РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«25» августа 2021 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Щербакова Л.В.,
при секретаре: Отгон В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4979/2021 по иску Веретенникова В. А. к администрации Раменского городского округа Московской области, третьим лицам, о признании права собственности на самовольные постройки,
УСТАНОВИЛ:
Истец – Веретенников В. А. обратился в суд с уточненным исковым заявлением к администрации Раменского городского округа Московской области, третьим лицам, и просил признать за ним право собственности на здание склада: лит. А, общей площадью 1495 кв.м., здание склада: лит. Б, общей площадью 1495 кв.м., назначение: нежилое, расположенные на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований в иске ссылается на то, что является собственником земельного участка по указанному адресу. На участке были возведены спорные объекты без получения соответствующих разрешений, которые не нарушают интересов других лиц.
В судебном заседании истец Веретенников В.А. отсутствовал. Его представитель по доверенности исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд об их удовлетворении.
Ответчик администрация Раменского городского округа Московской области о времени, дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. Представил письменные возражения, в котором просит в иске отказать.
Третьи лица Министерство жилищной политики Московской области и Управление Росреестра Московской области о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
Суд, заслушав представителя истца, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, лица, которым земельные участки предоставлены на законных основаниях, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из материалов дела усматривается, что истцу Веретенникову В. А., на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4817 кв.м. с кадастровым номером <номер>, имеющий категорию земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования: «для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения», расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Государственная регистрация права собственности истца на земельный участок произведена в установленном законом порядке, право зарегистрировано в ЕГРН <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
На указанном земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, за счет собственных средств и без получения разрешения на строительство в соответствие с целевым назначением земельного участка истцом были возведены два нежилых здания склада:
- здание склада лит. А, общей площадью 1495 кв.м., назначение: нежилое, число этажей надземной части – 2;
- здание склада лит. Б, общей площадью 1495 кв.м., назначение: нежилое, число этажей надземной части – 2.
Факт осуществления строительства указанных нежилых зданий на земельном участке с кадастровым номером <номер> подтверждается техническими описаниями зданий, составленными кадастровым инженером Фоминым М.А.
Согласно представленному техническому описанию объекта, общая площадь нежилого здания склада лит. А составляет 1495 кв.м. Здание склада состоит из литеры А и расположено в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Согласно представленному техническому описанию объекта, общая площадь нежилого здания склада лит. Б составляет 1495 кв.м. Здание склада состоит из литеры Б и расположено в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>
Между тем, судом установлено, что при возведении построек, истцом соблюдено целевое назначение принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с видом разрешенного использования: для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения.
Кроме того, истцом предпринимались меры для легализации спорных объектов, истец <дата> обратился в Министерством жилищной политики Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство возведенных зданий, по результатам рассмотрения которого, решением Министерством жилищной политики Московской области от <дата> истцу отказано в выдаче разрешения на строительства данных зданий и вводе в эксплуатацию построек, в связи с тем, что объекты уже возведены без получения разрешения на строительство.
В ходе рассмотрения дела определением суда от <дата> была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО Группа компаний «Эксперт».
Согласно выводам заключения строительно-технической экспертизы эксперта ООО Группа компаний «Эксперт» ФИО1 <номер> от <дата>, нежилое здание склада <номер>, площадью 1495,0 кв.м, нежилое здание склада <номер>, площадью 1495,0 кв.м, полностью расположены в пределах кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером <номер> и соответствуют виду разрешенного использования такого земельного участка – для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения.
Исследуемые объекты, возведенные на земельном участке с кадастровым номером <номер>, соответствуют:
– строительным нормам и правилам (механическая безопасность здания, доступность маломобильных групп населения, безопасно уровня воздействия на окружающую среду).
– противопожарным нормам и правилам (в части соблюдения противопожарных расстояний, обеспечения эвакуационными путями, системами пожаротушения, систем оповещения и обнаружения пожаров);
– градостроительному регламенту, установленному ПЗЗ (соответствуют предельным параметрам застройки).
Исследуемые нежилые здания, возведенные на земельном участке с кадастровым номером <номер>, не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Признаков нарушений прав и законных интересов третьих лиц не выявлено.
В результате проведенных исследований, нарушений норм пожарной безопасности, градостроительных, строительных, санитарных норм и правил, при возведении зданий складов на земельном участке с кадастровым номером <номер>, экспертом не выявлено.
В результате проведенных исследований, нарушений норм пожарной безопасности, градостроительных, строительных, санитарных норм и правил, при возведении зданий складов на земельном участке с кадастровым номером <номер>, не выявлено
Исследуемые нежилые здания, возведенные на земельном участке с кадастровым номером <номер>, не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Признаков нарушений прав и законных интересов третьих лиц не выявлено.
Таким образом, на день обращения в суд постройки соответствуют установленным требованиям, здания не угрожает жизни и здоровью граждан и не нарушают прав и охраняемых законом интересов третьих лиц. Сохранение объектов не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровою граждан.
Таким образом, представленными доказательства подтверждены все условия, с которыми закон связывает возможность признания права собственности на самовольные постройки.
Оценив в совокупности представленные доказательства, принимая во внимание, что земельный участок принадлежит истцу на законных основаниях, возведенные спорные объекты соответствует целевому назначению земельного участка, сохранение самовольных построек не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, истцом предпринимались меры по легализации самовольно возведенных построек, то есть материалами дела подтверждены все условия, с которыми закон связывает возможность признания права собственности на самовольные постройки, суд приходит к выводу о признания за истцом права собственности на здания складов, расположенные по указанному адресу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218,222 ГК РФ, ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Веретенникова В. А. удовлетворить.
Признать за Веретенниковым В. А. право собственности на здание склада: лит. А, общей площадью 1495 кв.м., назначение: нежилое, число этажей надземной части 2, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>
Признать за Веретенниковым В. А. право собственности на здание склада: лит. Б, общей площадью 1495 кв.м., назначение: нежилое, число этажей надземной части 2, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>
Настоящее решение суда является основанием для регистрации права собственности Веретенникова В. А. на указанные здания складов, основанием для внесения соответствующих сведений об объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, основанием для постановки указанных зданий на государственный кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья:
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2021 года