Дело № 2-2-163/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2021 года с. Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего Никулиной Л.Н. при секретаре судебного заседания Десятковой Г.А.
с участием старшего помощника прокурора Частинского района Ребриной Ю.Р.,
истца Кудриной О.П., ее представителя Черных А.А.,
представителя ответчика администрации Частинского муниципального округа Пермского края Ефимовой О.А.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с. Частые Большесосновского районного суда Пермского края в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудриной Ольги Петровны к администрации Частинского муниципального округа Пермского края об обязании принять на должность начальника отдела ЗАГС администрации округа и взыскании процессуальных издержек,
установил:
Кудрина О.П. обратилась в суд с иском к администрации Частинского муниципального округа, уточнив требования, просит обязать ответчика принять ее на должность начальника отдела ЗАГС администрации округа, взыскать с ответчика процессуальные издержки, затраченные на юридические услуги в размере 24000 рублей, мотивируя свои требования тем, что она осуществляла трудовую деятельность в администрации Частинского муниципального района в должности начальника отдела ЗАГС администрации района. 31 декабря 2020 года администрация Частинского муниципального района Пермского края ликвидирована. 18 декабря 2020 года в ходе собеседования Главой муниципального округа - главой администрации Частинского муниципального округа Селивановой С.С. в присутствии руководителя аппарата администрации района Свидетель №1 ей предложено написать заявление об увольнении по собственному желанию из администрации Частинского муниципального района Пермского края с дальнейшим трудоустройством на должность начальника отдела ЗАГС администрации округа, в связи с чем ею 21 декабря 2020 года подано заявление о приеме с 1 января 2021 года в администрацию Частинского муниципального округа на ведущую должность муниципальной службы - начальника отдела ЗАГС администрации округа. Вместе с тем, 31 декабря 2020 года начальником отдела по муниципальной службе и внутренней политике ФИО2 было ей сообщено, что с ней трудовой договор заключаться не будет без указания причины отказа в нарушение ст. 64 ТК РФ. Полагает, что она является компетентным и ответственным работником, добросовестно исполняющей возложенные трудовые обязанности, при наличии двух высших образований, в том числе по специальности «Государственное и муниципальное управление», а также необходимого опыта и навыков работы в Федеральной государственной информационной системе «ЕГР ЗАГС», наличия личностных и деловых качеств, отсутствия за все время работы на муниципальной службе нареканий и замечаний в отношении качества ее работы, соблюдения дисциплины и трудового распорядка, наличия наград, имеет приоритет перед назначенным на должность начальника отдела ЗАГС администрации Частинского муниципального округа Пермского края лицом, обладающим меньшим опытом работы в муниципальной службе и недостаточной квалификацией для замещения должности.
На ее письменное заявление с требованием осуществить прием ее, Кудрину О.П., на ведущую должность муниципальной службы - начальника отдела ЗАГС администрации округа ответчиком направлен ответ от 11 января 2021 года, где указано, что ее деловые качества не соответствуют предусмотренным должностной инструкцией требованиям. При увольнении в связи с сокращением штата ей не были предложены другие вакансии в администрации Частинского муниципального округа Пермского края. Полагает, что указанные действия ответчика являются незаконными, поскольку запрещены Конституцией РФ, ТК РФ.
В судебном заседании истец Кудрина О.П. и ее представитель Черных А.А. исковые требования поддержали, изложив доводы, аналогичные доводам искового заявления, при этом Кудрина О.П. дополнила, что она проработала 20 лет 11 месяцев и 13 дней, последние два с половиной года замещала должность начальника отдела ЗАГС администрации района. Ее кандидатура согласована с бывшим начальником отдела ЗАГС района Головниной Е.Л., кроме того, с председателем Комитета ЗАГС Пермского края Ерохиной Е.А. Ответчиком необоснованно установлены квалификационные требования, необходимые для исполнения должностных обязанностей начальника отдела ЗАГС администрации округа – наличие высшего образования по специальности «юриспруденция». Полагает, что по устному указанию прокурора района ее не назначили на должность начальника отдела ЗАГС администрации округа.
Представитель ответчика администрацииЧастинского муниципального округа Ефимова О.А. с исковыми требованиями не согласилась, суду показала, что администрация Частинского муниципального района как орган местного самоуправления прекратила свои полномочия 31 декабря 2020 года, находится в стадии ликвидации. С 1 января 2021 года приступила к осуществлению своих полномочий администрация Частинского муниципального округа Пермского края в связи с принятием Закона Пермского края от 2 марта 2020 года № 513-ПК «Об образовании нового муниципального образования Частинский муниципальный округ Пермского края». Муниципальная служба регулируется ФЗ № 25 «О муниципальной службе в РФ» и законом Пермского края от 4 мая 2008 года № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае». Федеральным законом установлено, что на муниципальную службу может поступить служащий, соответствующий квалификационным требованиям. Кудриной О.П. было отказано в заключении с ней трудового договора о назначении ее на должность начальника отдела ЗАГС администрации округа в связи с несоответствием деловых качеств, предусмотренных требованиями должностной инструкции (отсутствие высшего образования по специальности юриспруденция). Положения ст. 22 ТК РФ не ограничивают право работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать кадровые решения, заключать трудовые договоры. Заключение трудового договора с конкретными лицами является правом, а не обязанностью работодателя. У работодателя не было оснований заключить трудовой договор с Кудриной О.П. У работодателя не было обязанности предложить истцу другие должности, так как произошла ликвидация организации. Остальные доводы истца не обоснованы, не относятся к предмету иска относительно приема на муниципальную службу в администрации округа.
В судебном заседании были допрошены свидетели.
Свидетель Свидетель №1 - начальник аппарата администрации Частинского муниципального округа Пермского края суду показала, что в кабинете главы было собеседование, которое проходило со многими работниками, в том числе и с Кудриной О.П., обсуждали разные проблемы. Не помнит, чтобы утвердительно было сказано писать заявления. В июле 2018 года кандидатура Кудриной О.П. согласована начальником комитета ЗАГС Пермского края Ерохиной Е.А., в январе 2021 года ввели новые квалификационные требования к должности начальника отдела ЗАГС, возможно, для усиления квалификации данной категории работников. Это право работодателя. Кудрина О.П., как и все остальные служащие, уволена в связи ликвидацией администрации. Письменных жалоб на Кудрину О.П. не поступало. С января 2021 года в должности начальника отдела ЗАГС администрации округа работает Лошкарева В.Г.
Свидетель Свидетель №2 суду показала, что с 14 февраля 2020 года работает в отделе ЗАГС ведущим специалистом. Десять месяцев до 31 декабря 2020 года работала с Кудриной О.П., конфликтов, недопониманий не было, жалоб от граждан не поступало. В конце декабря 2020 года от Кудриной О.П. узнала, что их обеих согласовали на должности в администрации округа. Она (Свидетель №2) писала заявления об увольнении и о приеме на работу в отделе кадров. Видела в рабочем компьютере заявление Кудриной О.П. о приеме ее на должность в администрации округа. 31 декабря 2020 года узнала, что Кудрину О.П. не приняли на работу в администрацию округа. С 1 января 2021 года она (Свидетель №2) исполняла обязанности начальника отдела ЗАГС администрации округа, делала годовые отчеты в праздничные дни 4, 5, 6 и 8 января 2021 года. 6 января 2021 года приходила на работу Кудрина О.П., забрала свои личные вещи и отдала ключи. С 11 января 2021 года начальником отдела ЗАГС администрации округа принята Лошкарева В.Г.
Свидетель ФИО3 - начальник отдела внутренней политики и делопроизводства администрации Частинского муниципального округа Пермского края показала, что она в конце декабря 2020 года находилась в отпуске, однако по своей инициативе приходила на работу, иногда замещала должность секретаря в период отсутствия секретаря ФИО1 В этот период несколько человек замещали ФИО1, поступало много документов, не отрицает, что приносили заявления об увольнении из администрации района и о приеме в администрацию округа, но регистрировали ли такие документы, не помнит. В конце декабря 2020 года она сама писала заявление об увольнении из администрации района, передала в почту главе через секретаря, его не регистрировала в журнале входящей корреспонденции. Не помнит, чтобы 21 декабря 2020 года Кудрина О.П. приносила заявления об увольнении и о приеме.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, заслушав мнение прокурора Ребриной Ю.Р., полагавшей, что требованияКудриной О.П. удовлетворению не подлежат, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действиетрудовогозаконодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены в ст. 11Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
По смыслу ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФдоговор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).
Порядок расторжения трудовых договоров с муниципальными служащими в случаях ликвидации организации Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» не регламентирован, а потому к спорным правоотношениям подлежат применению общие нормыТрудовогокодекса Российской Федерации.
В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 2 статьи 61 ГК РФ).
В соответствии с п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Судом установлено, что истец с17 января 2000 года работала в администрации Частинского муниципального района, при этом с 17 июля 2018 года - в должности начальника отдела ЗАГС администрации района.
