РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-4498/2017
г. Тюмень 26 июня 2017 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Башировой А.Х.,
с участием истца,
представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова А.А. к директору Департамента социального развития Тюменской области о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Романов А.А. обратился в суд с иском к ответчику с требованиями о признании незаконными действий директора Департамента социального развития Тюменской области Кузнеческих О.А., как лица, несущего персональную ответственность за выполнение полномочий, возложенных на Департамент, выразившихся в нарушении прав истца; о взыскании компенсации морального вреда и вреда здоровью истца с директора Департамента социального развития Кузнеческих О.А. в размере 10 000 000 рублей. Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является инвалидом <данные изъяты>. Однако, только в ДД.ММ.ГГГГ он узнал о мерах социальной поддержки, предоставляемых инвалидам, а именно: 1) инвалидам и семьям имеющим в составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства; 2) инвалидам предоставляется доступ к информации, однако на сайте Департамента социального развития Тюменской области информация о наличии такой меры социальной поддержки как предоставление земельных участков замалчивается; 3) льготное зубопротезирование; 4) обеспечение сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; 5) предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%. В связи с тем, что директор Департамента социального развития Кузнеческих О.А. не довела до истца информацию о наличии социальной помощи, были нарушены его права: он потерял 3.5 года в очереди на предоставление земельного участка (хотя в течение указанного времени мог бы получить земельный участок и построить на нем дом); невозможности льготного зубопротезирования; невозможность постановки на учет как нуждающегося в жилом помещении сына- инвалида 3 группы; ухудшении образа жизни его и его семьи (отказ от работы, отказ от спортзала, необходимость постоянного сопровождения); ухудшение здоровья.
Истец Романов А.А. в судебном заседании, на предложение суда уточнить ответчика по делу и требования к нему, пояснил, что предъявляет требования к физическому лицу Кузнеческих О.А., которая в силу возложенных на нее полномочий, обязана была проинформировать его о наличии указанных льгот для инвалидов, однако этого, не сделала. Кузнечевских О.А. указанную информацию до него не довела, именно этим истцу причине моральный вред. Величину компенсации морального вреда он определил исходя из стоимости земельного участка, стоимости протезирования, денежных средств на компенсацию коммунальных услуг. Указанная сумма должна быть взыскана с Кузнечевских О.А., поскольку она несет персональную ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязательств. Требования к ответчику поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области Смирнова А.Б., действующая на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, действующая также в интересах Кузнеческих О.А., на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с требованиями Романова А.А. не согласилась, просила отказать в удовлетворении его требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Кроме того, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение, которым Романову А.А. было отказано в признании незаконным действий Департамента социального развития Тюменской области по отказу в компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. После предоставления необходимых документов, истец получил указную компенсацию.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с Положением о Департаментом социального развития Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 28 декабря 2010 г. N 385-п (далее – Положение), Департамент социального развития Тюменской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики и осуществляющим управление в сферах социальной поддержки и социального обслуживания населения, отношений в области опеки и попечительства, отношений в области поддержки, укрепления и защиты семьи, профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Полномочия Департамента в области реабилитации, абилитации инвалидов установлены пунктом 2.8 раздела II Положений:
- Осуществление мер по реализации государственной политики в сфере реабилитации, абилитации инвалидов в пределах своей компетенции с учетом экономических, демографических и иных региональных особенностей;
- Анализ положения инвалидов и их потребностей в реабилитационных, абилитационных мероприятиях, разработка предложений по реабилитации, абилитации инвалидов;
- Организация формирования банка данных инвалидов в Тюменской области и их потребностей в реабилитации, абилитации;
- Взаимодействие с федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;
- Содействие развитию творчества, физкультуры и спортивного движения инвалидов;
- Осуществление координации мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказание содействия инвалиду (ребенку-инвалиду) в прохождении мероприятий по реабилитации, абилитации согласно индивидуальной программе реабилитации, индивидуальной программе реабилитации или абилитации;
- Предоставление мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказание государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляемых на основании соглашений, заключенных между Правительством Тюменской области и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
- Участие в разработке и реализации мер по реабилитации детей, имеющих хронические заболевания (приводящие к инвалидности), нуждающихся по медицинским показаниям в оздоровительных и реабилитационных мероприятиях.
Таким образом, ни данным перечнем, ни иными пунктами Положения, обязанность личного информирования инвалидов и отдельных категорий граждан, на которых распространяются действия данного закона, о существующих мерах социальной поддержки, на директора Департамента не возложена.
Вместе с тем, право на информацию является одним из важнейших конституционных прав любого человека.
Как установлено в судебном заседании, с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, на портале органов государственной власти Тюменской области действует в актуальном режиме рубрика «Реабилитация инвалидов», интернет – приемная Департамента, а также версия портала органов государственной власти Тюменской области для пользователей с ограниченными возможностями по зрению. При этом, на указанном портале содержится перечень услуг предоставляемых только Департаментом (например: возмещение расходов на оплату проезда отдельным категориям граждан; возмещение расходов по оплате жилья и пр.).
Наличие указанного интернет – ресурса истцом не оспаривается, поскольку из его пояснений следует, что он пользовался им неоднократно. Таким образом, в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ, доказательств нарушения прав истца на информацию, им не представлено. Ссылка истца на положения ст. 14 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в данном случае является ошибочной, поскольку указанная норма гарантирует право на информацию лицам с учетом физических нарушений органов зрения, слуха, речи и т.п.
В силу абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
В силу положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев (часть 1), а в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявлений гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Из указанного следует, что осуществление указанных гарантий носит заявительный характер и осуществляется уполномоченными на то органами.
Как установлено в судебном заседании, с заявлением о выделении ему земельного участка, а также с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец не обращался.
О такой мере социальной защиты как компенсация оплаты жилья и коммунальных услуг истец уведомлен, поскольку, как было установлено в судебном заседании, в марте 2017 года Центральным районным судом горда Тюмени вынесено решение об отказе в удовлетворении требований Романова А.А. о признании незаконным отказа в компенсации оплаты жилья.
Зубопротезирование инвалидов, не достигших пенсионного возраста, в Тюменской области не предусмотрено.
Таким образом, суд полагает установленным, что Департаментом социального развития Тюменской области права истца нарушены не были, при таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении его требований в части признания незаконными действий директора Департамента социального развития Тюменской области Кузнеческих О.А., как лица, несущего персональную ответственность за выполнение полномочий, возложенных на Департамент, выразившихся в нарушении прав истца.
Кроме того, суд полагает, что физическим лицом Кузнеческих О.А. также не было допущено прав Романова А.А. Более того, физическое лицо Кузнеческих О.А. является ненадлежащим ответчиком по данному делу, однако данное дело было рассмотрено в соответствии с ч.2 ст. 41 ГПК РФ.
Поскольку в удовлетворении требований в части признания действий незаконными судом отказано, требования в части компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Романова А.А., отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение
месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи
апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2017 года.
Судья Е.А. Гарипова