Дело № 2 – 478/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2015 года
Собинский городской суд Владимирской области
в составе
председательствующего Дементьевой В.В.,
при секретаре Бусуриной Е.А.,
с участием
прокурора Горбашковой Н.В.
представителей заинтересованных лиц Овсиенко Т.Н., Гусевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области дело по заявлению Собинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, о признании недействующим решения Совета народных депутатов муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области,
у с т а н о в и л:
Собинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ о признании недействующим решения Совета народных депутатов МО Толпуховское сельское поселение Собинского района № 35/12 от 14.12.2012 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области» в части включения в границы населенных пунктов участков лесного фонда – части лесного квартала №3 (лесотаксационный выдел 29, часть лесотаксационного выдела 9) Лакинского участкового лесничества; части лесного квартала №2 (лесотаксационные выделы 2, 3) Лакинского участкового лесничества. В обоснование заявления указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения лесного и земельного законодательства в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда. В ходе проверки установлено, что решением Совета народных депутатов МО Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области №35/12 от 14.12.2012 года утвержден генеральный план муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области, которым включены в границы населенных пунктов земли лесного фонда, что привело к изменению категории земель лесного фонда на земли населенных пунктов. Указанное решение опубликовано в газете «Доверие» № 105 от 21.12.2012 года. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности. При этом, исходя из действующего законодательства, утверждение генерального плана поселения является установлением границ населенных пунктов, влекущим перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда. В ходе проверки установлено, что в границы населенного пункта д. Ягодное Собинского района включены участки лесного фонда, расположенные в кадастровом квартале 33:12:010752, в лесном квартале №3 (часть лесотаксационного выдела 9) Лакинского участкового лесничества; в границы населенного пункта д. Лучинское Собинского района включены участки лесного фонда, расположенные в кадастровом квартале 33:12:010740, в лесном квартале №2 (лесотаксационные выделы 2, 3) Лакинского участкового лесничества; в границы населенного пункта д. Высоково Собинского района включены участки лесного фонда, расположенные в кадастровом квартале 33:12:010735, в лесном квартале №3 (лесотаксационный выдел 29) Лакинского участкового лесничества. Данные земельные участки находятся в границах населенных пунктов д. Ягодное, д. Лучинское, д. Высоково МО Толпуховское сельское поселение и относятся к категории земель населенных пунктов. Вместе с тем, указанные земельные участки фактически относятся к категории земель лесного фонда, на них находятся лесные насаждения. Муниципальным образованием Толпуховское сельское поселение в нарушение вышеуказанных норм законодательства процедура перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в установленном порядке не проведена. Прокурор указал, что перевод земель из земель лесного фонда в земли поселений влечет возможность их отчуждения в пользование третьих лиц, что нарушает права арендаторов лесных участков, а также Российской Федерации, являющейся собственником участков лесного фонда. Указанные обстоятельства послужили основание для обращения прокурора в суд с настоящим заявлением.
Определением суда от 16 апреля 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (л.д. 54 - 56). Определением суда от 06 мая 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области (л.д. 104 - 106).
Определением суда от 25 мая 2015 года производство по делу по заявлению Собинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, о признании недействующим решения Совета народных депутатов муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области в части включения в границы населенных пунктов участков лесного фонда части лесного квартала № 3 (лесотаксационный выдел 29, часть лесотаксационного выдела 9) Лакинского участкового лесничества прекращено, в связи с отказом прокурора от заявления в указанной части требований.
В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора Горбашкова Н.В. заявление поддержала, обстоятельства, изложенные в заявлении, подтвердила, просила заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица МО Толпуховское сельское поселение Овсиенко Т.Н. в судебном заседании согласилась с заявлением прокурора, пояснила суду, что генеральный план изготавливался специализированной организацией, после чего был передан в департамент архитектуры и строительства, который сам проводил процедуру согласования и по результатам дал положительное заключение. Администрация МО Толпуховское сельское поселение не проводила согласование плана. При подготовке плана спорные участки лесного фонда не были включены в границы населенного пункта. Сведения о границах были внесены в кадастр, при этом информация о пересечении границ с землями лесного фонда отсутствовала.
Представитель заинтересованного лица – ГКУ ВО «Собинское лесничество» Гусева Н.С. суду пояснила, что граница населенного пункта д. Лучинское пересекает участок лесного фонда, расположенный в лесном квартале 2 (лесотаксационные выделы 2, 3) Лакинского участкового лесничества. Указанный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации и фактически включен в черту населенного пункта. Согласовывать включение земель государственного лесного фонда в границы населенных пунктов при утверждении генеральных планов поселений отнесено к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства, с которым такого согласования не проводилось. Просила заявление прокурора удовлетворить.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц – Совета народных депутатов МО Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, извещенные надлежащим образом о времени и дате судебного заседания, в суд не явились.
Из письменных пояснений Федерального агентства лесного хозяйства следует, что проект соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта указанных лесных участков из состава земель лесного фонда с собственником земель – Российской федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства не согласование в Рослесхоз не поступал, в связи с чем, оспариваемый нормативный акт не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172 – ФЗ, постановления Правительства РФ от 24.03.2007 г. № 178. Просили удовлетворить требования прокурора (л.д. 110 – 116).
Согласно представленному суду отзыву Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области поддерживает требования прокурора, считает, что отсутствие согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта о включении в земли населенного пункта лесных участков влечет признание недействующим оспариваемого решения Совета народных депутатов МО Толпуховское сельское поселение в части включения в границы населенных пунктов участков лесного фонда (л.д. 124 - 126).
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит требования Собинского межрайонного прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса РФ).
Статьей 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Исходя из статьи 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу части 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе земли поселений и земли лесного фонда (часть 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий (часть 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ). К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (часть 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172 - ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.
Пунктом 5 части 2 статьи 24 Устава МО Толпуховское сельское поселение к полномочиям Совета народных депутатов отнесено утверждение схем территориального планирования муниципального образования Толпуховское сельское поселение (л.д. 132 - 135).
Суд установил, что решением Совета народных депутатов МО Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области № 35/12 от 14.12.2012 года утвержден проект генерального плана МО Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области (л.д. 9, 128 – 131). Указанное решение опубликовано в газете «Доверие» № 105 от 21.12.2012 года (л.д. 6).
В соответствии со ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Исходя из вышеприведенной нормы законодательства, Генеральным планом МО Толпуховское сельское поселение установлены границы населенных пунктов, входящих в состав территории поселения, в том числе, д. Лучинское.
Согласно выписке из государственного лесного реестра ГКУ ВО «Собинское лесничество», карте-схеме расположения лесного участка, заключению № 40, реестру пересечений земельного участка с землями лесного фонда в границы населенного пункта д. Лучинское Собинского района Владимирской области включена часть лесного участка с кадастровым номером 33:12:010702:179, расположенная в лесном квартале № 2 (лесотаксационные выделы 2, 3), площадь пересечений составляет 2,1535 га (л.д. 21 - 23, 36 - 37, 38 - 39).
Из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права серии 33 АМ № 072183, кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 33:12:010702:179, площадью 10485458 кв.м., расположенного в лесных кварталах с 1 по 10 Лакинского участкового лесничества (СПК «Ставровский»), следует, что указанный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, отнесен к категории земель лесного фонда, с разрешенным использованием защитные леса (л.д. 80 – 86, 87).
Таким образом, оспариваемым решением утвержден генеральный план Толпуховского сельского поселения Собинского района Владимирской области, которым в границы населенного пункта д. Лучинское Собинского района включена часть лесного квартала № 2 (лесотаксационные выделы 2, 3) Лакинского участкового лесничества. Доводы представителя МО Толпуховское сельское поселение о том, что при выполнении проекта генерального плана и постановке границ на кадастровый учет спорные лесные участки были исключены, не принимаются судом, поскольку они опровергаются указанными выше документами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном этим органом, в том числе и в случае, когда предусматривается включение в соответствии с проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из категории земель лесного фонда.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства в соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года № 283 и впоследствии постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 736, на момент принятия оспариваемого решения являлось Федеральное агентство лесного хозяйства.
По данным Федерального агентства лесного хозяйства документ территориального планирования на согласование в Рослесхоз не поступал. Доказательств того, что перевод спорных земельных участков из состава лесного фонда в состав земель населенного пункта согласован с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение участками лесного фонда, а также произведен кадастровый учет такого перевода, суду не представлено. Как пояснила представитель МО Толпуховское сельское поселение Овсиенко Т.Н., администрация не проводила согласование генерального плана, поручив изготовление проекта специализированной организации, а его согласование – Департаменту архитектуры и строительства, который дал соответствующее заключение, что не соответствует требованиям выше названного законодательства.
Таким образом, Советом муниципального образования Толпуховское сельское поселение при принятии оспариваемого нормативного акта не соблюдена установленная действующим законодательством процедура согласования включения в границы населенного пункта земельных участков из состава земель лесного фонда.
Принятие Советом народных депутатов МО Толпуховское сельское поселение оспариваемого решения, предусматривающего включение в границы д. Лучинское лесных участков из состава земель лесного фонда, и, тем самым, устанавливающего иное целевое назначение и иной правовой режим указанных земель, при отсутствии согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства лишило Федеральное агентство лесного хозяйства права реализовать свои полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов, чем нарушило их права и права Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда, и свидетельствует о принятии решения с нарушением установленного порядка.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст. 253 ГПК РФ установлено, что в случае противоречия оспариваемого нормативного правового акта или его части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении заявления суд учитывает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». Согласно п. 18 данного Постановления, если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими. Пунктом 28 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку на момент принятия решения об утверждении Генерального плана МО Толпуховское сельское поселение отсутствовало согласование проекта оспариваемого решения с Федеральным агентством лесного хозяйства, решение Совета муниципального образования Толпуховское сельское поселение от 14.12.2012 года № 35/12 «Об утверждении проекта генерального плана муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области» является недействительным в части включения в границы населенного пункта д. Лучинское Собинского района участков лесного фонда – части лесного квартала № 2 (лесотаксационные выделы 2, 3) Лакинского участкового лесничества, в связи с чем, решение Совета народных депутатов в указанной части полагает суд необходимым признать недействующим и не подлежащим применению с момента принятия.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Собинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия решение Совета народных депутатов муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области № 35/12 от 14.12.2012 года «Об утверждении проекта генерального плана муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области» в части включения в границы населенного пункта д. Лучинское Собинского района Владимирской области участков лесного фонда – части лесного квартала № 2, (лесотаксационные выделы 2, 3) Лакинского участкового лесничества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: В.В. Дементьева