Решение по делу № 2-1470/2015 ~ М-1555/2015 от 16.10.2015

Дело № 2-1470/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Шушаковой С.Г.,

при секретаре Артемовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Берёзовском Кемеровской области 18 ноября 2015 года

гражданское дело по иску прокурора г. Берёзовского к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная городская больница», Комитету по управлению муниципальным имуществом Берёзовского городского округа, Администрации Берёзовского городского округа о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Берёзовского обратился в суд с иском, после уточнения исковых требований, просит обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить осуществление медицинской деятельности и оказание медицинских услуг населению в здании детской поликлиники по адресу: <адрес>. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в детской поликлинике, расположенной в соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здании и находящихся в нем помещениях. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ. передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. В случае недостаточности у Комитета по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа денежных средств для исполнения вышеуказанных обязанностей возложить на Администрацию Березовского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Требования обоснованы тем, что при осуществлении прокуратурой г. Березовского проверки исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних граждан в деятельности Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» (далее – МБУЗ ЦГБ) были выявлены нарушения в указанной сфере правоотношений, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Так, согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно пунктам 1 и 3 ст. 39 данного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 58 от 18.05.2010г. утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10). Согласно пунктам 1.1. и 1.2. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.

В соответствии с пунктами 1.1. и 3.1. Устава МБУЗ ЦГБ, данное учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для оказания услуг в сфере здравоохранения, данное учреждение создано с целью охраны здоровья и удовлетворения потребности в медицинском обслуживании граждан – оказании лечебно-профилактической помощи, предметом деятельности учреждения является оказание лечебной, диагностической, консультативной, медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 2.7.4 Устава МБУЗ ЦГБ, а также лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-42-01-002156 (приложение от ДД.ММ.ГГГГ), в нежилом помещении, расположенном на первом этаже жилого дома по адресу: <адрес> осуществляет медицинскую деятельность детская поликлиника , которая является структурным подразделением МБУЗ ЦГБ. Согласно данной лицензии, в указанной поликлинике оказываются услуги по первичной доврачебной (в части сестринского дела, в том числе, в педиатрии) и врачебной (по педиатрии) медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, первичной врачебной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по педиатрии, первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по детской кардиологии, детской хирургии, неврологии и т.д.

Таким образом, положения вышеуказанного СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 являются обязательными для исполнения МБУЗ ЦГБ как организации, осуществляющей медицинскую деятельность и эксплуатирующей объекты здравоохранения, к которым относится вышеуказанная детская поликлиника .

Проведённой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проверкой с привлечением в качестве специалиста заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Березовском, городе Топки, Кемеровском и <адрес>х (далее - ТО Роспотребнадзора) были установлены следующие правонарушения вышеуказанных правовых актов, которые подтверждаются заключением ТО Роспотребнадзора от 10.07.2015г.

Так, детская поликлиника МБУЗ ЦГБ расположена на 1 этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома, имеет отдельный вход. Выделен отдельный вход в поликлинику в кабинет фтизиатра. Расчётная мощность поликлиники <данные изъяты> человек в день. Обслуживает население около <данные изъяты> (дети до 18 лет). Однако, согласно п. 2.6. главы I СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в жилых и общественных зданиях, при наличии отдельного входа, допускается размещать амбулаторно-поликлинические лечебно-профилактические организации лишь мощностью не более <данные изъяты> посещений в смену, включая фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), организации с дневными стационарами. Таким образом, размещение поликлиники (с расчётной мощностью более <данные изъяты> посещений в смену) в вышеуказанном жилом жилого дома по адресу: <адрес> не соответствует требованиям п.2.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10.

Согласно пункту 3.6. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 к настоящим санитарным правилам.

