РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года г.о. Тольятти
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО11 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО12 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО23 обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во включении в специальный стаж следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя дошкольного учреждения № Городского управления образования дошкольного образования; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности методиста ГККП ДО № «Гундер»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ГКПП дошкольной гимназии № «Арман»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности методиста ГКПП дошкольной гимназии № «Арман»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности методиста ГКПП № «Арман»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности методиста отдела массовой организации с совмещением должности педагога дополнительного образования ГККП «Дом детского и юношеского творчества»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего отдела массовой организации ГККП «Дом детского и юношеского творчества»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего методического отдела ГККП «Дом детского и юношеского творчества»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ГКПП дошкольной гимназии № «Арман»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ГКУ «<адрес> специальный (коррекционный) детский сад для детей с особыми образовательными потребностями». С данным Решением Отделения Пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истец не согласна и считает его неправомерным.
В ходе рассмотрения дела представителем истца исковые требования неоднократно уточнялись, в судебном заседании представитель истца ФИО10, действующий на основании доверенности предоставил заявление об уточнении исковых требований, просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить в специальный стаж ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в дошкольном учреждении № городского управления образования Республики Казахстан в должности воспитатель. Остальные требования, заявленные ранее не поддержал.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области ФИО7, действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив доводы искового заявления, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ст. 39 ч.1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.
Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств регулировались Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), подписанным государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, денонсированным с 30 июня 2022 г. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г., правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статья 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статья 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 г., государства-участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 г.).
Соглашение от 24 декабря 1993 г. подписано и вступило в силу для Российской Федерации 9 июля 1999 г., для Республики Казахстан - 21 ноября 1994 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
08 декабря 1991 года было подписано Соглашение об образовании Содружества Независимых государств между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной.
21 декабря 1991 года подписан Протокол к этому Соглашению, в котором указано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.
13 марта 1992 года Правительства государств – участников СНГ, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения подписали Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения.
Согласно статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения назначение пенсий осуществляется по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года № 99р (в редакции распоряжения Правления ПФ РФ от 28.10.2005 года № 11р) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР».
Согласно п. 5 указанных рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевших место в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ; здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент первоначального обращения Ж. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости - 25 июня 2020 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В пункте 4 раздела "Наименование учреждений и организаций" Перечня учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады.
В пункте 2 примечаний к названному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, содержал наименование учреждений "все типы детских дошкольных учреждений".
Судом установлено, что в системе государственного пенсионного страхования ФИО16 зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Зубкова О.Л. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Зубковой О.Л. было отказано во включении в специальный стаж периодов работы, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя дошкольного учреждения № Городского управления образования дошкольного образования Республики Казахстан, так как наименование учреждения «дошкольное учреждение» не предусмотрено списками №. Кром того, на запрос ГУ-ОПФР по <адрес> об оказании содействия в истребовании документов о стаже и заработной плате ФИО15 АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан отказал.
Согласно свидетельства о рождении IV-KA № и свидетельства о заключении брака № – добрачная фамилия истца ФИО22.
Согласно записям трудовой книжки ЕT-I №: ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 была принята воспитателем в дошкольное учреждение №.
Согласно «подтверждение» ГККП ясли сад № «Арман» Республики Казахстан, администрация ясли-сад № «Арман» подтверждается, что Зубкова О.Л. действительно работала с ДД.ММ.ГГГГ в детском саду № «Арман» и ДД.ММ.ГГГГ была уволена по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из справки о зарплате для начисления пенсии Государственного архива <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 действительно работала в качестве воспитателя детского сада №, заработная плата за период с января 1993 года по октябрь 1993 год составила в рублях, с ноября 1993 года по сентябрь 1998 года, с сентября 2000 года по декабрь 2003 год в тенге.
Основание: лицевые счета по начислению заработной платы, №. В лицевых счетах по начислению заработной платы имеется выписка из приказа за № §3 от ДД.ММ.ГГГГ: ФИО17 приступила к работе, после отпуска б/содержания по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ в гр.№ ясельную. В лицевых счетах по начислению заплаты за июль 1994 года, за июнь-июль 1996 года, за июль 1997 года, август, октябрь-декабрь 1998 года, январь-август 2000 года, март, апрель, июнь-август 2001 год, июль 2002 года, июнь 2003 года, зарплата ФИО3 не начислена, за июнь 1995 года, 1999 года, январь-ноябрь 2004 года таковая не значится. Лицевые счета по зарплате за 1988-1992, ноябрь 2004 года на хранение в областной государственный архив не поступали.
Согласно архивной справки Государственного архива <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по документам Актюбинского городского отдела народного образования: в книге приказов по личному составу имеется приказ № §3 от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО8 ФИО8 – выпускницу Актюбинского педагогического училища принять на работу воспитателем я/с № с ДД.ММ.ГГГГ. В лицевых счетах по начислению заработной платы детского сада №: выписка из приказа за № §3 от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО18 приступила к работе, после отпуска б/содержания по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ в гр.№ ясельную. В лицевых счетах по начислению заплаты за июль 1994 года, за июнь-июль 1996 года, за июль 1997 года, август, октябрь-декабрь 1998 года, январь-август 2000 года, март, апрель, июнь-август 2001 год, июль 2002 года, июнь 2003 года, зарплата ФИО3 не начислена, за июнь 1995 года, 1999 года, январь-ноябрь 2004 года таковая не значится. Лицевые счета по зарплате за 1988-1992, ноябрь 2004 года на хранение в областной государственный архив не поступали.
В подтверждении окончания Актюбинского педагогического училища представлена копия диплома МТ-I №.
Таким образом, в заявленный в уточненном исковом заявлении период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала воспитателем в детском дошкольном учреждении и осуществляла педагогическую деятельность.
То обстоятельство, что учреждение, в котором работала истец, содержит в своем наименовании указание не на детский сад, а на дошкольное учреждение, не может влиять на ее право в назначении досрочной пенсии, поскольку ее должность была связана с педагогической деятельностью, истец занималась воспитанием и обучением малолетних детей, планировала и организовывала их жизнедеятельность.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области включить в специальный стаж ФИО19 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в дошкольном учреждении № городского управления образования Республики Казахстан в должности воспитатель.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО20 удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области (ОГРН <данные изъяты> включить в специальный стаж ФИО21 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>) период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в дошкольном учреждении № городского управления образования Республики Казахстан в должности воспитатель.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Сураева