ не прекращена. Более того, продолжение осуществления данной деятельности в нарушении санитарно-эпидемиологических требований создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, что прямо следует из норм ст. 1 Федерального закона № 25-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Следовательно, указанная деятельность должна быть прекращена в судебном порядке.
Кроме того, ответчик МБУЗ «ЦГБ» должен быть понужден в судебном порядке оказывать соответствующую медицинскую помощь по педиатрии в помещении, соответствующем установленным требованиям, по следующим основаниям.
Так, согласно частям 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядки оказания медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России № 366н от 16.04.2012г. утвержден Порядок оказания педиатрической помощи (далее - Порядок оказания педиатрической помощи), согласно п. 2 которого медицинская педиатрическая помощь оказывается в виде первичной медико-санитарной помощи. Пунктом 5 Порядка установлено, что первичная медико-санитарная помощь включает: первичную доврачебную медико-санитарную помощь; первичную врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную медико-санитарную помощь. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Согласно п. 17 данного порядка медицинские организации, оказывающие педиатрическую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями № 1 - 12 к настоящему Порядку.
Приложением № 4 к вышеуказанному Порядку оказания педиатрической помощи установлены Правила организации деятельности детской поликлиники, которые в пункте 8 предусматривают, что поликлиника осуществляет функции по оказанию профилактической, консультативно-диагностической и лечебной помощи прикрепленному детскому населению. Таким образом, детская поликлиника осуществляет первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Кабинет врача педиатра-участкового в соответствии с п. 5 Приложения № 1 к Порядку оказания педиатрической помощи правом оказания медицинских услуг в условиях стационара не наделен.
В соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на <данные изъяты> и на плановый период <данные изъяты> утвержденного Законом Кемеровской области № 146-ОЗ от 29.12.2014, в рамках названной программы бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах оказывается первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная, вышеуказанные виды медицинской помощи оказываются, в том числе, врачами-педиатрами. При этом согласно п. 132 приложения № 3 к данной программе МБУЗ «ЦГБ» прямо отнесено к перечню медицинских организаций, участвующих в реализации данной территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, также обязаны: обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п.п. 1,6 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближённости к месту жительства, месту работы, обучения, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
В соответствии с п.4 ст.29 данного закона муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
Таким образом, поскольку оказание первичной медико-санитарной помощи входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществление данной деятельности по педиатрии в полном объеме (включая оказания помощи в дневном стационаре) возможно только на базе детской поликлиники, МБУЗ «ЦГБ» как медицинская организация, участвующая в реализации названной программы и входящая в муниципальную систему здравоохранения, с учетом принципа приближённости к месту жительства и обучения несовершеннолетнего населения, обязано обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи по педиатрии в здании и помещениях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическими требованиям.
По результатам прокурорской проверки прокуратурой города 04.08.2015г. было внесено МБУЗ «ЦГБ» представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан и иного законодательства, принятии незамедлительных и исчерпывающих мер по устранению нарушений. Однако, согласно полученному ответу МБУЗ «ЦГБ» № 846-1-04.09.15 оказание не соответствующей установленным требованиям медицинской деятельности не прекращено, надлежащее осуществление указанной деятельности не обеспечено.
Поскольку у МБУЗ «ЦГБ» отсутствует такое здание и помещения на Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа (далее - КУМИ) должна быть возложена обязанность по предоставлению такого здания и помещений.
Так, в соответствии с п. 9 ст. 9.2. Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является муниципальное образование.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Пунктом 1 ст. 299 ГК РФ предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества. Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ определено, что учреждение за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пунктов 1.4, 1.5. Устава МБУЗ «Центральная городская больница» учредителем данного учреждения является Муниципальное образование Березовского городского округа. Функции и полномочия учредителя в качестве главного распорядителя бюджетных средств и администратора доходов осуществляет Администрация Березовского городского округа. Функции и полномочия учредителя от имени Администрации Березовского городского округа в отношении муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, осуществляет КУМИ. Согласно п. 5.1. Устава МБУЗ ЦГБ КУМИ закрепляет имущество за Учреждением на праве оперативного управления.
Согласно п. 1.1. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа (далее - Положение о КУМИ), утвержденного Решением № 265 от 20.10.2011г. Березовского городского совета народных депутатов (в редакции Решения № 293 от 29.12.2011г. Березовского городского совета народных депутатов) КУМИ является уполномоченным органом Администрации Березовского городского округа по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования. Пунктом 1.3. данного Положения КУМИ наделено правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, смету расходов, лицевые счета.
Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 1.1. Положения о КУМИ, поскольку КУМИ для выполнения управленческих функций наделено правами юридического лица - КУМИ является казенным учреждением.
Согласно пунктам 3.1.7. и 3.1.13. Положения о КУМИ, КУМИ за счет средств бюджета городского округа, областного бюджета совершает сделки по приобретению в муниципальную собственность нежилых помещении, закрепляет на установленном законом праве муниципальное имущество за муниципальными учреждениями.
Согласно пунктов 6.1. и 6.3. Положения о КУМИ, КУМИ является главным распорядителем бюджетных средств и администратором доходов бюджета, финансирование деятельности КУМИ осуществляется по бюджетной смете за счет средств городского округа согласно осуществляемой деятельности.
Таким образом, КУМИ обладает всеми полномочиями по приобретению в муниципальную собственность и передачу в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» здания и помещений детской поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи по педиатрии, соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако до настоящего времени КУМИ соответствующего данным требованиям здания и помещений в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» не передано, что является основанием для понуждения данного ответчика осуществить указанные действия в установленном законом порядке.
Вместе с тем, в случае отсутствия в распоряжении соответствующего названным требованиям имущества для его передачи МБУЗ «ЦГБ», а также недостаточности у КУМИ денежных средств в рамках установленных бюджетной сметой лимитов для приобретения или ремонта такого имущества, КУМИ не сможет выполнить данные обязательства.
Согласно п.4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, в случае отсутствия или недостаточности у КУМИ денежных средств для выполнения обязанности по передаче в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» здания и помещений детской поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи по педиатрии, соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, субсидиарную ответственность по указанным обязательствам должна нести Администрация Березовского городского округа как орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества - муниципального образования Березовский городской округ.
Поскольку для осуществления необходимых мероприятий по обеспечению оказания первичной медико-санитарной помощи по педиатрии в здании и помещениях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическими требованиям, МБУЗ ЦГБ требуется время, считает необходимым установить разумный срок для осуществления данных действий до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, поскольку осуществление деятельности в соответствующем требованиям здании и помещениях планируется лишь с ДД.ММ.ГГГГ, срок для прекращения не соответствующей требованиям деятельности должен быть установлен до <данные изъяты>. – во избежание лишения граждан возможности получения какой бы то ни было медицинской помощи и не допущения социальной напряженности в связи с прекращением работы детской поликлиники.
Поскольку оказание медицинских услуг будет осуществляться в ином месте, потребуется переоформление лицензии на осуществление медицинской деятельности. При этом для ее получения, потребуется наличие здания и соответствующих помещений у МБУЗ ЦГБ. Следовательно, КУМИ и Администрацией Березовского городского округа надлежит предоставить МБУЗ ЦГБ данные здание и помещения на праве оперативного управления до планируемого начала с 01.09.2017г. оказания медицинских услуг по новому адресу с тем расчетом, чтобы МБУЗ ЦГБ имело возможность оформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, заблаговременно. Таким образом, полагает возможным установить КУМИ и Администрацией Березовского городского округа срок для совершения данных действий до 01.06.2017г.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Часть 1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Настоящее исковое заявление направлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи на получение медицинской помощи в условиях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям. Кроме того, данное заявление направлено в интересах несовершеннолетних граждан, поскольку детской поликлиникой оказываются не соответствующие установленным требованиям медицинские услуги именно данной категории лиц.
Представитель истца помощник прокурора г. Берёзовского Корчуганов Д.А. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчиков Администрации Берёзовского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом Берёзовского городского округа – Хмиловская Г.К., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» – Кабанова С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно пунктам 1 и 3 ст. 39 данного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. (в ред. от 21.07.2014г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 25-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом, санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Пунктом 1 ст. 2 данного закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона № 25-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу требований части 1 и 2 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядки оказания медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России №366н от 16.04.2012г. утвержден Порядок оказания педиатрической помощи (далее - Порядок оказания педиатрической помощи), согласно п. 2 которого медицинская педиатрическая помощь оказывается в виде первичной медико-санитарной помощи.