Законом Пермского края от 2 марта 2020 года № 513-ПК «Об образовании нового муниципального образования Частинский муниципальный округ Пермского края» установлены правовые, территориальные, организационные и финансовые особенности преобразования поселений, входящих в состав Частинского муниципального района, путем объединения в Частинский муниципальный округ Пермского края.
Пунктом 5 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что со дня вступления закона в силу поселения, входящие в состав Частинского муниципального района, считаются объединенными в Частинский муниципальный округ и утрачивают статус муниципальных образований, а сам муниципальный район утрачивает статус муниципального образования. Статьей 4 закона предусмотрен переходный период до 1 января 2021 года. Согласно пунктам 4, 5 указанной нормы со дня формирования органов местного самоуправления Частинского муниципального округа полномочия органов местного самоуправления, входящих в его состав поселений, в том числе Частинского муниципального района, прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица.
Администрация Частинского муниципального округа приступила к исполнению своих полномочий с 1 января 2021 года (п. 3 Решения Думы Частинского муниципального округа от 7 декабря 2020 года № 64 «Об учреждении администрации Частинского муниципального округа Пермского края», зарегистрирована в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица 17 декабря 2020 года (л.д. 28-43).
На момент рассмотрения дела администрация Частинского муниципального района находится в стадии ликвидации, заявление о ликвидации юридического лица зарегистрировано в ЕГРЮЛ 13 января 2021 года, определен состав ликвидационной комиссии.
Предупреждением от 21 октября 2020 года № 3040 Кудрина О.П. уведомлена о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации (личное дело Кудриной О.П.).
Распоряжением № 343-л от 28 декабря 2020 года трудовой договор с Кудриной О.П. расторгнут в связи с ликвидацией организации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81Трудовогокодекса Российской Федерации, Кудрина О.П. уволена с 31 декабря 2020 года (личное дело Кудриной О.П.).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в установленный законом срок истец был уведомлен о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией. Факт получения указанного уведомления истцом не оспаривается, как и не оспаривается основание ее увольнения.
Согласно ст. 84. 1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись. В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись. В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. В случае, если в день прекращения трудового договора выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от их получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте или направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом.
Данные требования закона работодателем также выполнены.
На распоряжении от 28 декабря 2020 года сделана отметка о направлении копии распоряжения 31 декабря 2020 года заказным письмом с уведомлением Кудриной О.П., получено Кудриной О.П. 21 января 2021 года.
Увольнение истца произведено с соблюдением и порядка увольнения, нарушений гарантированных прав и интересов истца не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные соответственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 37 указанного закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 7 ст. 37 названного закона местная администрация обладает правами юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Согласно части 3.1-1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.
Таким образом, администрация Частинского муниципального района являлась исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Ввиду объединения поселений, входящих в состав Частинского муниципального района, в Частинский муниципальный округ на основании Закона Пермского края от 2 марта 2020 года № 513-ПК «Об образовании нового муниципального образования Частинский муниципальный округ Пермского края», Частинский муниципальный район утратил статус муниципального образования, в связи с чем были прекращены полномочия органов местного самоуправления Частинского муниципального района, которые подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения Думы.
Прекращения полномочий органов местного самоуправления означает прекращение полномочий таких органов по решению вопросов местного значения, а также иных вопросов, связанных с выполнением представительских функций такого органа. При этом существо правоотношений не допускает их прекращения без правопреемства, в связи с чем соответствующие полномочия органов местного самоуправления Частинского муниципального района и входящих в его состав поселений переданы органам Частинского муниципального округа, а сами органы как юридические лица ликвидированы в связи с принятием соответствующего решения их учредителем (собственником имущества).
Поскольку в отношении администрации Частинского муниципального района принято решение о ликвидации, трудовые договоры с работниками могли быть расторгнуты на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, каких-либо исключений в данной части Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не содержит.
Поскольку увольнение истца произведено в связи с ликвидацией организации, положения статей 180, 261 Трудового кодекса РФ, устанавливающих гарантии преимущественного оставления на работе определенной категории лиц, не подлежат применению.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого им в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
На основании ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
В соответствии со ст.64 Трудового кодекса РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ № 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 года).
Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.
При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).
Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.
Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.
Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).
Частью 1 ст.16 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона).
