Дело № 12-70/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Березники 06 марта 2020 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Матлина О.И.,
с участием помощника прокурора Агафонова В.В.,
при секретаре судебного заседания Великородных Т.И.,
с участием защитника гурьева И.В. – Паокин И.В., действующего на основании ордера № от .....
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда Пермского края протест прокурора г. Березники Расторгуева В.С. на постановление заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю Андриановой О.Н. от ...... № по делу об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Пыскорская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)» гурьева И.В. по ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю Андриановой О.Н. от ...... производство по делу № об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Пыскорская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)» гурьева И.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ.
На указанное постановление в Березниковский городской суд поступил протест прокурора г. Березники Расторгуева В.С., согласно которого указывает, что в материалах дела имеются доказательства, которые в полном объёме подтверждают факт совершения должностным лицом - директором МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» гурьева И.В. действий, направленных на дробление единой сделки на оказание услуг по пассажирским перевозкам детей посредством заключения трёх разных договоров с целью придания вида формального соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в целях осуществления закупки с единственным поставщиком, что в отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, возможности реализовать свое право на заключение контракта. Указанное обстоятельство, помимо письменных доказательств в виде договоров с МУП «Водоканал г. Березники» от ....., ....., ....., свидетельствующих о едином предмете закупки и об общей стоимости всех договоров на сумму более 600 000 рублей, подтверждается и объяснением гурьева И.В., которая вину в совершении административного правонарушения не признала, но указала, что решение о заключении договоров с МУП «Водоканал г. Березники» принято умышленно и целенаправленно. Учредителем МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» является Управление образования администрации города Березники, основной вид деятельности учреждения - образование основное общее. Считает, что руководство МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ», достоверно зная о продолжительности учебного года, в соответствии со ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на постоянной основе обязано организовать бесплатный подвоз обучающихся в образовательную организацию и обратно. Поскольку МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» является муниципальным казённым учреждением, то в силу п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ обязано в своей закупочной деятельности руководствоваться принципами контрактной системы в сфере закупок, в том числе принципом обеспечения конкуренции. Осуществление закупки услуг по перевозке обучающихся до образовательной организации и обратно путём осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на период времени, позволяющий заключить контракт стоимостью до 600 000 рублей, является уклонением от применения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что нарушает предусмотренный ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции Указывает, что вывод заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю об отсутствии в действиях директора МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, не основан на требованиях Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, КоАП РФ. Постановление заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю от ..... по делу № подлежит отмене в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, прокурором подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Судья признает причину пропуска срока для подачи протеста на постановление по делу об административном правонарушении уважительной и считает возможным восстановить заявителю срок для подачи протеста.
В судебном заседании помощник прокурора Агафанов В.В. поддержал требования, изложенные в протесте.
Защитник Паокин И.В.: в судебном заседании с протестом прокурора был не согласен, просил постановление заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю Андриановой О.Н. от ...... № по делу об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Пыскорская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья(интеллектуальными нарушениями)» гурьева И.В. по ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ оставить без изменения, протест прокурора г.Березники без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в судебном заседании участия не принимал, представили письменные возражения согласно которых директор МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» гурьева И.В.т в течение 2 полугодия учебного года 2018-2019 годов, осуществляла закупку у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 000руб., а именно в период с ...... по ...... заключила идентичные по содержанию договоры с МУП «Водоканал г.Березники» об оказании услуг по пассажирским перевозкам детей в период с 14.01.2019г. по 31.05.2019г. на общую сумму 754 763 руб. 50 коп. Действия гурьева И.В. не противоречат закону о закупках. Считают, что должностным лицом Управления было законно и обоснованно прекращено производство по делу № об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» гурьева И.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 Ко АП РФ.
Лицо, привлеченное к административной ответственности директор МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» гурьева И.В. в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте извещена надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обозрев административный материал № прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.93 Закона № 44 –ФЗ от 05.04.2013 осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей;
На основании ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» гурьева И.В. по ч.2 ст. 7.29 Ко АП РФ, УФАС по Пермскому краю исходил из того, что ...... без проведения конкурентных процедур между МКОУ «Пыскорская школа – интернат для детей с ОВЗ» в лице директора школы гурьева И.В. и МУП «Водоканал г.Березники» заключен договор № об оказании услуг по пассажирским перевозкам детей в период с ..... по ...... на сумму 400 000 рублей. ...... без проведения конкурентных процедур между МКОУ «Пыскорская школа – интернат для детей с ОВЗ» в лице директора школы гурьева И.В. и МУП «Водоканал г.Березники» заключен договор об оказании услуг по пассажирским перевозкам детей в период с ...... по ...... на сумму 177 879 руб. 06.05.2019г. без проведения конкурентных процедур между МКОУ «Пыскорская школа – интернат для детей с ОВЗ» в лице директора школы гурьева И.В. и МУП «Водоканал г.Березники» заключен договор об оказании услуг по пассажирским перевозкам детей в период с ...... по ...... на сумму 176 884 руб. 50коп. Таким образом, директор МКОУ «Пыскорская школа – интернат для детей с ОВЗ» в лице директора школы гурьева И.В. в течение 2 полугодия учебного года 2018-2019 годов, осуществляла закупку у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 000 рублей, а именно в период с ...... по ...... заключила идентичные по содержанию договоры с МУП «Водоканал г.Березники» об оказании услуг по пассажирским перевозкам детей в период с ...... по ...... на общую сумму 754 763 руб. 50коп. Указанные договоры заключены в разные временные промежутки. Таким образом, действия гурьева И.В. не противоречат закону о закупках. При таких обстоятельствах, в действиях гурьева И.В. отсутствует нарушение требований п.5 ч.1 ст.93 Закона о закупках.
С данным выводом должностного лица согласиться нельзя.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, должностное лицо - директор МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» гурьева И.В. совершила действия, направленные на дробление единой сделки на оказание услуг по пассажирским перевозкам детей посредством заключения трёх разных договоров с целью придания вида формального соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в целях осуществления закупки с единственным поставщиком, что в отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, возможности реализовать свое право на заключение контракта.
Указанное обстоятельство, помимо письменных доказательств в виде договоров с МУП «Водоканал г. Березники» от ....., ....., ....., свидетельствующих о едином предмете закупки и об общей стоимости всех договоров на сумму более 600 000 рублей, подтверждается и объяснением гурьева И.В., которая вину в совершении административного правонарушения не признала, но указала, что решение о заключении договоров с МУП «Водоканал г. Березники» принято умышленно и целенаправленно.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013г. № 44 –ФЗ в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») обучающимся предоставляется в качестве меры социальной поддержки и стимулирования транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с ч. ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
В силу ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
В соответствии с п. 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
Следовательно, в полномочия органов местного самоуправления входит организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, организация предоставления дополнительного образования детям. Реализуются указные полномочия, в частности, путем создания муниципальных образовательных учреждений.
Учредителем МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» является Управление образования администрации города Березники, основной вид деятельности учреждения - образование основное общее.
Таким образом, руководство МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ», достоверно зная о продолжительности учебного года, в соответствии со ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на постоянной основе обязано организовать бесплатный подвоз обучающихся в образовательную организацию и обратно.
Поскольку МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» является муниципальным казённым учреждением, то в силу п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ обязано в своей закупочной деятельности руководствоваться принципами контрактной системы в сфере закупок, в том числе принципом обеспечения конкуренции.
Осуществление закупки услуг по перевозке обучающихся до образовательной организации и обратно путём осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на период времени, позволяющий заключить контракт стоимостью до 600 000 рублей, является уклонением от применения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что нарушает предусмотренный ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции.
Таким образом, вывод заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю об отсутствии в действиях директора МКОУ «Пыскорская школа-интернат для детей с ОВЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, не основан на требованиях Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что постановление заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю Андриановой О.Н. от ...... № по делу об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Пыскорская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья(интеллектуальными нарушениями) » гурьева И.В. по ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ не отвечает требованиям о всестороннем, полном, объективном рассмотрении дела, разрешении его в соответствии с законом, и подлежит возвращению на новое рассмотрение в УФАС России по Пермскому краю.
В силу пункта 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю Андриановой О.Н. от ...... № по делу об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Пыскорская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)» гурьева И.В. по ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ – отменить, дело вернуть на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) О.И.Матлина
Копия верна, судья