№ 2а-4594/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» сентября 2017 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яньшиной Екатерины Андреевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж, о признании незаконным решения от 20.09.2017г. об отказе в согласовании проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия, обязании во исполнении действующего законодательства предложить место в Центральном районе для проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек,
У С Т А Н О В И Л :
Яньшина Е.А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж, просит признать незаконным решение от 20.09.2017г. об отказе в согласовании проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия, обязать во исполнении действующего законодательства предложить место в Центральном районе для проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек. В заявлении указал, что 20.09.2017г. в адрес истца было направлено «Предложение об изменении места проведения мероприятия», которое содержит информацию о невозможности проведения заявленного истцом мероприятия и предложено провести заявленное публичное мероприятие в Парке культуры и отдыха «Шинник». Административный истец полагает, что ответчика совершают незаконные действия, нарушая права на проведение публичного мероприятия, предусмотренные ст.31 Конституцией РФ и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54. Организатор публичного мероприятия не может согласиться с переносом его в предложенное администрацией место, находящееся в отдалении от центра г.Воронежа.
В судебное заседание административный истец Яньшина Е.А. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, лично по телефону, что подтверждается телефонограммой.
Представитель административного истца Яньшиной Е.А. по доверенности Новиков Д.В. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайство об отложении слушания по делу в связи с его занятостью, было оставлено судом без удовлетворения, согласно ст.150 ч.6 КАС РФ, ввиду не представления доказательств уважительности причин не явки, кроме того, отложении слушания по делу в связи неявкой представителя, даже по уважительным причинам, является правом суда. Принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения заявления судом ходатайство об отложении было оставлено без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации Сазонов А.В. требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Чуйкова Е.В., заявленные требования не признала, представила возражения, приобщенные к материалам дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 19 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54 решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Яньшина Е.А. (л.д.9) обратилась к Главе городского округа город Воронеж с уведомлениями № 292-ПМ о проведении 29.09.2017г. с 18 час. до 21 час. публичного мероприятия в форме митинга по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с целью «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности», с предполагаемым количеством участников мероприятия 1500 человек.
20.09.2017 года за подписью и.о. руководителя управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж организатору публичного мероприятия Яньшиной Е.А. направлено «Предложение об изменении места проведения публичного мероприятия» №8506535 в котором указано, что по результатам рассмотрения администрацией городского округа город Воронеж уведомления от 18.09.2017г. №292-ПМ о проведении мероприятия…, планируемого на 29.09.2017г. с 18 час. до 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь…, сообщает, что согласно письма руководителя МУП «Воронежская горэлектросеть» (№№), с 28.09.2017г. по 01.10.2017г. на территории Центрального района города Воронежа (ул.С.Перовской д.19-62 «Адмиралтейская площадь») будут проводиться плановые земляные работы по ремонту кабельных линий с использованием специальной техники. При таких обстоятельствах, проведение заявленного публичного мероприятия в указанном в уведомлении месте не может быть согласовано. Предложено провести заявленное мероприятие в указанное в уведомлении дату и время в парке культуры и отдыха «Шинник» (г.Воронеж ул.Ростовская,39). С данным предложением была лично ознакомлена как организатор мероприятия под роспись 20.09.2017г. Яньшина Е.А. и копия предложения была получена.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона № 54-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 10.1 Регламента Администрации городского округа город Воронеж полномочие по рассмотрению таких уведомлений возложены на управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж
На основании Положения об управлении, должностной инструкции руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж, судом установлено, что полномочие по рассмотрению заявленного уведомления возложено на руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Гудкову Е.Г.
Следовательно, предложение от 20.09.2017г. № вынесено органом наделенным полномочиями на принятие указанных акта.
В данном случае судом установлено, что орган местного самоуправления в сроки установленные законом довел до сведения организатора публичного мероприятия Яньшиной Е.А. обоснованное предложение об изменении места времени проведения публичного мероприятия, с учетом требований ст.8 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004г.
Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 705-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях") использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к положениям части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в полной мере применима и к положениям пункта 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона.