Пунктом 5 Порядка установлено, что первичная медико-санитарная помощь включает: первичную доврачебную медико-санитарную помощь; первичную врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную медико-санитарную помощь. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Согласно п. 17 данного Порядка медицинские организации, оказывающие педиатрическую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями № 1 - 12 к настоящему Порядку.
Приложением № 4 к вышеуказанному Порядку оказания педиатрической помощи установлены Правила организации деятельности детской поликлиники, которые в пункте 8 предусматривают, что поликлиника осуществляет функции по оказанию профилактической, консультативно-диагностической и лечебной помощи прикрепленному детскому населению.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, также обязаны: обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п.п. 1,6 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближённости к месту жительства, месту работы, обучения, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
Согласно п.4 ст.29 данного закона муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
Пунктом 9 ст. 9.2. Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является муниципальное образование.
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества.
Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ определено, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 и статьи 17 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относятся: создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно подпункта 14 пункта 1 части 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится полномочие по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Судом установлено, что при осуществлении прокуратурой г. Березовского проверки деятельности Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» с привлечением в качестве специалиста заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Березовском, городе Топки, Кемеровском и Топкинском районах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних граждан, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно:
Детская поликлиника № МБУЗ ЦГБ расположена на 1 этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома, имеет отдельный вход. Выделен отдельный вход в поликлинику в кабинет фтизиатра. Расчётная мощность поликлиники 250 человек в день. Обслуживает население около 6500 человек (дети до 18 лет). Однако, согласно п. 2.6. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 в жилых и общественных зданиях, при наличии отдельного входа, допускается размещать амбулаторно-поликлинические лечебно-профилактические организации лишь мощностью не более 100 посещений в смену, включая фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), организации с дневными стационарами. Таким образом, размещение поликлиники (с расчётной мощностью более 100 посещений в смену) в вышеуказанном жилом жилого дома по адресу: <адрес> не соответствует требованиям п.2.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10.
Согласно пункту 3.6. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 к настоящим санитарным правилам.
В нарушение данного пункта структура помещений приёмного отделения детской поликлиники не обеспечивает соблюдение оптимальных условий труда медицинского персонала, санитарно-гигиенических и противоэпидемических режимов, а также комфортного пребывания пациентов:
а) минимальная площадь вестибюля-гардеробной для посетителей должна быть из расчёта 0,5 кв.м. на одного посетителя (фактически 0,37: мощность поликлиники взята -150 чел. в смену; площадь вестибюля 36,9 м.кв., гардероба 20 м.кв.);
б) помещение (место) для хранения каталок и кресел-колясок (из расчёта 2 м.кв. на каталку, 1 м. кв. на кресло-коляску, но не менее 6 м.кв.) не предусмотрено при входе в медицинскую организацию;
в) фильтр-бокс детской поликлиники (из расчёта 15 кв.м.) не предусмотрено при входе в медицинскую организацию.
Согласно п. 4.2. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Пунктом 11.14 главы I данных правил установлено, что устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
В нарушение данных норм в коридоре поликлиники, кабинетах врачебного приёма внутренняя отделка не позволяет проводить влажную уборку и дезинфекцию в полном объёме: имеются дефекты внутренней отделки стен, полов, дверных коробок в виде щелей. Отмечаются в отдельных кабинетах протечки на потолке.
Согласно п. 3.1. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно - диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала. Высота помещений допускается не менее 2,6 м. Пунктом 3.3. данной главы указанных правил установлено, что структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности. Однако указанные нормы нарушены в процедурном кабинете детской поликлиники.
