Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2062/2015 ~ М-1146/2015 от 03.02.2015

                             Дело № 2-2062/15



Решение

именем Российской Федерации

«3» марта 2015 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Емшанова И.С.,

при секретаре Хованец Е.М.,

с участием заявителя М., представителя администрации города Благовещенска Представитель1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. об оспаривании постановления администрации города Благовещенска № *** от *** года «Об исключении молодых семей из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части, восстановлении в списке молодых семей – участников подпрограммы с составом семьи один человек (с учетом несовершеннолетней дочери), возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы,

УСТАНОВИЛ:

М. обратилась в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указала, что *** года постановлением мэра города Благовещенска № *** семья заявителя, состоящая из 2 человек (заявитель и ее супруг ТретьеЛицо1), была признана нуждающейся в жилом помещении с целью участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей». Постановлением мэра города Благовещенска от *** года № *** семья М. была включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

В связи с рождением в *** году дочери ТретьеЛицо2 на основании заявления от *** года она была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

*** года в Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска ею было подано заявление на получение социальной выплаты в рамках данной программы.

*** года постановлением администрации города Благовещенска № *** заявитель и члены ее семьи были исключены из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и сняты с учета в качестве нуждающийся в жилых помещениях, на основании подпункта «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, а именно - превышение одним из супругов возраста 35 лет.

Указанное решение администрации города Благовещенска считает незаконным и необоснованным, нарушающим право на жилище, предусмотренное Конституцией Российской Федерации и жилищным законодательством.

Согласно подпункту «а» пункта 6 Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

На момент принятия администрацией города Благовещенска решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы - в список претендентов на получение социальной выплаты (*** года), семья истца отвечала всем предъявляемым законом требованиям для включения их в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении субсидии на приобретение жилья.

Следовательно, исключение М. и членов ее семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с достижением одним из участников возраста 36 лет, является незаконным и необоснованным.

В данной программе она состоит с *** года, однако до достижения супругом ТретьеЛицо1 возраста 35 лет им так и не было предоставлено свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках данной программы.

В декабре *** года она расторгла брак с ТретьеЛицо1, в настоящее время одна воспитывает несовершеннолетнюю дочь ТретьеЛицо2, какого-либо жилого помещения за данный период ею приобретено не было, поскольку она надеялась на поддержку государства путем предоставления социальной выплаты как участнику подпрограммы.

На основании изложенного просит суд признать незаконным постановление администрации города Благовещенска № *** от *** года об исключении М. из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановить в списке молодых семей – участников подпрограммы М. с составом семьи один человек (с учетом несовершеннолетней дочери), обязать администрацию города Благовещенска выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

В судебном заседании заявитель М. настаивала на удовлетворении заявленных требований, поддержала доводы искового заявления, указала на незаконность принятого администрацией города Благовещенска постановления об исключении ее семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Также пояснила, что с момента признания ее участником подпрограммы она обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении социальных выплат лишь дважды – в *** и *** годах. Полагала, что однократное подтверждение своего волеизъявления на получение социальной выплаты является достаточным для последующего включения в соответствующий список и выдачи свидетельства.

Представитель администрации города Благовещенска Представитель1 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что в связи с достижением супругом истицы возраста 36 лет молодая семья М. перестала соответствовать условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в связи с чем оснований для нахождения их в составе участников программы не имелось. Вины органа местного самоуправления в том, что семья М. не успела реализовать свое право на получения социальной выплаты на приобретение жилья нет, поскольку данная программа разрабатывается и финансируется федеральными органами власти. Кроме того, обратила внимание, что списки молодых семей – участников подпрограммы формируются с учетом поданных последними заявлений, подтвердивших таким образом желание получить социальную выплату в планируемом году. Между тем, М. последний раз изъявляла желание на получение социальной выплаты в *** году. Начиная с *** года по день принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения заявлений о предоставлении социальной выплаты молодой семье М. не поступало. Просила суд отказать в иске.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании постановления мэра города Благовещенска от *** года № *** М. с составом семьи 2 человека признана нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Судом также установлено, что на основании постановления мэра города Благовещенска от *** года № *** в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от *** года № *** на основании ее личного заявления, М. была включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

На основании заявления М. от *** года в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы также была включена дочь М.ТретьеЛицо2

*** года М. обратилась в Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска с заявлением о предоставлении социальной выплаты как молодой семье в *** году. В последующем обращений в уполномоченный орган с целью подтверждения своего волеизъявления на получение социальной выплаты в планируемом году от М. не поступало.