На основании ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом изложенного положения Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
По указанным основаниям суд приходит к выводу о том, что у Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж имелись основания для принятия решения в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» об изменении места проведения публичных мероприятий с учетом возможности возникновения угрозы безопасности участников публичных мероприятий, так как с 28.09.2017г. по 01.10.2017г. на территории Центрального района города Воронежа (ул.С.Перовской д.19-62 «Адмиралтейская площадь» будут проводиться земляные работы по ремонту кабельных линий с использованием специальной техники), о чем свидетельствует разрешение№ на осуществление плановых земляных работ от 20.09.2017г., выданное Управой Центрального района городского округа город Воронеж МУП «Воронежская горэлектросеть». Земляные работы проводятся для строительства кабельной линии. По адресу г.Воронеж ул.С.Перовской д.19-62 (Адмиралтейская площадь), со сроком проведения до 24.10.2017г.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
С учетом требований указанной статьи административным ответчиком было предложено перенести заявленное мероприятие в иное место – парк «Шинник», что соответствует требованиям закона, что необходимо для создания безопасности участников публичного мероприятия, угрозу которого создают проводимые плановые земляные работы по ремонту кабельных линий с использованием техники.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение было принято в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных Управлению общественных и внешних связей Администрации городского округа город Воронеж полномочий, при этом права и свободы Яньшиной Е.А. принятым решением не нарушены.
В административном исковом заявлении Яньшиной Е.А. указывается о нарушении её прав на проведение публичного мероприятия, установленные ст.31 Конституцией РФ и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54. Однако, в чем конкретно заключается нарушение прав истца в иске не указано. Исходя из указания иного места на проведение публичного мероприятия и из цели его проведения «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» проведение мероприятия в парке «Шинник» никак прав истца не нарушает, так как не препятствует реализации Яньшиной Е.А. права, предусмотренного ст.31 Конституции РФ.
Согласно ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Право истца, гарантированное Конституцией РФ не нарушено, так как имеется реальная возможность провести публичное мероприятие в ином согласованном месте в указанное время и указанную в уведомлении дату.
Указанное в административном исковом заявлении Яньшиной Е.А. понимание Конституции РФ и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54 противоречит не только приведенным выше положениям Федерального закона, но и следующим нормам международного права.
Положения ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) и "Всеобщей декларации прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.)).
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 11 Конвенции).
Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (ст. 17).
Таким образом, соблюдение органами власти законодательного запрета о недопустимости ставить под угрозу общественный порядок и безопасность граждан при проведении пикета в местах интенсивного пешеходного движения свидетельствует о соблюдении норм международного права.
В то же время, игнорирование данного законодательного запрета административным истцом может расцениваться как злоупотребление правом, которое не подлежит судебной защите.
Доводы административного иска о том, что указанное административным ответчиком для переноса место проведения публичного мероприятия парк «Шинник» ( ул.Ростовская,29) не является препятствием для его проведения 259.09.2017г., поскольку согласно представленным доказательствам орган местного самоуправления исполнил обязанность и обосновал свое предложение об изменении места проведения публичного мероприятия. Данное обоснование достаточно мотивировано. При этом, указания истца на то, что именно в Центральном районе г.Воронежа с равноудаленной транспортной доступностью практически из любого района города, было предложено такое место, которое находится в значительном удалении от желаемого и создающее дополнительные неудобства в связи с крайне ограниченным количеством проходящего общественного транспорта, не могут быть приняты во внимание, так как парк «Шинник» не находится на значительном удалении от общественного транспорта, остановки общественного транспорта находится в доступной близости, где проезжают три маршрутных автобуса (26а,65,87). В то время как от Адмиралтейской площади остановки общественного транспорта находятся на значительно большем удалении (более 800м), о чем административным ответчиком представлены доказательства.
Довод о том, что предложенная альтернативная территория парка не обладает необходимыми для целей акции характеристиками, в связи с чем, не представляется возможным достичь целей митинга и полноценно реализовать права на свободу собраний и свободу выражения мнения, суд так же находит необоснованным, поскольку административный истец не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Желание же придания большей публичной огласки публичному мероприятию, в достаточной мере могло быть реализовано административным истцом в условиях использования современных телекоммуникационных средств связи.