На основании ч. 3 ст. 16 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: 1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 3) паспорт; 4) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 5) документ об образовании; 6) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; 8) документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 9) заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; 10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 10.1) сведения, предусмотренные статьей 15.1 настоящего Федерального закона; 11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 16 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из представленной в материалы дела должностной инструкции начальника отдела ЗАГС администрации округа, утвержденной главой муниципального округа – главой администрации Частинского муниципального округа 11 января 2021 года, в п. 6.3 указано, что для замещения должности устанавливаются следующие квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей: наличие высшего образования по специальности «Юриспруденция».
Согласно материалам личного дела Кудриной О.П. у нее имеются дипломы об окончании Пермского государственного педагогического университета по специальности педагогика и психология (дошкольная); об окончании ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по специальности «государственное и муниципальное управление».
Кудрина О.П. обратилась с заявлением в администрацию Частинского муниципального округа Пермского края 11 января 2021 года о приеме ее на ведущую должность муниципальной службы – начальника отдела ЗАГС администрации округа. К данному заявлению приложила заявление от 21 декабря 2020 года о приеме на работу с 1 января 2021 года, копию паспорта, анкету, копии дипломов, копию СНИЛС, копию ИНН, копию заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу (л.д. 44-51).
19 января 2021 года Кудриной О.П. направлен письменный ответ об отказе в заключении трудового договора по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, а именно: не соответствие деловых качеств предусмотренным должностной инструкции требованиям (отсутствует высшее образование по специальности «Юриспруденция»). Ответ получен Кудриной О.П. 21 января 2021 года (л.д. 52-54).
Доказательств того, что ответчиком предъявлялись истцу избыточные или дополнительные требования, не связанные с его квалификацией в материалах дела отсутствуют, истцом не приведены.
12 февраля 2021 года Государственной инспекцией труда в Пермском крае проведена внеплановая документарная проверка администрация Частинского муниципального округа Пермского края, составлен акт, по результатам установлено по обращениям Кудриной О.П., поступившим в Государственную инспекцию труда в Пермском крае из аппарата Правительства Пермского края и прокуратуры Частинского района, нарушений трудового законодательства не выявлено (л.д. 88-89).
Согласно представленным ответчиком сведений на их сайтеразмещена информация о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по состоянию на 11 января 2021 года (л.д. 57-60).
Таким образом, из представленных документов следует, что кандидатураКудриной О.П.не соответствует квалификационным требованиям для замещения должности начальника отдела ЗАГС администрации округа.
На основании показаний свидетелей – муниципальных служащих администрации района и самого истца следует, что на должность начальника отдела ЗАГС администрации округа 11 января 2021 года назначена Лошкарева В.Г.
Установив указанные обстоятельства, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства применительно к вышеприведенным нормам действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку оснований для заключения трудового договора с Кудриной О.П. у ответчика не имеется. На спорную должность принятаЛошкарева В.Г.
Ответчик, являясь юридическим лицом, выступая субъектом публичных и гражданско-правовых отношений самостоятельно решает вопросы оптимизации своей деятельности, изменения организационной структуры и управления, имеет свое штатное расписание, штат сотрудников и структуру подразделений, вступает в трудовые отношения со своими работниками самостоятельно, выступая в этих правоотношениях работодателем, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 20 ТК РФ.
Трудовой кодекс РФ не ограничивает право работодателя, предусмотренное ст. 22 ТК РФ, самостоятельно, под свою ответственность принимать кадровые решения, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Из конституционных норм и принципов не вытекает право гражданина занимать избранную им определенную должность, выполнять конкретную работу, как и обязанность кого бы то ни было предоставить гражданину такую работу на удобных для него условиях. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, сам трудовой договор является добровольным соглашением сторон.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства доказательств мотивов отказа в приеме на работу дискриминационного характера со стороны ответчика применительно к положениям статья 1 Конвенции МОТ № 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, ст. 3, ст. 64 Трудового кодекса РФ сторонами не представлено, судом не установлено.
В установленном законом порядке и сроки истец законность увольнения не оспаривала.
Доводы истца о том, что по устной инициативе прокурора района не была утверждена ее кандидатура на должность начальника отдела ЗАГС администрации округа, основаны на предположении, документально не подтверждены, и не могут быть приняты судом во внимание.
Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Кудриной О.П. в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, судебные расходы истца возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований Кудриной Ольги Петровны к администрации Частинского муниципального округа Пермского края об обязании принять на должность начальника отдела ЗАГС администрации округа и взыскании процессуальных издержек отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края, в том числе через постоянное судебное присутствие Большесосновского районного суда Пермского края в селе Частые Частинского района Пермского края.
Судья Л.Н. Никулина