Производство №2а-1803/2021
УИД 28RS0004-01-2020-011562-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации26 января 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
При секретаре Назарчик Д.В.,
С участием представителя УФСИН России по Амурской области Арчакова А.К., помощника Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Амурской области Смолина А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуУФСИН России по Амурской области к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
УФСИН России по Амурской области обратилось в суд с исковым заявлением об освобождении от исполнительского сбора, указав, что в производстве судебного пристава-исполнителя Кондаковой М.С. находилось исполнительное производство № 39542/17/28025-ИП от 01 июня 2017 года, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № 011326025 от 23 мая 2017 года, выданного Белогорским городским судом Амурской области. Предметом исполнения данного документа являлась обязанность Управления ФСИН России по Амурской области обеспечить финансирование мероприятий по проведению ремонтных работ и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Амурской области. В рамках указанного исполнительного производства должник в лице УФСИН России по Амурской области неоднократно информировал судебных приставов - исполнителей Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, что в целях исполнения указанного решения территориальным органом ФСИН России по Амурской области неоднократно запрашивались дополнительные денежные средства у главного распорядителя бюджетных средств - ФСИН России. После выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств УФСИН России по Амурской области исполнило решение суда в полном объёме. Постановлением судебного пристава-исполнителя Новокрещенова И.А. от 12 апреля 2019 года исполнительное производство № 39542/17/28025-ИП было окончено, в связи с исполнением УФСИН России по Амурской области решения Белогорского городского суда Амурской области от 06 декабря 2016 года в полном объёме. Вместе с тем, по состоянию на 12 апреля 2019 года задолженность по исполнительному производству (исполнительский сбор) составила 50 000 рублей. 17 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем Новокрещеновым И.А. было возбуждено исполнительное производство № 5755/19/28025-ИП, предметом исполнения которого является обязанность УФСИН России по Амурской области перечислить исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. 26 ноября 2020 года представитель УФСИН России по Амурской области в ходе личного приема в Специализированном отделе Судебных приставов исполнителей по исполнению особо важных исполнительных документов ФССП по Амурской области была получена копия постановления от 17 апреля 2019 года о возбуждении исполнительного производства и перечислении исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Полагает, что УФСИН России по Амурской области может быть освобождено от уплаты данного исполнительского сбора по следующим основаниям.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просит суд освободить УФСИН России по Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Новокрещенова И.А. от 13 марта 2019 года в рамках исполнительного производства № 39542/17/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 011326025, выданного Белогорским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-2964/2016.
В судебном заседании представитель административного истца на требованиях искового заявления с учетом их уточнений настаивал. Дополнительно пояснил, что изначально решением суда на УФСИН была возложена обязанность профинансировать обновление системы противопожарной защиты в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Амурской области в срок до 01 июля 2017 года. Управление финансируется за счет федерального бюджета, поэтому для этого необходимо финансирование от ФСИН России, для запроса которого неоднократно обращались во ФСИН, однако возможность такого финансирования отсутствовала. Поэтому судом была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30 июня 2018 года. В итоге финансирование было доведено частями в 2018 году (520 900 рублей) и в 2019 году (300 000 рублей) и ввиду вышеперечисленного исполнить решение суда стало возможно только в апреле 2019 года. Полагал, что Управлением были произведены все возможные действия для исполнения решения суда, однако по независящим причинам в срок исполнить решение суда не было возможности.
Помощник Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Амурской области Смолин А.Б. требования иска поддержал.
В судебное заседание не явились иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть в отсутствие сторон.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на исполнении в Специализированном отделе по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области находилось исполнительное производство № 39542/17/28025-ИП от 01 июня 2017 года, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № 011326025 от 23 мая 2017 года, выданного Белогорским городским судом Амурской области.Предметом исполнения данного документа являлась обязанность Управления ФСИН России по Амурской области обеспечить финансирование мероприятий по проведению ремонтных работ и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Амурской области.
13 марта 2019 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного листа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с УФСИН России по Амурской области исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, полагая, что в неисполнении решения суда, в установленный для добровольного исполнения срок, отсутствуют его виновные действия.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд отмечает следующее.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Закона.
При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 вышеуказанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым ктакого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, определением Белогорского городского суда Амурской области от 26 декабря 2017 года УФСИН России по Амурской области была предоставлена отсрочка исполнения решения Белогорского городского суда Амурской области от 06 декабря 2016 года по гражданскому делу по иску Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Амурской области, УФСИН России по Амурской области о понуждении к выполнению законных требований на срок до 30 июня 2018 года.
07 февраля 2018 года начальником УФСИН России по Амурской области было направлено письмо в адрес начальника ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России о возможности выделения УФСИН России по Амурской области дополнительные денежные средства в размере 4151000 рублей для оборудования подведомственных учреждений автоматической пожарной сигнализацией, а также для выполнения судебных решений в отношении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Амурской области.
Согласно ответу начальника ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России от 14 февраля 2018 года, в связи с ограниченным финансированием, выполнение мероприятий по устранению недостатков, указанных в обращении, в части соблюдения пожарной безопасности возможно только в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.
04 декабря 2018 года в адрес Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области были направлены документы, подтверждающие исполнение решения суда от 06 декабря 2016 года в части, а также письмо в адрес начальника ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России о возможности выделения УФСИН России по Амурской области дополнительные денежные средства.
12 апреля 2019 года в адрес Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области направлено письмо о том, что решение суда от 06 декабря 2016 года исполнено в полном объеме.
Постановлением судебного пристава исполнительное производство № 39542/17/28025-ИП от 12 апреля 2019 года было окончено.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что УФСИН России по Амурской области предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства в установленный срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – УФСИН России по Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Новокрещенова И.А. от 13 марта 2019 года в рамках исполнительного производства № 39542/17/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 011326025, выданного Белогорским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-2964/2016.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление УФСИН России по Амурской области - удовлетворить.
Освободить УФСИН России по Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Новокрещенова И.А. от 13 марта 2019 года в рамках исполнительного производства № 39542/17/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 011326025, выданного Белогорскимгородским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-2964/2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2021 года.
Председательствующий Н.С. Юркова