Требования административного истца об обязании во исполнении действующего законодательства предложить место в Центральном районе для проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек не подлежат удовлетворению, так как согласно ст.12 Конституции РФВ Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, суд в результате рассмотрения дела не может принимать решения за орган местного самоуправления, о чем как раз и заявлены требования.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 217, 227 ч.2 п.2 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Яньшиной Екатерины Андреевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж, о признании незаконным решения от 20.09.2017г. об отказе в согласовании проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия, обязании во исполнении действующего законодательства предложить место в Центральном районе для проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий :
№ 2а-4594/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» сентября 2017 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яньшиной Екатерины Андреевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж, о признании незаконным решения от 20.09.2017г. об отказе в согласовании проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия, обязании во исполнении действующего законодательства предложить место в Центральном районе для проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек,
У С Т А Н О В И Л :
Яньшина Е.А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж, просит признать незаконным решение от 20.09.2017г. об отказе в согласовании проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия, обязать во исполнении действующего законодательства предложить место в Центральном районе для проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек. В заявлении указал, что 20.09.2017г. в адрес истца было направлено «Предложение об изменении места проведения мероприятия», которое содержит информацию о невозможности проведения заявленного истцом мероприятия и предложено провести заявленное публичное мероприятие в Парке культуры и отдыха «Шинник». Административный истец полагает, что ответчика совершают незаконные действия, нарушая права на проведение публичного мероприятия, предусмотренные ст.31 Конституцией РФ и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54. Организатор публичного мероприятия не может согласиться с переносом его в предложенное администрацией место, находящееся в отдалении от центра г.Воронежа.
В судебное заседание административный истец Яньшина Е.А. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, лично по телефону, что подтверждается телефонограммой.
Представитель административного истца Яньшиной Е.А. по доверенности Новиков Д.В. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайство об отложении слушания по делу в связи с его занятостью, было оставлено судом без удовлетворения, согласно ст.150 ч.6 КАС РФ, ввиду не представления доказательств уважительности причин не явки, кроме того, отложении слушания по делу в связи неявкой представителя, даже по уважительным причинам, является правом суда. Принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения заявления судом ходатайство об отложении было оставлено без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации Сазонов А.В. требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Чуйкова Е.В., заявленные требования не признала, представила возражения, приобщенные к материалам дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 19 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54 решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Яньшина Е.А. (л.д.9) обратилась к Главе городского округа город Воронеж с уведомлениями № 292-ПМ о проведении 29.09.2017г. с 18 час. до 21 час. публичного мероприятия в форме митинга по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с целью «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности», с предполагаемым количеством участников мероприятия 1500 человек.
20.09.2017 года за подписью и.о. руководителя управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж организатору публичного мероприятия Яньшиной Е.А. направлено «Предложение об изменении места проведения публичного мероприятия» №8506535 в котором указано, что по результатам рассмотрения администрацией городского округа город Воронеж уведомления от 18.09.2017г. №292-ПМ о проведении мероприятия…, планируемого на 29.09.2017г. с 18 час. до 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь…, сообщает, что согласно письма руководителя МУП «Воронежская горэлектросеть» (№№), с 28.09.2017г. по 01.10.2017г. на территории Центрального района города Воронежа (ул.С.Перовской д.19-62 «Адмиралтейская площадь») будут проводиться плановые земляные работы по ремонту кабельных линий с использованием специальной техники. При таких обстоятельствах, проведение заявленного публичного мероприятия в указанном в уведомлении месте не может быть согласовано. Предложено провести заявленное мероприятие в указанное в уведомлении дату и время в парке культуры и отдыха «Шинник» (г.Воронеж ул.Ростовская,39). С данным предложением была лично ознакомлена как организатор мероприятия под роспись 20.09.2017г. Яньшина Е.А. и копия предложения была получена.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона № 54-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 10.1 Регламента Администрации городского округа город Воронеж полномочие по рассмотрению таких уведомлений возложены на управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж
На основании Положения об управлении, должностной инструкции руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж, судом установлено, что полномочие по рассмотрению заявленного уведомления возложено на руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Гудкову Е.Г.
Следовательно, предложение от 20.09.2017г. № вынесено органом наделенным полномочиями на принятие указанных акта.
В данном случае судом установлено, что орган местного самоуправления в сроки установленные законом довел до сведения организатора публичного мероприятия Яньшиной Е.А. обоснованное предложение об изменении места времени проведения публичного мероприятия, с учетом требований ст.8 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004г.
Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 705-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях") использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к положениям части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в полной мере применима и к положениям пункта 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона.
