Дело № 2-124/2021
УИД - 41RS0001-01-2020-001332-36
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 25 марта 2021 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Тузовской Т.В.
при секретаре Очкиной Н.В.,
с участием истца Антоновой А.И.,
представителя истца Балабина Ю.А.,
представителя ответчика, третьего лица Наумик Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой Анастасии Ивановны, действующей в своих интересах и в интересах Антонова Богдана Павловича к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
истец Антонова А.И., действующая в своих интересах и в интересах Антонова Б.П. предъявила иск к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на то, что на основании справки от 22 января 2020 года и поквартирной карточки от 27 января 2020 года, выданные отделом регистрации учета населения Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, она со своим несовершеннолетним ребенком зарегистрирована в жилом помещении (квартире) по адресу: <адрес>, общей площадью 25,3 кв.м. Данное жилое помещение – квартира непригодна для проживания. Дом заброшен.
Посредством ответа на заявление истца от 11 декабря 2019 года, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск- Камчатского городского округа сообщило, что договор социального найма между истцом, а также с кем-либо из ранних квартиросъемщиков и ответчиком, не заключался. Также ответчиком было сообщено, что в его архивных документах, договор социального найма и ордер на это жилое помещение отсутствуют.
На основании распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 447-р от 28 сентября 2011 года жилое помещение было признано непригодным для проживания. Но на сегодняшний день дом аварийным и подлежащим сносу не признан.
В связи с вышеизложенным истец вынуждена проживать по другому адресу с несовершеннолетним ребенком. Таким образом, истец со своим несовершеннолетним ребенком не может проживать в вышеуказанной квартире по причине того, что оно непригодно для проживания, тем самым нарушаются не только конституционные права, но и права несовершеннолетнего ребенка.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа предоставить Антоновой А.И. другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Петропавловска-Камчатского, включив в договор социального найма в качестве члена семьи - несовершеннолетнего ребенка Антонова Б.П.
Истец Антонова А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. По обстоятельствам дела, суду пояснила, что когда она родилась, родители проживали в спорном жилом помещении, затем переехали в другое место. До ее рождения родители проживали по <адрес>, прописана она была всегда в спорном жилом помещении. Она никогда не приезжала в эту квартиру. Мама сказала, что поскольку дом непригоден для проживания, поэтому родители выехали с этого дома. Не знает на основании каких документов было предоставлено спорное жилое помещение. На данный момент там зарегистрирован папа - ФИО10, ее сын ФИО1, ФИО4, он ей никем не приходится. ФИО12 - это тетя, ФИО11 ФИО13 - это ее мама, ФИО14 - не знает кто это, ФИО15 - это ее тетя, ФИО2 - это ее бабушка. Указала, что квартира ей нужна, поскольку снимает однокомнатную квартиру с ребенком вместе с мамой. Подтвердила, что малоимущей и нуждающейся в жилом помещении в установленном порядке не признана, в компетентные органы с соответствующим заявлением не обращалась.
В судебном заседании представитель истца Балабин Ю.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении.
Представитель ответчика Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и третьего лица администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Наумик Е.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. В обоснование привела доводы аналогичные изложенным в отзыве. Суду пояснила, что в 2006 году спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность. Жилое помещение – <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском по служебному ордеру было предоставлено дедушке истца - Попову В.Б. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Антонова А.И. малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения в установленном законом порядке не признана. Указала, что Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком по данному делу является администрация Петропавловск-Камчатского городского округа.
Согласно поступившим возражениям на исковое заявление, ответчик считал исковые требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Петропавловск-Камчатскому городскому округу на праве муниципальной собственности принадлежит жилое помещение - <адрес> (далее - <адрес>).
Петропавловской КЭЧ района военнослужащему ФИО9 предоставлено служебное жилое помещение <адрес>.
Служебный ордер, на основании которого жилое помещение предоставлялось ФИО9, в архивных документах Управления отсутствует, истцом к исковому заявлению не приложен. Договор социального найма на <адрес> не заключался.
Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа издано распоряжение от 28 сентября 2011 года № 447-р «О признании жилых помещений - квартир № 1 - № 4 жилого <адрес> непригодными для проживания».
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а также принятие на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Одновременно необходимо учитывать, что в силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
По сведениям отдела учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений Управления, Антонова А.И. малоимущей в установленном законом порядке не признана, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит.
