Дело № 5-456/17
Постановление
по делу об административном правонарушении
12 апреля 2017 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Коршунова Т.А.,
(г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, 137),
при секретаре Базылевой О.В.,
с участием защитника ИП Шиловой М.В. - Белоусова В.В., представителя УГАДН по Амурской области Зырянова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении ИП Шиловой М. В., ОГРН ***, ИНН ***, дата регистрации в МИ ФНС № 1 по Амурской области 07.10.2015г., проживающей по адресу: ***,
УСТАНОВИЛ:
В Благовещенский городской суд поступил административный материал в отношении индивидуального предпринимателя Шиловой М. В. по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
В судебное заседание ИП Шилова М.В., извещенная о месте и времени судебного заседания надлежащим образом не явилась, ходатайств об отложении судье не поступало, обеспечила явку защитника. При таких обстоятельствах, суд определил, рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании защитник Белоусов В.В. возражал против привлечения ИП Шиловой М.В. к административной ответственности, указал, что протоколом об административном правонарушении не содержит надлежащее описание события правонарушения. Пункты первый и второй протокола не соответствуют действительности, поскольку билет был продан заранее в киоске Роспечать, при выдаче пассажиру билета все его реквизиты были заполнены, корешок от билета остался в билетной кассе у продавца, пассажирка Шашмардинова А.Р. является заинтересованным лицом – женой водителя, работающего на другого перевозчика. В протоколе не отражено, какие именно реквизиты не были заполнены и не указано к какой форме относится билет. Представленные в материалы дела распечатки с программы информации о движении «Renault Master», государственный регистрационный знак ***, не могут быть надлежащими доказательствами по делу, поскольку не содержат расшифровки и подобного описания движения по маршруту. Самостоятельное указание направления движения инспектором УГАДН стрелочками на незаверенном РНИЦ листе не могут служить надлежащим доказательством, поскольку инспектор УГАДН не обладает специальными познаниями в области спутниковой навигации ГЛОНАС. В материалах дела отсутствуют сертификаты соответствия на программу, с которой произведены распечатки и оборудование, с помощью которого отслеживаются транспортные средства. В системе ГЛОНАС периодически наблюдаются сбои в работе, указана недостоверная информация о скорости движения транспортного средства, его местоположении и маршруте. Не предоставление путевых листов в УГАДН не свидетельствует об их отсутствии. Указал, что вменяемое правонарушение не содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и может быть признано малозначительным, с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, тяжелого материального положения ИП Шиловой М.В., просит суд в случае назначения наказания, снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Представитель УГАДН по Амурской области Зырянов А.В. на привлечении ИП Шиловой М.В. к административной ответственности настаивал, пояснил, что вина лица, подтверждается собранными по делу доказательствами, ИП Шилова М.В. осуществляет рейсовые перевозки в Благовещенск, в течение дня ходят два рейса, в связи с чем у нее имелось возможность представить путевые листы. Оснований подвергать сомнению представленную РНИЦ информация о фактической работе автобуса не имеется, организация имеет все необходимые сертификаты для оборудование. Кроме того, с РНИЦ заключен договор на обслуживание ИП Шиловой М.В., что косвенно подтверждает ее доверие к представляемым этой организацией данным. Сведения о превышении скорости в данном случае не имеют значение и не учитывались.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, а также основные требования медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Статьей 6 указанного Закона определено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7 утверждены «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Приложение № 1), которые определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателями, а также «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (Приложение № 2).
Приказом Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2008г. № 152 во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, согласно п. 18 которых оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009г. № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, согласно п. п. 42, 43 которых проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении № 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (п. 50 Правил).
Утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. № 280 «Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров).