Так, процедурный кабинет состоит из прививочного и непосредственно самого процедурного кабинетов, разделённых между собой стеной с дверным проёмом без двери. Прививочный кабинет имеет площадь 8,7 м.кв., хотя необходимо не менее 12 м.кв., что следует из п. 3.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10. Процедурный кабинет также имеет площадь 8,7 м.кв., тогда как согласно п.3.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10 необходимо не менее 12 м.кв. Прививочный и процедурный кабинеты имеют отдельные входы с холла. Подводка воды не организована в помещении прививочного кабинета в нарушении п.5.5 главы I СанПин 2.1.3.2630-10;
Оконный блок имеет неровную поверхность, за счёт множественных дефектов в покрытии, что затрудняет проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств и не соответствует п. 4.2 главы I СанПин 2.1.3.2630-10;
Хирургический кабинет состоит из двух кабинетов: кабинета приема и перевязочного кабинета. На момент проведения проверочных мероприятий деятельность в перевязочном кабинете не осуществляется (со слов врача хирурга) по причине неудовлетворительного санитарного состояния данного кабинета: имеет место множественные дефекты внутренней отделки стен в виде щелей, трещин, отслоившейся краски, отмечаются следы сырости, плесени на потолке с переходом на стены, имеются нарушения поверхностного покрытия оконного блока. Внутренняя отдела перевязочного кабинета не соответствует требованиям п.11.14 главы I СанПин 2.1.3.2630-10. В моечной зоне перевязочного кабинета оборудованы умывальники с установкой смесителей барашкового типа, что не соответствует требованиям п.5.6 главы 1 СанПин 2.1.3.2630-10. В кабинете врачебного приёма хирурга внутренняя отделка не позволяет проводить влажную уборку и дезинфекцию в полном объёме: имеются дефекты внутренней отделки стен в виде трещин, неровностей за счёт отслоившейся краски, нагревательный прибор системы отопления имеет шероховатую поверхность со следами протечек, что не соответствует требованиям п.4.2; п. 6.2 главы I СанПин 2.1.3.2630-10.
Внутренняя отделка кабинета отоларинголога не соответствует требованиям п.4.2; п.11,14 главы I СанПин 2.1.3.2630-10: имеются единичные дефекты внутренней отделки стен, в виде несквозных отверстий, а также отмечается неровности поверхности оконного блока за счёт отслоившейся краски.
Выявленные нарушения подтверждаются заключением ТО Роспотребнадзора №1140 от 10.07.2015 г.
В соответствии с пунктами 1.1. и 3.1. Устава МБУЗ ЦГБ данное учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для оказания услуг в сфере здравоохранения, данное учреждение создано с целью охраны здоровья и удовлетворения потребности в медицинском обслуживании граждан - оказании лечебно-профилактической помощи, предметом деятельности учреждения является оказание лечебной, диагностической, консультативной, медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 2.7.4 Устава МБУЗ ЦГБ, а также лицензии на осуществление медицинской деятельности № № (приложение № от ДД.ММ.ГГГГ), в нежилом помещении, расположенном на первом этаже жилого дома по адресу<адрес> осуществляет медицинскую деятельность детская поликлиника №, которая является структурным подразделением МБУЗ ЦГБ.
Согласно данной лицензии в указанной поликлинике оказываются услуги по первичной доврачебной (в части сестринского дела, в том числе, в педиатрии) и врачебной (по педиатрии) медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, первичной врачебной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по педиатрии, первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по детской кардиологии, детской хирургии, неврологии и т.д.
Следовательно, положения вышеуказанного СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 являются обязательными для исполнения МБУЗ ЦГБ как организации, осуществляющей медицинскую деятельность и эксплуатирующей объекты здравоохранения, к которым относится вышеуказанная детская поликлиника №.
В связи с чем, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий и несоблюдение требований санитарных правил МБУЗ ЦГБ при оказании медицинских услуг в детской поликлинике № нарушает конституционные права несовершеннолетних граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на получение медицинской помощи в условиях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что здание детской поликлиники №, расположенное по адресу: <адрес> и ее помещения не отвечают требованиям законодательства об охране здоровья несовершеннолетних граждан, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в связи с чем, дальнейшее оказание медицинских услуг в указанном здании и помещениях невозможно, продолжение осуществления данной деятельности в нарушение санитарно-эпидемиологических требований создаст непосредственную угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на <данные изъяты> и на плановый период <данные изъяты> годов, утвержденного Законом Кемеровской области №146-ОЗ от 29.12.2014г., в рамках названной программы бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах оказывается первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная, вышеуказанные виды медицинской помощи оказываются, в том числе, врачами-педиатрами. При этом согласно п. 132 приложения № 3 к данной программе МБУЗ «ЦГБ» прямо отнесено к перечню медицинских организаций, участвующих в реализации данной территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, также обязаны: обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п.п. 1,6 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближённости к месту жительства, месту работы, обучения, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
В соответствии с п.4 ст.29 данного закона муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
Поскольку оказание первичной медико-санитарной помощи входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществление данной деятельности по педиатрии в полном объеме (включая оказания помощи в дневном стационаре) возможно только на базе детской поликлиники, суд считает, что МБУЗ «ЦГБ», как медицинская организация, участвующая в реализации названной программы и входящая в муниципальную систему здравоохранения, с учетом принципа приближённости к месту жительства и обучения несовершеннолетнего населения, обязано обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи по педиатрии в здании и находящихся в нем помещениях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическими требованиям.
По результатам прокурорской проверки прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ было внесено МБУЗ «ЦГБ» представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан и иного законодательства, принятии незамедлительных и исчерпывающих мер по устранению нарушений.
Однако, согласно полученному ответу МБУЗ «ЦГБ» №-ДД.ММ.ГГГГ оказание не соответствующей установленным требованиям медицинской деятельности не прекращено, надлежащее осуществление указанной деятельности не обеспечено.
Поскольку у МБУЗ «ЦГБ» отсутствует такое здание и помещения на Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа (далее - КУМИ) должна быть возложена обязанность по предоставлению такого здания и находящихся в нем помещений, поскольку в соответствии с п. 9 ст. 9.2. Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, собственником имущества бюджетного учреждения является муниципальное образование.
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества.
Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ определено, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пунктов 1.4, 1.5. Устава МБУЗ «Центральная городская больница», учредителем данного учреждения является Муниципальное образование Березовского городского округа. Функции и полномочия учредителя в качестве главного распорядителя бюджетных средств и администратора доходов осуществляет Администрация Березовского городского округа. Функции и полномочия учредителя от имени Администрации Березовского городского округа в отношении муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения осуществляет КУМИ. Согласно п. 5.1. Устава МБУЗ ЦГБ КУМИ закрепляет имущество за Учреждением на праве оперативного управления.
Согласно п. 1.1. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа, утвержденного Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. Березовского городского совета народных депутатов (в редакции Решения № от ДД.ММ.ГГГГ. Березовского городского совета народных депутатов) КУМИ является уполномоченным органом Администрации Березовского городского округа по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования. Пунктом 1.3. данного Положения КУМИ наделено правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, смету расходов, лицевые счета.
Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 1.1. Положения о КУМИ, поскольку КУМИ для выполнения управленческих функций наделено правами юридического лица - КУМИ является казенным учреждением.
Согласно пунктам 3.1.7. и 3.1.13. Положения о КУМИ, КУМИ за счет средств бюджета городского округа, областного бюджета совершает сделки по приобретению в муниципальную собственность нежилых помещений, закрепляет на установленном законом праве муниципальное имущество за муниципальными учреждениями.
Согласно пунктов 6.1. и 6.3. Положения о КУМИ, КУМИ является главным распорядителем бюджетных средств и администратором доходов бюджета, финансирование деятельности КУМИ осуществляется по бюджетной смете за счет средств городского округа согласно осуществляемой деятельности.
Таким образом, КУМИ обладает всеми полномочиями по приобретению в муниципальную собственность и передачу в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» здания и помещений детской поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи по педиатрии, соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако до настоящего времени КУМИ соответствующего данным требованиям здания и находящихся в нем помещений в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» не передано, что является основанием для понуждения данного ответчика осуществить указанные действия в установленном законом порядке.
Согласно п.4 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, в случае отсутствия или недостаточности у КУМИ денежных средств для выполнения обязанности по передаче в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» здания и помещений детской поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи по педиатрии, соответствующим установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, субсидиарную ответственность по указанным обязательствам должна нести Администрация Березовского городского округа как орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества - муниципального образования Березовский городской округ.
Исходя из представленных доказательств, суд считает необходимым обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить осуществление медицинской деятельности и оказание медицинских услуг населению в здании детской поликлиники № по адресу: <адрес>
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в детской поликлинике, расположенной в соответствующих установленным санитарно – эпидемиологическим требованиям здании и находящихся в нем помещениях.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В случае недостаточности у Комитета по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа денежных средств для исполнения вышеуказанных обязанностей возложить на Администрацию Березовского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Срок для совершения ответчиками вышеуказанных действий суд находит достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить осуществление медицинской деятельности и оказание медицинских услуг населению в здании детской поликлиники № по адресу: <адрес>.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в детской поликлинике, расположенной в соответствующих установленным санитарно – эпидемиологическим требованиям здании и находящихся в нем помещениях.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В случае недостаточности у Комитета по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа денежных средств для исполнения вышеуказанных обязанностей возложить на Администрацию Березовского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: С.Г. Шушакова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.