Кроме того, нормы жилищного законодательства не предусматривают срок расселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Указанное свидетельствует о том, что сроки расселения граждан из жилых помещений, непригодных для проживания, определяются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из уровня социально-экономического развития муниципального образования, приоритетности решения вопросов местного значения и бюджетной обеспеченности.
Регулирование вопросов, связанных с расселением граждан, проживающих в Петропавловск-Камчатском городском округе, из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Камчатского края и органов местного самоуправления и обеспечивается посредством издания соответствующих государственных и муниципальных программ.
В частности, в целях создания условий для решения проблемы ликвидации непригодного для проживания жилищного фонда в Петропавловск-Камчатском городском округе с учетом бюджетного финансирования постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа». Срок реализации: 2019 - 2024 годы.
Гражданам, проживающим в аварийных жилых домах и жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, право на жилище обеспечивается выполнением мероприятий Подпрограммы 1 «Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда» Муниципальной программы.
При этом необходимо отметить, что плановые сроки и объемы расселения граждан из непригодных для проживания жилых помещений в рамках, предусмотренных по реализации данной муниципальной программы мероприятий, ежегодно уточняются после утверждения муниципального и краевого бюджетов на очередной финансовый год.
Жилые помещения - <адрес> включены в адресный перечень непригодных жилых помещений. Однако, <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском в установленном законом порядке аварийным не признавался.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства того, что существует реальная угроза жизни и здоровью проживающих в спорном жилом помещении граждан (например, экспертиза независимой лицензированной организации).
Кроме того, Управление является ненадлежащим ответчиком по спорным правоотношениям.
Третьи лица Антонов И.В., Толмачев В.Д. участия в рассмотрения дела не принимали, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца ФИО8 представил отзывы третьих лиц Антонова И.В., Толмачева В.Д., которые аналогичны по содержанию, согласно которым исковые требования считали обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, также просили включить в договор социального найма в качестве члена семьи – несовершеннолетнего Антонова Б.П.
Свидетель ФИО2, предупрежденная об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний по ст.ст. 307, 308 УК РФ, в судебном заседании пояснила, что истец приходится ей внучкой. Спорное служебное жилое помещение для проживания было предоставлено ее супругу ФИО16 как военнослужащему на основании ордера с членами семьи. В 1997 году она разошлась с мужем, и с тремя детьми осталась в указанном жилом помещении. Позже, она оставила квартиру детям, сама она переехала на другое место жительства, которое ей выдали на работе.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Закрепляя в статье 40 Конституции Российской Федерации право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2 указанной статьи). При этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из содержания ст. 85 ЖК РФ следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ).
В силу ст.ст. 85, 86 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Как установлено в судебном заседании, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа № 630 от 10 апреля 2020 года (л.д. 40).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено ФИО9 (л.д. 68-70).
При этом как пояснил представитель ответчика и третьего лица служебный ордер, на основании которого жилое помещение предоставлялось ФИО9, в архивных документах Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отсутствует, договор социального найма на предоставление спорного жилого помещения не заключался.
Распоряжением Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 сентября 2011 года № 447-р жилые помещения – <адрес> жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском признаны непригодными для проживания. Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа принять меры к расселению жилых помещений жилого <адрес>, предоставленных по договорам социального найма (л.д. 16).
При этом в установленном порядке жилой <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском аварийным не признан.
Согласно сообщению Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24 октября 2019 года исх. № 01-12-01/9042/19, распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 сентября 2011 года № 447-р жилые помещения - <адрес> жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском признаны непригодными для проживания.
С 1 января 2019 года действует муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» со сроком реализации 2019-2024 годы. Указанная программа утверждена постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985 (далее - Муниципальная программа).
Гражданам, проживающим в аварийных жилых домах и жилых помещениях признанных непригодными для проживания, право на жилище обеспечивается выполнением мероприятий Подпрограммы 1 «Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда» Муниципальной программы.
Жилые помещения - <адрес> включены в адресный перечень непригодных жилых помещений.
В установленном законом порядке вышеуказанный дом аварийным и подлежащим сносу не признан. Расселение домов происходит исходя из объемов доведенных ассигнований из краевого и городского бюджетов. Дома расселяются в соответствии с датой признания их аварийными и подлежащими сносу. Дополнительно сообщили, что на территории Петропавловск-Камчатского городского округа аварийными и подлежащими сносу в установленном законом порядке признаны более 100 многоквартирных домов.