*** года на заседании комиссии по координации и контролю за исполнением долгосрочной целевой программы муниципального образования города Благовещенска «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» было принято решение об исключении М. из числа участников подпрограммы в связи с превышением одного из супругов возраста 35 лет и снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

На основании подпункта «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья и их использовании, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, приведенного выше протокола заседания названной комиссии, постановлением администрации города Благовещенска от *** года № *** молодая семья М. исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с превышением возраста одного из супругов 35 лет.

Не согласившись с названным постановлением администрации города Благовещенска, истец обратилась с настоящим иском в суд. Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 27 мая 2010 года № 738-О-О, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ вправе, как это следует из статьи 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. п. «в» и «ж» ч. 1) Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

В соответствии пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной подпрограммы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 вышеуказанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

При этом в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на орган местного самоуправления муниципального образования возложена обязанность до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сформировать списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представить эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании названных списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком. После определения государственным заказчиком подпрограммы для каждого субъекта Российской Федерации предварительных контрольных цифр в отношении бюджетных средств и доведения их до органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации последний утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году с учетом финансирования мероприятий подпрограммы (пункты 21, 23, 25-26 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником программы.

Так, пункт 6 названных Правил предусматривает, что участником программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты.

Основанием для отказа в признании молодой семьи участницей программы является в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил (пункт 18).

В силу пункта 20 вышеназванных Правил для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и пакет документов. В заявлении молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении.

В последующем орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 20 Правил).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункт 22 Правил).

Таким образом, суд приходит к выводу, что участником как предыдущей подпрограммы, так и программы на 2011-2015 годы могла быть семья, если возраст каждого из супругов не превышал 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с пунктом 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. При этом право молодой семьи на получение социальной выплаты в планируемом году возникает только после внесения молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, который формируется исходя из поданных участниками подпрограммы письменных заявлений о предоставлении социальной выплаты в соответствующем году.

Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в части превышения 35-летнего возраста были предусмотрены и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285.

Как следует из материалов дела, сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Амурской области на 2014 год, был сформирован Министерством ЖКХ Амурской области и доведен до органа местного самоуправления *** года. При этом, М. в него включена не была, письменного заявления о предоставлении молодой семье социальной выплаты в *** году в орган местного самоуправления не подавала.

Между тем, из материалов дела также усматривается, что на момент формирования списка претендентов на участие в подпрограмме и получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации названной подпрограммы в *** году, супругу истца М.ТретьеЛицо1, *** года рождения исполнилось 36 лет.

Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу, что семья заявителя законно исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и снята с соответствующего учета в связи с несоответствием семьи истца требованиям закона, представляемым к молодым семьям на момент включения их в список претендентов на получение социальной выплаты.

При этом доводы истца о том, что достижение возраста 35 лет должно приниматься во внимание только при принятии решения о включении молодой семьи в списки участников программы судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании приведенных выше норм материального права.

Кроме того, суд принимает во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 27.05.2010 № 738-О-О о том, что ограничение по возрасту, когда каждый из супругов не должен превышать возраст 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта РФ о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты нельзя расценивать как нарушения конституционных прав граждан.

Ссылка заявителя М. на то, что социальная выплата не была ею получена в связи с отсутствием бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников программы, несостоятельна.

Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Таким образом, как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

Согласно части 4 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление М. об оспаривании постановления администрации города Благовещенска № *** от *** года «Об исключении молодых семей из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части, восстановлении в списке молодых семей – участников подпрограммы с составом семьи один человек (с учетом несовершеннолетней дочери), возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено *** года

    

Председательствующий                      Емшанов И.С.

2-2062/2015 ~ М-1146/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мищенко Валентина Игоревна
Ответчики
Администрация Благовещенска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Емшанов И.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
03.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2015Передача материалов судье
09.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2015Судебное заседание
10.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее