Дело № 2-125/2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2021 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Файзуллиной И.Г.,
при секретаре судебного заседания Чугунковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фроловой Е. М. к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации № 2 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Фролова Е.М. обратилась с иском к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации № 2 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж, назначении пенсии, ссылаясь на то, что (дата) истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением (№) от (дата) истцу было отказано в досрочном назначении пенсии. Пересчитав свой стаж, истец повторно (дата) обратилась к руководителю УПФР в Верхнебуреинскому району с просьбой включить в ее стаж периоды работы: с (дата) по (дата) – машинист обходчик по золоудалению котельной (№) по 3 разряду – 5 месяцев 19 дней; с (дата) по (дата) – машинист обходчик по золоудалению котельной (№) по 3 разряду – 5 месяцев 10 дней (МУП «ЖКХ»); с (дата) по (дата) – машинист обходчик по золоудалению котельной (№) по 3 разряду – 2 месяца 6 дней (МУП «Тепловодоканал»), а также с учетом отопительного сезона 2019-2020 гг. Письмом Клиентской службы в Верхнебуреинском районе от (дата) истцу отказано во включении в стаж указанных периодов работы со ссылкой на ранее выданное решение (№) от (дата). Указанным решение не включены в стаж на соответствующих работах следующие периоды: (иные данные). Итого 3 года 05 месяцев 07 дней. Отказ в назначении пенсии истец полагает незаконным и просит суд признать его незаконным, включить указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить и выплачивать пенсии с (дата).
В ходе рассмотрения дела истец Фролова Е.М. неоднократно уточнила исковые требования и в итоге просила суд признать незаконными решение (№) от (дата) и отказ в повторной оценке пенсионных прав от (дата), включить в специальный стаж периоды работы: (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата), а также обязать ответчика назначить пенсию с даты достижения требуемого стажа.
В судебном заседании истец Фролова Е.М., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимала. Ранее в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 2, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимала. Ранее в судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился и представил возражения, согласно которым указал, что (дата) за назначением досрочной страховой пенсии по стрости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обратилась Фролова Е.М. По результату ее заявления вынесено решение Центра от 28.01.2020 (№) об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа по Списку № 2. В соответствии с указанным решением в специальный стаж не включены периода работы: (дата)-(дата) – 2 месяца 6 дней; (дата)-(дата) – 2 месяца 7 дней; (дата) – (дата) – 7 месяцев 11 дней; (дата) – (дата) – 7 дней; (дата) – (дата) – 7 месяцев 11 дней, поскольку отсутствует уплата страховых взносов по дополнительным тарифам; отпуска без сохранения заработной платы: (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата). Представитель ответчика указал, что несостоятельны требования истца о включении периодов работы в специальный стаж с (дата)-(дата), с (дата) – (дата) в качестве (иные данные), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в (иные данные), поскольку данные периоды в соответствии с решением об отказе не рассматривались как работа в особых условиях труда. Работодателями своевременно представлены индивидуальные сведения за данные периоды работы после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования без указания особых условий труда, за работу в нормальных условиях, не дающих права на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2. Кроме того, предприятие МУП «Теплоканал» и местные котельные предприятия жилищно-коммунального хозяйства – МУП «Жилищно-коммунального хозяйства» нельзя отнести ни к электростанциям, ни к энергопоездам. Не относятся они и к паросиловому хозяйству. Таким образом, на работников указанных предприятий не распространяется раздел XIII Списка № 2. Профессия машинист-обходчик по золоудалению разделом XXXIII Общие профессии Списка № 2 не предусмотрена. В соответствии со ст. 33.2 Федерального закона от (дата) № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в спорные периоды, начиная с (дата), работодатели не производили начисление и уплату страховых взносов по дополнительному тарифу на индивидуальный лицевой счет Фроловой Е.М. в ПФР как лицу, работающему в тяжелых и вредных условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие работу истца в профессии, в производстве и условиях, установленных Списком № 2 в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. Стаж работы Фроловой Е.М. в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от (дата) №400-ФЗ составляет 6 лет 5 месяцев 22 дня при требуемом стаже 20 лет. Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 21 год 6 месяцев 20 дней при требуемом стаже 20 лет. Требования истца о включении в специальный стаж периоды работы после (дата) и по (дата), поскольку оценка этого периода стажа не проводилась, решение по нему не принималось. Просила в иске отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что (дата) Фролова Е.М. принята в (иные данные).
(дата) переведена (иные данные)
(дата) уволена переводом в МУП «Тепловодоканал».
(дата) принята переводом в МУП «Тепловодоканал» (иные данные)
(дата) переведена (иные данные)
(дата) уволена переводом в МУП «Тепловодоснабжение».
(дата) принята переводом (иные данные)
(дата) уволена по собственному желанию.
(дата) принята (иные данные).
(дата) уволена по собственному желанию.
(дата) принята (иные данные)
(дата) уволена в связи с истечением срока трудового договора.
(дата) принята (иные данные)
(дата) уволена по собственному желанию.
(дата) принята (иные данные)
(дата) уволена в связи с истечением срока трудового договора.
(дата) принята (иные данные)
(дата) уволена в связи с ликвидацией предприятия.
(дата) принята (иные данные)
(дата) уволена в связи с сокращением штатов.
(дата) принята (иные данные)
(дата) истец Фролова Е.М. обратилась в Государсвтенное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 за назначением досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1. ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика за (№) от (дата) истцу Фроловой Е.М. в досрочной назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы по Списку № 2.
В соответствии с указанным решением в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1. ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включены периоды работы в связи с отсутствием уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, в соответствии со ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и в соответствии со сведениями своевременно представленными работодателями: (дата)-(дата); (дата)-15.50.2013; (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата).
Специальный стаж работы Фроловой Е.М. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» отсутствует при требуемом стаже 6 лет 5 месяцев 2 дня при требуемом стаже 10 лет.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии устанавливаются законом (ст. 39). Государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаку, в частности, социальной принадлежности (ст. 19).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 8 указанного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п. п. 2, 3 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положениями п. 2 ст. 33 указанного Закона установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В целях реализации ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Досрочное пенсионное обеспечение работникам, занятым на работах по перечню профессий и должностей, предусмотренных в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 - Раздел XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» (применяется с разъяснением Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5, утвержденным Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 29 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516).
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», утвержденным постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 года пользуются позиции 2140000а-13927 пользуются машинисты-обходчики по золоудалению.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, раздел XXXIII «Общие профессии», утвержденным постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 года пользуются позиции 23200000-13786-13786 пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, которым утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.4). Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п.5).
В соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии со ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" для страхователей, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2015 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 01.012013 применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 01.01.2015 - страховой пенсии).
Таким образом, в данном случае право на пенсию в связи с особыми условиями труда определяется подтверждением периодов работы работников в должностях и предприятиях, предусмотренных Списком № 2, постоянно занятых выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, за которых уплачивались страховые взносы, что дает право на досрочную пенсию, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Исходя из анализа приведенных норм права и актов и их толкования занятость на работах в электростанциях, электропоездах или паросиловом хозяйстве в определенных должностях относится к особенности условий осуществления трудовой функции, в отношении которой установлено ограничение допустимости средств доказывания.
В материалы дела представлены индивидуальные сведения о работе Фроловой Е.М. за спорные периоды: (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата); (дата)-(дата) без указания льготного характера выполняемой работы, за работу в обычных условиях, не дающих права на льготное пенсионное обеспечение.
В соответствии со ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в спорные периоды, начиная с (дата), а именно: (дата)-(дата), (дата)-(дата), работодатели не производили начисление и уплату страховых взносов по дополнительному тарифу на индивидуальный лицевой счет Фроловой Е.М. в ПФР как лицу, работающему в тяжелых и вредных условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Истцом достоверность таких сведений, представленных работодателем, в установленном порядке не оспорена, к работодателю никаких требований, в том числе о корректировке сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета, не предъявлено.
Оспариваемый истцом период с (дата) по (дата) частично с (дата) по (дата) включен в специальный стаж работы истца. Решение по периоду работу после (дата) не принималось, поскольку оценка стажа работы истца проводилась на дату обращения – (дата).
Кроме того, следует отметить, что в спорные периоды истец выполняла работу в должности машиниста-обходчика по золоудалению котельной в Муниципальных унитарных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства (МУП «Тепловодоканал», МУП «Тепловодоснабжение»), однако данная профессия при работе в указанных предприятиях не дает право на назначение досрочной страховой пенсии по Списку 2.
Таким образом, представленные материалы дела не подтверждают работу истца в условиях, определенных Списком № 2 за спорные периоды работы, не включенные в специальный стаж, что дает право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1. ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При указанных обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что условия труда Фроловой Е.М. в спорные периоды не соответствуют требованиям, предусмотренным Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Фроловой Е.М. отсутствует право на досрочную страховую пенсию, в связи с отсутствием специального стажа, при этом решение Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 (№) от (дата) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 10 лет, является обоснованным, в связи с чем, исковые требования Фроловой Е.М. удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения (дата) требуемый специальный стаж у Фроловой Е.М. отсутствовал и ею не подтвержден, а назначение досрочной страховой пенсии с даты достижения требуемого стажа не предусмотрено нормами действующего законодательства, при этом повторно Фролова Е.М. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии не обращалась, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию по старости в даты достижения требуемого стажа.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Фроловой Е. М. к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации № 2 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж, назначении пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
Судья Файзуллина И.Г.