В соответствии со ст.ст. 49, 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учете (л.д. 14-15).
Из сообщения Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11 декабря 2019 года исх. № 01020201/10107/19 на обращение Антоновой А.И. о предоставлении дубликата правоустанавливающего документа на жилое помещение <адрес> следует, что Управлением договор социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу не оформлялся.
В архивных документах, хранящихся в Управлении, договор социального найма, ордер на жилое помещение по вышеуказанному адресу отсутствуют.
В списках, переданных муниципальным автономным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского», договор социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу не значится.
Также сообщено, что в архивных документах, хранящихся в Управлении, имеется журнал выдачи ордеров с 28 марта 1985 года по 17 января 1986 года с отметкой выдачи служебного ордера от 3 июля 1985 года № 2004 на жилое помещение <адрес> ФИО9 (л.д. 13).
Согласно копии поквартирной карточки, справки Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО3 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО4 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 8, 9, 31, 65, 66).
Сведения о регистрации Антоновой А.И. в спорном жилом помещении также подтверждаются сведениями ОАСР УВМ УМВД России по Камчатскому краю (л.д. 27).
Антонов Б.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Антоновой А.И., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 12).
В соответствии со справкой Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Антонова А.И. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит (л.д. 41).
Из справки, предоставленной ГУП Камчатское краевое бюро технической инвентаризации от 27 июня 2019 года б/н, следует, что по данным бюро технической инвентаризации право на приватизацию Антоновой А.И., Антоновым Б.П. в г. Петропавловске-Камчатском, не использовано. По состоянию на 1 января 2000 года за Антоновой А.И., Антоновым Б.П. в г. Петропавловске-Камчатском недвижимость на праве собственности не зарегистрирована (л.д. 93, 94).
Согласно выписке из ЕГРН, Антонова А.И. имеет ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 500 кв.м. с кадастровым номером 41:05:0101069:1552, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Камчатский край, р-н Елизовский, снт. Монтажник, а также ? долю в праве общей долевой собственности на жилое здание площадью 39,9 кв.м. с кадастровым номером 41:05:0101069:1873, расположенное по адресу: Камчатский край, р-н Елизовский, снт. Монтажник, КФАО «Примормонтажавтоматика», район 14 км объездной автодороги Петропавловск-Елизово (л.д. 53-54).
Из поступившего уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении Антонова Б.П. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отсутствуют (л.д. 50).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Как следует из искового заявления, истец со своим несовершеннолетним ребенком не может проживать в спорном жилом помещении по причине того, что оно непригодно для проживания, в связи с чем, она обратилась в суд с требованием к ответчику обязать предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Петропавловска-Камчатского, включив в договор социального найма в качестве члена семьи – несовершеннолетнего Антонова Б.П.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Таким образом, факт признания органом местного самоуправления гражданина малоимущим в установленном порядке наряду с фактом признания жилого помещения непригодным для проживания имеет существенное значение для разрешения вопроса о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В связи с указанным, вопреки доводам истца, наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Разрешая заявленные требования суд, учитывает, что при рассмотрении дела нашло свое подтверждение, что истец в соответствии со ст. 57 ЖК РФ нуждающейся в жилом помещении и малоимущей в установленном порядке не признана, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, не обращалась с заявлением в орган местного самоуправления о постановке ее на такой учет, а также о признании ее малоимущей для целей предоставления жилого помещения в порядке ст. 57 ЖК РФ, что истцом не отрицалось.
Кроме того, установлено также, что с истцом договор социального найма на спорное жилое помещение не заключался, ордер на жилое помещение не выдавался, истец с несовершеннолетним ребенком значится только зарегистрированной в жилом помещении.
Помимо этого, в установленном порядке спорное жилое помещение не признано аварийным.
Оценив представленные в деле доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу, что с учетом вышеизложенного правовых оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.
Доводы истца и его представителя об обратном не принимаются судом во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Само по себе обращение с данным исковым заявлением, не является безусловным основанием для его удовлетворения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Антоновой Анастасии Ивановны, действующей в своих интересах, а также в интересах Антонова Богдана Павловича к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, находящегося в черте города Петропавловска-Камчатского, включив в договор социального найма в качестве члена семьи несовершеннолетнего ребенка Антонова Богдана Павловича, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2021 года.
Председательствующий подпись
подлинник решения находится в материалах дела № 2-124/2021
верно:
Судья Т.В. Тузовская