Однако в нарушение данного пункта, структура помещений приёмного отделения детской поликлиники не обеспечивает соблюдение оптимальных условий труда медицинского персонала, санитарно-гигиенических и противоэпидемических режимов, а также комфортного пребывания пациентов:

а) минимальная площадь вестибюля-гардеробной для посетителей должна быть из расчёта 0,5 кв.м. на одного посетителя (фактически 0,37: мощность поликлиники взята - 150 чел. в смену; площадь вестибюля 36,9 м.кв., гардероба 20 м.кв.);

б) помещение (место) для хранения каталок и кресел-колясок (из расчёта 2 м.кв. на каталку, 1 м. кв. на кресло-коляску, но не менее 6 м.кв.) не предусмотрено при входе в медицинскую организацию;

в) фильтр-бокс детской поликлиники (из расчёта 15 кв.м.) не предусмотрено при входе в медицинскую организацию.

Согласно п. 4.2. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Пунктом 11.14 главы I данных правил установлено, что устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

Однако, в нарушение данных норм в коридоре поликлиники, кабинетах врачебного приёма внутренняя отделка не позволяет проводить влажную уборку и дезинфекцию в полном объёме, так как имеются дефекты внутренней отделки стен, полов, дверных коробок в виде щелей. Отмечаются в отдельных кабинетах протечки на потолке.

Согласно п. 3.1. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала. Высота помещений допускается не менее 2,6 м. Пунктом 3.3. данной главы указанных правил установлено, что структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности. Однако указанные нормы нарушены в процедурном кабинете детской поликлиники.

Так, процедурный кабинет состоит из прививочного и непосредственно самого процедурного кабинетов, разделённых между собой стеной с дверным проёмом без двери. Прививочный кабинет имеет площадь <данные изъяты>., хотя необходимо не менее <данные изъяты>., что следует из п. 3.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10. Процедурный кабинет также имеет площадь 8,7 м.кв., тогда как согласно п.3.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10 необходимо не менее 12 м.кв. Прививочный и процедурный кабинеты имеют отдельные входы с холла. Подводка воды не организована в помещении прививочного кабинета в нарушении п.5.5 главы I СанПин 2.1.3.2630-10;

Оконный блок имеет неровную поверхность, за счёт множественных дефектов в покрытии, что затрудняет проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств и не соответствует п. 4.2 главы I СанПин 2.1.3.2630-10;

Хирургический кабинет состоит из двух кабинетов: кабинета приема и перевязочного кабинета. На момент проведения проверочных мероприятий деятельность в перевязочном кабинете не осуществляется (со слов врача хирурга) по причине неудовлетворительного санитарного состояния данного кабинета: имеет место множественные дефекты внутренней отделки стен в виде щелей, трещин, отслоившейся краски, отмечаются следы сырости, плесени на потолке с переходом на стены, имеются нарушения поверхностного покрытия оконного блока. Внутренняя отдела перевязочного кабинета не соответствует требованиям п.11.14 главы I СанПин 2.1.3.2630-10. В моечной зоне перевязочного кабинета оборудованы умывальники с установкой смесителей барашкового типа, что не соответствует требованиям п.5.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10. В кабинете врачебного приёма хирурга внутренняя отделка не позволяет проводить влажную уборку и дезинфекцию в полном объёме: имеются дефекты внутренней отделки стен в виде трещин, неровностей за счёт отслоившейся краски, нагревательный прибор системы отопления имеет шероховатую поверхность со следами протечек, что не соответствует требованиям п.4.2; п. 6.2 главы I СанПин 2.1.3.2630-10.

Внутренняя отделка кабинета отоларинголога не соответствует требованиям п.4.2, п.11,14 главы I СанПин 2.1.3.2630-10: имеются единичные дефекты внутренней отделки стен, в виде несквозных отверстий, а также отмечается неровности поверхности оконного блока за счёт отслоившейся краски.

