Дело № 2-7215/17
Решение
именем Российской Федерации
«14» августа 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Першина А.В.,
при секретаре Журавлевой Я.В.,
с участием истца Безвесельной К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Безвесельной К. Ю. к государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району, государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по Селемджинскому району о возложении обязанности произвести выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
Безвесельная К.Ю. обратилась в суд с данным иском, в обоснование которого указала, что она является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья.
За период с августа 2013 года по март 2014 года ответчик государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Селемджинскому району указанные выплаты не произвел, в результате чего образовалась задолженность в сумме 106 802,44 рублей. Кроме того, за период с апреля 2014 года по август 2015 года ответчиком государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району также не произведены указанные выплаты, в результате чего образовалась задолженность в сумме 221 054,94 рублей.
На основании изложенного, истец просит суд возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Селемджинскому району обязанность осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от 10 июля 2012 года за период с августа 2013 года по март 2014 года в сумме 106 802 рубля 44 копейки; возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от 10 июля 2012 года за период с апреля 2014 года по август 2015 года в сумме 221 054 рубля 94 копейки.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснив, что в 2009 году работала и проживала в п. Экимчан. После оформления ипотечного кредита обратилась в государственное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по Селемджинскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, данные расходы были приняты к компенсации. Однако, выплаты производились только в первые несколько месяцев. После переезда истца на постоянное место жительства в г. Благовещенск, она обратилась в государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и данные расходы были приняты к компенсации.
Будучи уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в него не явились представители государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району, государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по Селемджинскому району, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители Правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, и не представившие суду сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин, и не представившие каких-либо возражений относительно заявленных истцом требований. При таких обстоятельствах и на основании правил ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В отзыве на исковое заявление от представителя государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району выражено несогласие с заявленными требованиями, указано, что выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на текущий год. Выплата компенсаций носит заявительный характер и производится гражданам в порядке очередности подачи заявления. В настоящее время финансирование средств на указанные социальные выплаты отсутствует, поэтому выплата истцу не произведена.
Из письменного отзыва представителя государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по Селемджинскому району следует, что ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на текущий год. Выплата компенсаций носит заявительный характер и производится гражданам в порядке очередности подачи заявления. В случае удовлетворения исковых требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.
Выслушав пояснения истца, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы».
Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Как следует из материалов дела, 10 июля 2012 года между ОАО «Сбербанк России» и Безвесельной К.Ю. был заключен кредитный договор №***, по условиям которого заемщику был предоставлен ипотечный кредит для приобретения квартиры.
Истец обратилась в государственное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по Селемджинскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).
Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по Селемджинскому району от 29 ноября 2012 года расходы по кредитному договору, заключенному с истцом, приняты к компенсации.
До 01 января 2014 г. предоставление истцу социальной выплаты осуществлялось в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 г.г.» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 г. № 617.
С 01 января 2014 г. социальная выплата предоставлялась в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 г. № 446. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, участником программы – Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Указанное Положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно п. 4 данного Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из п.п. 6, 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно п.п. 8.1, 9, 10 Положения предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Доводы истца о том, что она является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья в рамках подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» ответчики не оспаривают.
Также ответчик государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по Селемджинскому району не оспаривает доводы истца о наличии долга по выплате компенсации в сумме 106 802 рубля 44 копейки за период с августа 2013 года по март 2014 года. Данные доводы подтверждаются справкой ГКУ АО – Управление социальной защиты населения по Селемджинскому району № 870 от 15.06.2017 года.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что истец вправе требовать выплаты за счет средств областного бюджета компенсации по уплате процентов по кредитному договору в сумме 106 802, 44 рублей за период с августа 2013 года по март 2014 года.
Рассматривая требование истца о возложении обязанности на ответчика государственное казенное учреждение Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району произвести компенсационную выплату по кредитному договору за период с апреля 2014 года по август 2015 года, суд приходит к следующему.
Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району от 16 июля 2014 года №4988 расходы по кредитному договору, заключенному с истцом, приняты к компенсации.
Согласно справке ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» № 4951-06 от 17.05.2017 года сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору №*** от 10 июля 2012 года за период с апреля 2014 года по август 2015 года составляет 221 054 рубля 94 копейки.
Кроме того, ответчик ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» не оспаривает доводы истца о наличии долга по выплате компенсации в сумме 221 054,94 рублей за указанный период.
Таким образом, суд считает, что истец вправе требовать выплаты за счет средств областного бюджета компенсации по уплате процентов по кредитному договору в сумме 221 054 рубля 94 копейки за период с апреля 2014 года по август 2015 года.
Недостаточное финансирование расходов для выплаты указанной компенсации, наличие иных граждан, имеющих право на предоставление данной выплаты, не являются основаниями для отказа в предоставлении истцу указанной меры социальной поддержки, так как каждый гражданин-участник программы имеет равные права на получение компенсации при прочих равных условиях, без какого-либо предпочтения.
При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной поддержки, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.
В связи с этим ссылки ответчиков на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного, заявленный иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Безвесельной К. Ю. удовлетворить.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Селемджинскому району обязанность осуществить Безвесельной К. Ю. выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от 10 июля 2012 года за период с августа 2013 года по март 2014 года в сумме 106 802 рубля 44 копейки за счет средств областного бюджета.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить Безвесельной К. Ю. выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от 10 июля 2012 года за период с апреля 2014 года по август 2015 года в сумме 221 054 рубля 94 копейки за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Першин А.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 15 августа 2017 года.