Согласно пп. «з», «и» п. 4 Положения, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, является соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «к» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии со ст. 5 указанного Положения осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно Примечанию указанной статьи понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Как установлено судом и подтверждается представленными материалами, 14.03.2017 в 09 часов 00 минут по результатам административного расследования проведенного в отношении ИП Шиловой М.В. выявлены нарушения лицензионных требований, допущенные при осуществлении лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров автобусом по регулярному межмуниципальному маршруту «п.г.т. Талакан - г. Благовещенск», в том числе грубые, а именно:
- 18.01.2017г. в 04 часа в п.г.т. Талакан-2 ИП Шилова М.В. не обеспечила продажу билета водителем Князевым О.Н. непосредственно при посадке пассажира Шашмардиновой А.Р. в транспортное средство категории М2 (автобус) «Renault Master», государственный регистрационный знак ***, до отправления его из остановочного пункта, чем нарушила п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п. 42, п. 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, пп. «и» п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280;
- 18.01.2017г. в 07 часов 35 минут ИП Шилова М.В. не обеспечила наличие обязательных реквизитов в билетах при осуществлении регулярной перевозки пассажиров в междугородном сообщении, чем нарушила п. 2 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п. 43, п. 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02,2009 № 112, пп. «и» п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280;
- 18.01.2017г. в период с 04 часов по 07 часов 35 минут ИП Шилова М.В. не обеспечила контроль за соответствием пути движения автобуса установленному маршруту регулярных перевозок: водитель транспортного средства категории М2 (автобуса) «Renault Master», государственный регистрационный знак *** Князев О.Н. (маршрут № ***) вместо движения по автодороге Р-297 - ул. *** проехал по автодороге Р-297- ул. ***, чем нарушила пп. «з» п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 62, 66 приложения № 1 к приказу Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»;
- не обеспечила хранение путевых листов на транспортное средство категории М2 (автобус) «Renault Master», государственный регистрационный знак *** (не предоставлены путевые листы от 15.01.2017, от 16.01.2017, от 17.01.2017) чем нарушила пп. «и» и. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280, п.18 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.
Факт совершения ИП Шиловой М.В. административного правонарушения и ее вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, подтверждаются протоколом об административном правонарушении № *** от 14.03.2017 года, заявлением Шашмардановой А.Р. от 18.01.2017 № 107, реестром посадочных ведомостей по ИП Шиловой М.В. от 01.01.2017 до 18.01.2017, ответом ОА «РНИЦ по Амурской области» от 03.02.2017 года № *** и другими собранными по данному делу доказательствами.
Указанные доказательства исследованы при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Не смотря на доводы защитника, протокол об административном правонарушении соответствует положениям ст. 28.2 КоАП РФ, доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется.
Несмотря на доводы защитника, каких либо объективных данных недостоверности представленной АО «РНИЦ по Амурской области» (ответ № *** от 03.02.2017г.) информации о фактической работе 18.01.2017г. автобуса, государственный регистрационный знак ***, принадлежащего ИП Шиловой М.В., не имеется, в связи с чем, основания подвергать сомнению данное доказательство у суда отсутствуют.
К представленным в настоящее судебное заседание заполненному корешку билета, путевым листам суд относится критически. При этом учитывается, что при возбуждении дела по определению должностного лица административного органа от 27.01.2017г. (получено ИП Шиловой 30.01.2017г.) путевые листы за указанный период не были направлены в установленный трехдневный срок, так и до момента составления протокола по делу (14.03.2017г.). Корешок билета, представленный защитником в настоящее судебное заседание, также не ставит под сомнение указанные в протоколе нарушения в части отсутствия обязательных реквизитов в билете, о чем было указано в заявлении гражданки Шашмардановой А.Р., что подтверждается представленным незаполненным билетом № ***. Ссылка на то, что Шашмарданова А.Р. является заинтересованным лицом, является голословной, какими либо объективными доказательствами не подтверждается.
С учетом характера совершенного правонарушения, представляющего существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, конкретных обстоятельств дела, основания для применения малозначительности, по мнению суда, не имеется.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое друге административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу на постановление, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, существенное значение для решения вопроса о назначении наказания имеет соблюдение баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении, что гарантирует тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Законодатель, установив в статье 4.1 КоАП РФ требования при назначении административного наказания, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При назначении административного наказания, учитывая характер совершенного административного правонарушения, степень вины ИП Шиловой М.В., имущественное и финансовое положение лица, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о том, что размер административного наказания в установленных санкцией ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ пределах в размере 75000 рублей будет являться чрезмерным, высоко обременительным для индивидуального предпринимателя, могущем повлечь к избыточному ограничению имущественных прав и интересов лиц, не будет отвечать целям административной ответственности.
Учитывая изложенное, с учётом положений ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, соразмерности назначения наказания совершённому правонарушению, обеспечения достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, полагаю возможным назначить административное наказание ИП Шиловой М.В. в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера, то есть до 37500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя ИП Шилову М. В., ОГРН ***, ИНН ***, дата регистрации МИ ФНС № 1 по Амурской области 07.10.2015г., виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 37500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей.
Штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:
Расчетный счет УФК по Амурской области (УГАДН по Амурской области) ИНН 2801030057, КНН 280101001, расчетный счёт: 401 018 100 000 000 100 03 в отделении Благовещенск, БИК 041 012 001, ОКТМО 10615000, КБК 106 116 90050 05 6000 140, УИН 0. Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Благовещенского
городского суда Т.А. Коршунова