В соответствии с частью 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.) государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В соответствии с ч. 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства. В соответствии с частями 1,3 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статьёй 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 21.07.2014г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 25-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Пунктом 1 ст. 2 данного закона установлено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Таким образом, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий и несоблюдение требований санитарных правил МБУЗ ЦГБ при оказании медицинских услуг в детской поликлинике нарушает конституционные права несовершеннолетних граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на получение медицинской помощи в условиях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона №25-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 2 данной статьи установлено, что юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Пунктом 1 ст. 1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Поскольку здание детской поликлиники и ее помещения не отвечают вышеуказанным установленным требованиям, дальнейшее оказание медицинских услуг в указанном здании и помещениях невозможно даже при осуществлении ремонта, так как в любом случае детская поликлиника в нарушение п. 2.6. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 будет располагаться в жилом доме, а набор помещений и их минимальная площадь не будут соответствовать пункту 3.6 данных Правил. Вместе с тем, в нарушение п. 2 ст. 24 Федерального закона № 25-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» медицинская деятельность детской поликлиники № 1 в здании по адресу: ул. Мира, д. 10 до настоящего времени МБУЗ ЦГБ не прекращена. Более того, продолжение осуществления данной деятельности в нарушении санитарно-эпидемиологических требований создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, что прямо следует из норм ст. 1 Федерального закона № 25-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Следовательно, указанная деятельность должна быть прекращена в судебном порядке.

Кроме того, ответчик МБУЗ «ЦГБ» должен быть понужден в судебном порядке оказывать соответствующую медицинскую помощь по педиатрии в помещении, соответствующем установленным требованиям, по следующим основаниям.

Так, согласно частям 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядки оказания медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России № 366н от 16.04.2012г. утвержден Порядок оказания педиатрической помощи (далее - Порядок оказания педиатрической помощи), согласно п. 2 которого медицинская педиатрическая помощь оказывается в виде первичной медико-санитарной помощи. Пунктом 5 Порядка установлено, что первичная медико-санитарная помощь включает: первичную доврачебную медико-санитарную помощь; первичную врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную медико-санитарную помощь. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Согласно п. 17 данного порядка медицинские организации, оказывающие педиатрическую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями № 1 - 12 к настоящему Порядку.

Приложением № 4 к вышеуказанному Порядку оказания педиатрической помощи установлены Правила организации деятельности детской поликлиники, которые в пункте 8 предусматривают, что поликлиника осуществляет функции по оказанию профилактической, консультативно-диагностической и лечебной помощи прикрепленному детскому населению. Таким образом, детская поликлиника осуществляет первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Кабинет врача педиатра-участкового в соответствии с п. 5 Приложения № 1 к Порядку оказания педиатрической помощи правом оказания медицинских услуг в условиях стационара не наделен.

В соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на <данные изъяты> и на плановый период <данные изъяты> утвержденного Законом Кемеровской области № 146-ОЗ от 29.12.2014, в рамках названной программы бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах оказывается первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная, вышеуказанные виды медицинской помощи оказываются, в том числе, врачами-педиатрами. При этом согласно п. 132 приложения № 3 к данной программе МБУЗ «ЦГБ» прямо отнесено к перечню медицинских организаций, участвующих в реализации данной территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, также обязаны: обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п.п. 1,6 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближённости к месту жительства, месту работы, обучения, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.

В соответствии с п.4 ст.29 данного закона муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Таким образом, поскольку оказание первичной медико-санитарной помощи входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществление данной деятельности по педиатрии в полном объеме (включая оказания помощи в дневном стационаре) возможно только на базе детской поликлиники, МБУЗ «ЦГБ» как медицинская организация, участвующая в реализации названной программы и входящая в муниципальную систему здравоохранения, с учетом принципа приближённости к месту жительства и обучения несовершеннолетнего населения, обязано обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи по педиатрии в здании и помещениях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическими требованиям.

По результатам прокурорской проверки прокуратурой города 04.08.2015г. было внесено МБУЗ «ЦГБ» представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан и иного законодательства, принятии незамедлительных и исчерпывающих мер по устранению нарушений. Однако, согласно полученному ответу МБУЗ «ЦГБ» № 846-1-04.09.15 оказание не соответствующей установленным требованиям медицинской деятельности не прекращено, надлежащее осуществление указанной деятельности не обеспечено.

Поскольку у МБУЗ «ЦГБ» отсутствует такое здание и помещения на Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа (далее - КУМИ) должна быть возложена обязанность по предоставлению такого здания и помещений.

Так, в соответствии с п. 9 ст. 9.2. Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является муниципальное образование.

Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Пунктом 1 ст. 299 ГК РФ предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества. Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ определено, что учреждение за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно пунктов 1.4, 1.5. Устава МБУЗ «Центральная городская больница» учредителем данного учреждения является Муниципальное образование Березовского городского округа. Функции и полномочия учредителя в качестве главного распорядителя бюджетных средств и администратора доходов осуществляет Администрация Березовского городского округа. Функции и полномочия учредителя от имени Администрации Березовского городского округа в отношении муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, осуществляет КУМИ. Согласно п. 5.1. Устава МБУЗ ЦГБ КУМИ закрепляет имущество за Учреждением на праве оперативного управления.

Согласно п. 1.1. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа (далее - Положение о КУМИ), утвержденного Решением № 265 от 20.10.2011г. Березовского городского совета народных депутатов (в редакции Решения № 293 от 29.12.2011г. Березовского городского совета народных депутатов) КУМИ является уполномоченным органом Администрации Березовского городского округа по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования. Пунктом 1.3. данного Положения КУМИ наделено правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, смету расходов, лицевые счета.

Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 1.1. Положения о КУМИ, поскольку КУМИ для выполнения управленческих функций наделено правами юридического лица - КУМИ является казенным учреждением.

Согласно пунктам 3.1.7. и 3.1.13. Положения о КУМИ, КУМИ за счет средств бюджета городского округа, областного бюджета совершает сделки по приобретению в муниципальную собственность нежилых помещении, закрепляет на установленном законом праве муниципальное имущество за муниципальными учреждениями.

Согласно пунктов 6.1. и 6.3. Положения о КУМИ, КУМИ является главным распорядителем бюджетных средств и администратором доходов бюджета, финансирование деятельности КУМИ осуществляется по бюджетной смете за счет средств городского округа согласно осуществляемой деятельности.

Таким образом, КУМИ обладает всеми полномочиями по приобретению в муниципальную собственность и передачу в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» здания и помещений детской поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи по педиатрии, соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Однако до настоящего времени КУМИ соответствующего данным требованиям здания и помещений в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» не передано, что является основанием для понуждения данного ответчика осуществить указанные действия в установленном законом порядке.

Вместе с тем, в случае отсутствия в распоряжении соответствующего названным требованиям имущества для его передачи МБУЗ «ЦГБ», а также недостаточности у КУМИ денежных средств в рамках установленных бюджетной сметой лимитов для приобретения или ремонта такого имущества, КУМИ не сможет выполнить данные обязательства.

Согласно п.4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, в случае отсутствия или недостаточности у КУМИ денежных средств для выполнения обязанности по передаче в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» здания и помещений детской поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи по педиатрии, соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, субсидиарную ответственность по указанным обязательствам должна нести Администрация Березовского городского округа как орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества - муниципального образования Березовский городской округ.

Поскольку для осуществления необходимых мероприятий по обеспечению оказания первичной медико-санитарной помощи по педиатрии в здании и помещениях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическими требованиям, МБУЗ ЦГБ требуется время, считает необходимым установить разумный срок для осуществления данных действий до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, поскольку осуществление деятельности в соответствующем требованиям здании и помещениях планируется лишь с ДД.ММ.ГГГГ, срок для прекращения не соответствующей требованиям деятельности должен быть установлен до <данные изъяты>. – во избежание лишения граждан возможности получения какой бы то ни было медицинской помощи и не допущения социальной напряженности в связи с прекращением работы детской поликлиники.

Поскольку оказание медицинских услуг будет осуществляться в ином месте, потребуется переоформление лицензии на осуществление медицинской деятельности. При этом для ее получения, потребуется наличие здания и соответствующих помещений у МБУЗ ЦГБ. Следовательно, КУМИ и Администрацией Березовского городского округа надлежит предоставить МБУЗ ЦГБ данные здание и помещения на праве оперативного управления до планируемого начала с 01.09.2017г. оказания медицинских услуг по новому адресу с тем расчетом, чтобы МБУЗ ЦГБ имело возможность оформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, заблаговременно. Таким образом, полагает возможным установить КУМИ и Администрацией Березовского городского округа срок для совершения данных действий до 01.06.2017г.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Часть 1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Настоящее исковое заявление направлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи на получение медицинской помощи в условиях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям. Кроме того, данное заявление направлено в интересах несовершеннолетних граждан, поскольку детской поликлиникой оказываются не соответствующие установленным требованиям медицинские услуги именно данной категории лиц.

Представитель истца помощник прокурора г. Берёзовского Корчуганов Д.А. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчиков Администрации Берёзовского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом Берёзовского городского округа – Хмиловская Г.К., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.

Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» – Кабанова С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно пунктам 1 и 3 ст. 39 данного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. (в ред. от 21.07.2014г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 25-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом, санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Пунктом 1 ст. 2 данного закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона № 25-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктом 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу требований части 1 и 2 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядки оказания медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России №366н от 16.04.2012г. утвержден Порядок оказания педиатрической помощи (далее - Порядок оказания педиатрической помощи), согласно п. 2 которого медицинская педиатрическая помощь оказывается в виде первичной медико-санитарной помощи.

Пунктом 5 Порядка установлено, что первичная медико-санитарная помощь включает: первичную доврачебную медико-санитарную помощь; первичную врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную медико-санитарную помощь. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Согласно п. 17 данного Порядка медицинские организации, оказывающие педиатрическую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями № 1 - 12 к настоящему Порядку.

Приложением № 4 к вышеуказанному Порядку оказания педиатрической помощи установлены Правила организации деятельности детской поликлиники, которые в пункте 8 предусматривают, что поликлиника осуществляет функции по оказанию профилактической, консультативно-диагностической и лечебной помощи прикрепленному детскому населению.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, также обязаны: обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п.п. 1,6 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближённости к месту жительства, месту работы, обучения, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.

Согласно п.4 ст.29 данного закона муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Пунктом 9 ст. 9.2. Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является муниципальное образование.

Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества.

Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ определено, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 и статьи 17 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относятся: создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно подпункта 14 пункта 1 части 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится полномочие по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Судом установлено, что при осуществлении прокуратурой г. Березовского проверки деятельности Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» с привлечением в качестве специалиста заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Березовском, городе Топки, Кемеровском и Топкинском районах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних граждан, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно:

Детская поликлиника МБУЗ ЦГБ расположена на 1 этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома, имеет отдельный вход. Выделен отдельный вход в поликлинику в кабинет фтизиатра. Расчётная мощность поликлиники 250 человек в день. Обслуживает население около 6500 человек (дети до 18 лет). Однако, согласно п. 2.6. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 в жилых и общественных зданиях, при наличии отдельного входа, допускается размещать амбулаторно-поликлинические лечебно-профилактические организации лишь мощностью не более 100 посещений в смену, включая фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), организации с дневными стационарами. Таким образом, размещение поликлиники (с расчётной мощностью более 100 посещений в смену) в вышеуказанном жилом жилого дома по адресу: <адрес> не соответствует требованиям п.2.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10.

Согласно пункту 3.6. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 к настоящим санитарным правилам.

В нарушение данного пункта структура помещений приёмного отделения детской поликлиники не обеспечивает соблюдение оптимальных условий труда медицинского персонала, санитарно-гигиенических и противоэпидемических режимов, а также комфортного пребывания пациентов:

а) минимальная площадь вестибюля-гардеробной для посетителей должна быть из расчёта 0,5 кв.м. на одного посетителя (фактически 0,37: мощность поликлиники взята -150 чел. в смену; площадь вестибюля 36,9 м.кв., гардероба 20 м.кв.);

б) помещение (место) для хранения каталок и кресел-колясок (из расчёта 2 м.кв. на каталку, 1 м. кв. на кресло-коляску, но не менее 6 м.кв.) не предусмотрено при входе в медицинскую организацию;

в) фильтр-бокс детской поликлиники (из расчёта 15 кв.м.) не предусмотрено при входе в медицинскую организацию.

Согласно п. 4.2. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Пунктом 11.14 главы I данных правил установлено, что устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

В нарушение данных норм в коридоре поликлиники, кабинетах врачебного приёма внутренняя отделка не позволяет проводить влажную уборку и дезинфекцию в полном объёме: имеются дефекты внутренней отделки стен, полов, дверных коробок в виде щелей. Отмечаются в отдельных кабинетах протечки на потолке.

Согласно п. 3.1. главы I СанПин 2.1.3.2630-10 Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно - диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала. Высота помещений допускается не менее 2,6 м. Пунктом 3.3. данной главы указанных правил установлено, что структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности. Однако указанные нормы нарушены в процедурном кабинете детской поликлиники.

Так, процедурный кабинет состоит из прививочного и непосредственно самого процедурного кабинетов, разделённых между собой стеной с дверным проёмом без двери. Прививочный кабинет имеет площадь 8,7 м.кв., хотя необходимо не менее 12 м.кв., что следует из п. 3.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10. Процедурный кабинет также имеет площадь 8,7 м.кв., тогда как согласно п.3.6 главы I СанПин 2.1.3.2630-10 необходимо не менее 12 м.кв. Прививочный и процедурный кабинеты имеют отдельные входы с холла. Подводка воды не организована в помещении прививочного кабинета в нарушении п.5.5 главы I СанПин 2.1.3.2630-10;

Оконный блок имеет неровную поверхность, за счёт множественных дефектов в покрытии, что затрудняет проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств и не соответствует п. 4.2 главы I СанПин 2.1.3.2630-10;

Хирургический кабинет состоит из двух кабинетов: кабинета приема и перевязочного кабинета. На момент проведения проверочных мероприятий деятельность в перевязочном кабинете не осуществляется (со слов врача хирурга) по причине неудовлетворительного санитарного состояния данного кабинета: имеет место множественные дефекты внутренней отделки стен в виде щелей, трещин, отслоившейся краски, отмечаются следы сырости, плесени на потолке с переходом на стены, имеются нарушения поверхностного покрытия оконного блока. Внутренняя отдела перевязочного кабинета не соответствует требованиям п.11.14 главы I СанПин 2.1.3.2630-10. В моечной зоне перевязочного кабинета оборудованы умывальники с установкой смесителей барашкового типа, что не соответствует требованиям п.5.6 главы 1 СанПин 2.1.3.2630-10. В кабинете врачебного приёма хирурга внутренняя отделка не позволяет проводить влажную уборку и дезинфекцию в полном объёме: имеются дефекты внутренней отделки стен в виде трещин, неровностей за счёт отслоившейся краски, нагревательный прибор системы отопления имеет шероховатую поверхность со следами протечек, что не соответствует требованиям п.4.2; п. 6.2 главы I СанПин 2.1.3.2630-10.

Внутренняя отделка кабинета отоларинголога не соответствует требованиям п.4.2; п.11,14 главы I СанПин 2.1.3.2630-10: имеются единичные дефекты внутренней отделки стен, в виде несквозных отверстий, а также отмечается неровности поверхности оконного блока за счёт отслоившейся краски.

Выявленные нарушения подтверждаются заключением ТО Роспотребнадзора №1140 от 10.07.2015 г.