На основании ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом изложенного положения Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
По указанным основаниям суд приходит к выводу о том, что у Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж имелись основания для принятия решения в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» об изменении места проведения публичных мероприятий с учетом возможности возникновения угрозы безопасности участников публичных мероприятий, так как с 28.09.2017г. по 01.10.2017г. на территории Центрального района города Воронежа (ул.С.Перовской д.19-62 «Адмиралтейская площадь» будут проводиться земляные работы по ремонту кабельных линий с использованием специальной техники), о чем свидетельствует разрешение№ на осуществление плановых земляных работ от 20.09.2017г., выданное Управой Центрального района городского округа город Воронеж МУП «Воронежская горэлектросеть». Земляные работы проводятся для строительства кабельной линии. По адресу г.Воронеж ул.С.Перовской д.19-62 (Адмиралтейская площадь), со сроком проведения до 24.10.2017г.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
С учетом требований указанной статьи административным ответчиком было предложено перенести заявленное мероприятие в иное место – парк «Шинник», что соответствует требованиям закона, что необходимо для создания безопасности участников публичного мероприятия, угрозу которого создают проводимые плановые земляные работы по ремонту кабельных линий с использованием техники.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение было принято в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных Управлению общественных и внешних связей Администрации городского округа город Воронеж полномочий, при этом права и свободы Яньшиной Е.А. принятым решением не нарушены.
В административном исковом заявлении Яньшиной Е.А. указывается о нарушении её прав на проведение публичного мероприятия, установленные ст.31 Конституцией РФ и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54. Однако, в чем конкретно заключается нарушение прав истца в иске не указано. Исходя из указания иного места на проведение публичного мероприятия и из цели его проведения «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» проведение мероприятия в парке «Шинник» никак прав истца не нарушает, так как не препятствует реализации Яньшиной Е.А. права, предусмотренного ст.31 Конституции РФ.
Согласно ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Право истца, гарантированное Конституцией РФ не нарушено, так как имеется реальная возможность провести публичное мероприятие в ином согласованном месте в указанное время и указанную в уведомлении дату.
Указанное в административном исковом заявлении Яньшиной Е.А. понимание Конституции РФ и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54 противоречит не только приведенным выше положениям Федерального закона, но и следующим нормам международного права.
Положения ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) и "Всеобщей декларации прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.)).
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 11 Конвенции).
Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (ст. 17).
Таким образом, соблюдение органами власти законодательного запрета о недопустимости ставить под угрозу общественный порядок и безопасность граждан при проведении пикета в местах интенсивного пешеходного движения свидетельствует о соблюдении норм международного права.
В то же время, игнорирование данного законодательного запрета административным истцом может расцениваться как злоупотребление правом, которое не подлежит судебной защите.
Доводы административного иска о том, что указанное административным ответчиком для переноса место проведения публичного мероприятия парк «Шинник» ( ул.Ростовская,29) не является препятствием для его проведения 259.09.2017г., поскольку согласно представленным доказательствам орган местного самоуправления исполнил обязанность и обосновал свое предложение об изменении места проведения публичного мероприятия. Данное обоснование достаточно мотивировано. При этом, указания истца на то, что именно в Центральном районе г.Воронежа с равноудаленной транспортной доступностью практически из любого района города, было предложено такое место, которое находится в значительном удалении от желаемого и создающее дополнительные неудобства в связи с крайне ограниченным количеством проходящего общественного транспорта, не могут быть приняты во внимание, так как парк «Шинник» не находится на значительном удалении от общественного транспорта, остановки общественного транспорта находится в доступной близости, где проезжают три маршрутных автобуса (26а,65,87). В то время как от Адмиралтейской площади остановки общественного транспорта находятся на значительно большем удалении (более 800м), о чем административным ответчиком представлены доказательства.
Довод о том, что предложенная альтернативная территория парка не обладает необходимыми для целей акции характеристиками, в связи с чем, не представляется возможным достичь целей митинга и полноценно реализовать права на свободу собраний и свободу выражения мнения, суд так же находит необоснованным, поскольку административный истец не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Желание же придания большей публичной огласки публичному мероприятию, в достаточной мере могло быть реализовано административным истцом в условиях использования современных телекоммуникационных средств связи.
Требования административного истца об обязании во исполнении действующего законодательства предложить место в Центральном районе для проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек не подлежат удовлетворению, так как согласно ст.12 Конституции РФВ Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, суд в результате рассмотрения дела не может принимать решения за орган местного самоуправления, о чем как раз и заявлены требования.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 217, 227 ч.2 п.2 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Яньшиной Екатерины Андреевны к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж, о признании незаконным решения от 20.09.2017г. об отказе в согласовании проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия, обязании во исполнении действующего законодательства предложить место в Центральном районе для проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 29.09.2017г. в период с 18 час. по 21 час. по адресу г.Воронеж Адмиралтейская площадь с предполагаемым количеством участников 1500 человек оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий :