дело № 2-90/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2019 года село Богатое
Богатовский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего Бугаевой В.Н.,
при секретаре Вериной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Богатовского района Самарской области в защиту прав и законных интересов Канищев В.В. к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области о предоставлении истцу Канищеву В.В. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Богатовского района Самарской области обратился в суд с заявлением в интересах Канищева В.В. к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области о предоставлении истцу Канищеву В.В. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании представитель прокуратуры Богатовского района помощник прокурора Богатовского района Чернышов И.В. пояснил, что прокуратурой была проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жилым помещением лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно Канищеву В.В. Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 22 июля 2002 г. Канищев В.В. признан лицом, оставшимся без попечения родителей. Согласно информации с Управления Росреестра по Самарской области у Канищева В.В. отсутствуют права на какие-либо объекты недвижимости. Администрацией муниципального района Богатовский Самарской области за Канищевым В.В., закреплено право на предоставление жилого помещения. Постановлением № 399 от 19 мая 2017 г. Администрацией муниципального района Богатовский Самарской области Канищев В.В. включен в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Богатовский Самарской области. В соответствии с Федеральным Законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года и Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» Канищев В.В. имеет право и орган местного самоуправления обязан ему предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по договору социального найма. Просит обязать орган местного самоуправления предоставить Канищеву В.В. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Канищев В.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковое заявление прокурора поддерживает в полном объеме.
Представитель Администрации муниципального района Богатовский Самарской области в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Предоставили письменный отзыв, согласно которого просят отказать в удовлетворении исковых требований. Право Канищева В.В. на обеспечение жилым помещением не оспаривают. Считают, что требования прокурора не подлежат удовлетворению исходя из того, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не относится к вопросам местного значения муниципальных районов. В силу Закона Самарской области №77-ГД от 05.03.2005 «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» установлено, что органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; финансовое обеспечение осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Расчет объема субвенций производиться в соответствии с методикой утвержденной Законом. Кроме того, в силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования и обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только за счет и в пределах субвенций, предоставляемых муниципальному району из областного бюджета для осуществления переданных субъектом Российской Федерации отдельных государственных полномочий.
Третье лицо, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и в представленных в письменной форме возражениях относительно иска полагает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии со списком. Считают заявленные прокурором требования не подлежат удовлетворению, так как вынесение судебного решения, повлечет предоставление истцу жилого помещения вне очереди, что будет являться нарушением прав других лиц, включенных в список ранее и повлечет нецелевое расходование бюджетных средств.
Выяснив мнение сторон, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленное прокурором требование, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ч. 9 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных, метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Согласно ст. 3 Закон Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ст. ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии со статей 31 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления и объемы расходования средств своего бюджета. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
В судебном заседании установлено, что Канищев В.В. относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 22 июля 2002 г. Канищев В.В. признан лицом, оставшимся без попечения родителей. Согласно информации с Управления Росреестра по Самарской области у Канищева В.В. отсутствуют права на какие-либо объекты недвижимости. Администрацией муниципального района Богатовский Самарской области за Канищевым В.В. закреплено право на предоставление жилого помещения, Канищев В.В. включен в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Богатовский Самарской области Постановлением № 399 от 19 мая 2017 г. Органом местного самоуправления не оспаривается право Канищева В.В. на обеспечение жилым помещением.
Установленный Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Поскольку право Канищева В.В. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда предусмотрено ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, учитывая, что Канищев В.В. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, суд приходит к выводу, что разрешение заявленного прокурором требования об обеспечении жилым помещением не ниже установленных социальных норм истца из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае – Самарской области). Следовательно, истец Канищев В.В., не имеющий закрепленного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, достигший 18-летнего возраста, должен быть обеспечен жилым помещением не ниже установленных социальных норм после наступления предусмотренного федеральным законом момента возникновения права на его получение, в данном случае нарушено право истца на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Богатовского района Самарской области в защиту прав и законных интересов Канищева В.В. к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области о предоставлении истцу Канищеву В.В. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области обеспечить Канищева В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением из специализированного жилого фонда не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии с действующим жилищным законодательством и дополнительными гарантиями по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы либо представления через Богатовский районный суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Н. Бугаева
Решение суда в окончательной форме составлено судьей с помощью ПК в совещательной комнате 31 мая 2019 года.