В соответствии с пунктами 1.1. и 3.1. Устава МБУЗ ЦГБ данное учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для оказания услуг в сфере здравоохранения, данное учреждение создано с целью охраны здоровья и удовлетворения потребности в медицинском обслуживании граждан - оказании лечебно-профилактической помощи, предметом деятельности учреждения является оказание лечебной, диагностической, консультативной, медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 2.7.4 Устава МБУЗ ЦГБ, а также лицензии на осуществление медицинской деятельности № (приложение от ДД.ММ.ГГГГ), в нежилом помещении, расположенном на первом этаже жилого дома по адресу<адрес> осуществляет медицинскую деятельность детская поликлиника , которая является структурным подразделением МБУЗ ЦГБ.

Согласно данной лицензии в указанной поликлинике оказываются услуги по первичной доврачебной (в части сестринского дела, в том числе, в педиатрии) и врачебной (по педиатрии) медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, первичной врачебной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по педиатрии, первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по детской кардиологии, детской хирургии, неврологии и т.д.

Следовательно, положения вышеуказанного СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 являются обязательными для исполнения МБУЗ ЦГБ как организации, осуществляющей медицинскую деятельность и эксплуатирующей объекты здравоохранения, к которым относится вышеуказанная детская поликлиника .

В связи с чем, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий и несоблюдение требований санитарных правил МБУЗ ЦГБ при оказании медицинских услуг в детской поликлинике нарушает конституционные права несовершеннолетних граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на получение медицинской помощи в условиях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что здание детской поликлиники , расположенное по адресу: <адрес> и ее помещения не отвечают требованиям законодательства об охране здоровья несовершеннолетних граждан, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в связи с чем, дальнейшее оказание медицинских услуг в указанном здании и помещениях невозможно, продолжение осуществления данной деятельности в нарушение санитарно-эпидемиологических требований создаст непосредственную угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на <данные изъяты> и на плановый период <данные изъяты> годов, утвержденного Законом Кемеровской области №146-ОЗ от 29.12.2014г., в рамках названной программы бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах оказывается первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная, вышеуказанные виды медицинской помощи оказываются, в том числе, врачами-педиатрами. При этом согласно п. 132 приложения № 3 к данной программе МБУЗ «ЦГБ» прямо отнесено к перечню медицинских организаций, участвующих в реализации данной территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, также обязаны: обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п.п. 1,6 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближённости к месту жительства, месту работы, обучения, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.

В соответствии с п.4 ст.29 данного закона муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Поскольку оказание первичной медико-санитарной помощи входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществление данной деятельности по педиатрии в полном объеме (включая оказания помощи в дневном стационаре) возможно только на базе детской поликлиники, суд считает, что МБУЗ «ЦГБ», как медицинская организация, участвующая в реализации названной программы и входящая в муниципальную систему здравоохранения, с учетом принципа приближённости к месту жительства и обучения несовершеннолетнего населения, обязано обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи по педиатрии в здании и находящихся в нем помещениях, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическими требованиям.

По результатам прокурорской проверки прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ было внесено МБУЗ «ЦГБ» представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан и иного законодательства, принятии незамедлительных и исчерпывающих мер по устранению нарушений.

Однако, согласно полученному ответу МБУЗ «ЦГБ» -ДД.ММ.ГГГГ оказание не соответствующей установленным требованиям медицинской деятельности не прекращено, надлежащее осуществление указанной деятельности не обеспечено.

Поскольку у МБУЗ «ЦГБ» отсутствует такое здание и помещения на Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа (далее - КУМИ) должна быть возложена обязанность по предоставлению такого здания и находящихся в нем помещений, поскольку в соответствии с п. 9 ст. 9.2. Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, собственником имущества бюджетного учреждения является муниципальное образование.

Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества.

Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ определено, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно пунктов 1.4, 1.5. Устава МБУЗ «Центральная городская больница», учредителем данного учреждения является Муниципальное образование Березовского городского округа. Функции и полномочия учредителя в качестве главного распорядителя бюджетных средств и администратора доходов осуществляет Администрация Березовского городского округа. Функции и полномочия учредителя от имени Администрации Березовского городского округа в отношении муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения осуществляет КУМИ. Согласно п. 5.1. Устава МБУЗ ЦГБ КУМИ закрепляет имущество за Учреждением на праве оперативного управления.

Согласно п. 1.1. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа, утвержденного Решением от ДД.ММ.ГГГГ. Березовского городского совета народных депутатов (в редакции Решения от ДД.ММ.ГГГГ. Березовского городского совета народных депутатов) КУМИ является уполномоченным органом Администрации Березовского городского округа по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования. Пунктом 1.3. данного Положения КУМИ наделено правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, смету расходов, лицевые счета.

Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 1.1. Положения о КУМИ, поскольку КУМИ для выполнения управленческих функций наделено правами юридического лица - КУМИ является казенным учреждением.

Согласно пунктам 3.1.7. и 3.1.13. Положения о КУМИ, КУМИ за счет средств бюджета городского округа, областного бюджета совершает сделки по приобретению в муниципальную собственность нежилых помещений, закрепляет на установленном законом праве муниципальное имущество за муниципальными учреждениями.

Согласно пунктов 6.1. и 6.3. Положения о КУМИ, КУМИ является главным распорядителем бюджетных средств и администратором доходов бюджета, финансирование деятельности КУМИ осуществляется по бюджетной смете за счет средств городского округа согласно осуществляемой деятельности.

Таким образом, КУМИ обладает всеми полномочиями по приобретению в муниципальную собственность и передачу в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» здания и помещений детской поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи по педиатрии, соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Однако до настоящего времени КУМИ соответствующего данным требованиям здания и находящихся в нем помещений в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» не передано, что является основанием для понуждения данного ответчика осуществить указанные действия в установленном законом порядке.

Согласно п.4 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, в случае отсутствия или недостаточности у КУМИ денежных средств для выполнения обязанности по передаче в оперативное управление МБУЗ «ЦГБ» здания и помещений детской поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи по педиатрии, соответствующим установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, субсидиарную ответственность по указанным обязательствам должна нести Администрация Березовского городского округа как орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества - муниципального образования Березовский городской округ.

Исходя из представленных доказательств, суд считает необходимым обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить осуществление медицинской деятельности и оказание медицинских услуг населению в здании детской поликлиники по адресу: <адрес>

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в детской поликлинике, расположенной в соответствующих установленным санитарно – эпидемиологическим требованиям здании и находящихся в нем помещениях.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

В случае недостаточности у Комитета по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа денежных средств для исполнения вышеуказанных обязанностей возложить на Администрацию Березовского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Срок для совершения ответчиками вышеуказанных действий суд находит достаточным и разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить осуществление медицинской деятельности и оказание медицинских услуг населению в здании детской поликлиники по адресу: <адрес>.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в детской поликлинике, расположенной в соответствующих установленным санитарно – эпидемиологическим требованиям здании и находящихся в нем помещениях.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

В случае недостаточности у Комитета по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа денежных средств для исполнения вышеуказанных обязанностей возложить на Администрацию Березовского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать МБУЗ «ЦГБ» и закрепить за ним на праве оперативного управления соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям здание и находящиеся в нем помещения, для размещения детской поликлиники для оказания МБУЗ «ЦГБ» первичной медико-санитарной помощи по педиатрии населению Березовского городского округа в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: С.Г. Шушакова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-1470/2015 ~ М-1555/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Берёзовского
Ответчики
Администрация Берёзовского городского округа
МБУЗ "Центральная городская больница"
КУМИ Берёзовского ГО
Суд
Березовский городской суд Кемеровской области
Судья
Шушакова С.Г.
Дело на сайте суда
berezovsky--kmr.sudrf.ru
16.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2015Передача материалов судье
20.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2015Судебное заседание
25.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее