Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-848/2019 ~ М-691/2019 от 27.06.2019

дело № 2-848/2019

УИД: 24RS0059-01-2019-000976-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2019 года                                       п. Шушенское

Шушенский районный суд Красноярского края в составе

Председательствующего судьи Кононова С.С.

при секретаре Рощупкиной А.А.

с участием помощника прокурора Шушенского района Алейниковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Шушенского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Сибирь-1» (далее ЗАО «Сибирь-1») о возложении обязанности выполнить мероприятия по охране водных биоресурсов и среды их обитания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шушенского района обратился в суд с иском к ответчику, обосновывая его тем, что при проведении проверки исполнения федеральными и региональными органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов установлено, что Шушенским межрайонным отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на основании распоряжения о проведении плановой, документарной и выездной проверки от 09.03.2016 № 08/15, с 11.04.2016 по 18.04.2016 проведена проверка ЗАО «Сибирь- 1». Согласно акту проверки обследованы хозяйственные объекты, находящиеся в водоохранных зонах, либо на территории, прилегающей к водоохранным зонам:    1. с. Синеборск Ферма №1 - Ферма КРС, автопарк, пекарня, столовая, мельница, крахмальный цех. Согласно балансовому расчету водоотведения, всего ливневых стоков в объеме 43626,25 м3/год стекают на рельеф, отвод не организован. Ферма частично обвалована.

2. д. Веселые Ключи Ферма №2 - Ферма КРС, автопарк, контора: Согласно. балансовому расчету водоотведения, всего ливневых стоков в объеме 1010,65 м3/год стекают на рельеф, отвод не организован. Территория содержания и выгула КРС не обвалована, площадь автопарка обвалована.

3. с. Дубенск Ферма №3 - Ферма КРС, автопарк, контора. Согласно балансовому расчету водоотведения, всего ливневых стоков в объеме 5312,5 м3/год стекают на рельеф, отвод не организован. Территория содержания и выгула КРС не обвалована.

4. с. Иджа Нефтебаза.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, природоохранных законодательных актов, по результатам которой, 20.04.2016 выдано предписание об устранении ЗАО «Сибирь-1» допущенных нарушений закона в срок до 01.12.2016.

Между тем, ЗАО «Сибирь-1» на протяжении длительного времени не принимает мер к соблюдению требований закона и устранению допущенных нарушений, т.к. предписания выданные Шушенским межрайонным отделом от 20.04.2016 № 18/15, от 23.12.2016 № 18/124, от 21.06.2017 № 18/52, от 14.12.2017 № 18/151 по результатам проверок в целом проигнорированы.

26.11.2018 Шушенским межрайонным отделом, на основании распоряжения Енисейское территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 19.11.2018 № 08/151, проведена внеплановая документарная проверка ЗАО «Сибирь-1», в ходе которой вновь выявлены указанные нарушения требований законодательства об охране водных биоресурсов и среды их обитания, выданное предписание не исполнено.

Так, 26.06.2018 Шушенским межрайонным отделом выдано ЗАО «Сибирь-1» предписание № 18/72, согласно Акту проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в части охраны водных биоресурсов и среды их обитания от 26.06.2018 № 18/72, к выполнению указано следующее:

- Восстановить обваловку территории Фермы №1; Установить изолированный септик, сделать обваловку на Ферме КРС №2, рекомендуется установить дренажный колодец для приема ливневых вод с водосборных площадей; Убрать отвалы навоза с водосборных площадей, сделать обваловку на Ферме КРС № 3.

- Организовать очистку ливневых сточных вод с территории нефтебазы.

Вместе с тем, указанные в предписании пункты мероприятий не выполнены:

- Обваловка на Ферме № 1 не восстановлена. На Ферме № 2 изолированный септик не установлен, ливневые, талые и канализационные воды с водосборных площадей фермы, а так же помещения для дойки выходят в канаву и по склону, промыв естественное русло попадают в водоохранную зону руч. Веселый Ключ и попадают в водный объект. Обваловка территории фермы так же отсутствует. На Ферме №3 обваловка территории фермы не выполнена, отвалы навоза по прежнему складируются в водоохранной зоне, дренажный колодец для приема ливневых вод с водосборных площадей не установлен.

- Очистка ливневых вод с территории нефтебазы не организована, обваловка вокруг территории нефтебазы не выполнена.

Таким образом, указанное предписание не выполнено, 27.11.2018 Шушенским межрайонным отделом по результатам внеплановой выездной проверки ЗАО «Сибирь-1» выдано вновь предписание № 18/151, в котором в целях устранения нарушений указаны к выполнению аналогичные мероприятия со сроком исполнения 20.06.2019.

В соответствии с ч.1 ст.68 Водного кодекса РФ, лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред (ч.2 ст.68 Водного кодекса РФ).

Таким образом, в результате неправомерного бездействия ЗАО «Сибирь-1» на протяжении длительного периода времени на обозначенных территориях допускает нарушение природоохранного законодательства, исчерпывающие меры по недопущению (предупреждению) возникновения и устранения негативного воздействия на окружающую среду, не принимались.

В ч.2 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей ЗАО «Сибирь-1», неисполнение предписаний контролирующего органа приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц граждан РФ, а также интересов Российской Федерации.

Прокурор Шушенского района просил суд обязать ЗАО «Сибирь-1» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по охране водных биоресурсов и среды их обитания: восстановить обваловку территории Фермы № 1; на Ферме КРС № 2 установить изолированный септик, провести обваловку, установить дренажный колодец для приема ливневых вод с водосборных площадей; на Ферме КРС № 3 убрать отвалы навоза с водосборных площадей, сделать обваловку; организовать очистку ливневых сточных вод с территории нефтебазы.

Помощник прокурора Шушенского района Алейникова Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ЗАО «Сибирь-1» Чернявский А.Ф., действующий по доверенности, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия и просил суд увеличить срок выполнения мероприятий по охране водных биоресурсов до 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В письменном отзыве Чернявский А.Ф. указал, что с исковыми требованиями прокурора не согласны, срок выполнения данных мероприятий не обоснован. ЗАО «Сибирь-1» в рамках инвестиционного проекта, заключенного с правительством Красноярского края, продолжает строительство нового животноводческого комплекса на 2010 голов. Для завершения строительно-монтажных, пусконаладочных и отделочных работ, требуется большое количество тяжелой техники и человеческих ресурсов. Также проводятся мероприятия по вводу комплекса в эксплуатацию. В настоящее время общество ведет заготовку кормов, в самое ближайшее время начнется уборка зерновых культур и картофеля. Поэтому выполнить мероприятия в трехмесячный срок не предоставляется возможным.

Представитель третьего лица Шушенского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, дав правовую оценку установленным по делу юридически значимым обстоятельства в их взаимосвязи с нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно части 1 статьи 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 и частью 2 статьи 65 Водного кодекса РФ закреплено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

При этом, в границах водоохранных зон запрещается, в частности, размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов (п.2 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ).

Частью 16 указанной статьи 65 установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.48 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения.

При территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (ч.1 ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве…»).

Кроме того, п. «г» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, одними из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.

Согласно статье 28 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.

При сбросе производственных и иных сточных вод с промышленных площадок должны предусматриваться меры, исключающие загрязнение водной среды. Запрещается сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных (пункт 21 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что по результатам проведенной проверки Шушенским межрайонным отделам государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Енисейского территориального управления Росрыболовства, на основании распоряжения № 08/15 от 09 марта 2016 года, в ЗАО «Сибирь-1» были выявлены нарушения обязательных требований природоохранных законодательных актов:

Ферма №1- Ферма КРС расположена на водосборной площади р. Большая Коя, с территории фермы отходы животноводства, сточные воды попадают в систему канализации в септик, которые регулярно откачиваются. Но на момент проверки, в период интенсивного таяния снега, талые воды со сточными водами выходят через нарушенную обваловку фермы и попадают в водоохранную зону р. Большая Коя (Ширина водоохраной зоны данного водного объекта 50 м. п.4 ст.65 Водного Кодекса РФ), а далее в водный объект, загрязняя его.

Ферма № 2 - Ферма КРС д. Веселые Ключи расположена на водосборной площади и прилегает к водоохранной зоне руч. Веселый Ключ (Ширина водоохраной зоны данного водного объекта 50 м. п.4 ст.65 Водного Кодекса РФ). Система септиков для: приема хозяйственно-бытовых вод отсутствует. Ливневые, талые и канализационные воды с площадей фермы, а так же помещения для дойки выходят в канаву и по склону попадают в водоохранную зону руч. Веселый Ключ, затем попадают в водный объект.

Ферма    № 3 - Ферма КРС с. Дубенск. Расположен на водосборной площади и в водоохранной зоне р. Ашпа (Ширина водоохраной зоны данного водного объекта 50 м. п.4 ст.65 Водного Кодекса РФ). Канализационные воды попадают в септик, который регулярно откачиваются. Обваловки вокруг фермы не обнаружено. Отходы животноводства - навоз гуртуется в кучи и вывозится в водоохранную зону р. Ашпа. Системы ливневой канализации нет, ливневые и талые воды с водозборных площадей стекают в водный объект р. Ашпа.

Нефтебаза с. Иджа расположена на водоосборной площади и прилегает к водоохранной зоне р. Большая Шушь (Ширина водоохраной зоны данного водного объекта 200 м. п.4 ст.65 Водного Кодекса РФ) Система ливневой канализации отсутствует, площадка не обвалована, ливневые и сточные своды без очистки стекают по рельефу и попадают в водоохранную зону р. Большая Шушь через трубу зарытую под автомобильной дорогой, и далее в водный объект.

Не разработаны и не выполняются мероприятия по сохранению среды обитания водных биологических ресурсов, фермы не оборудованы сооружениями, предотвращающими загрязнение водных объектов.

По данному факту было вынесено предписание о выполнении ЗАО «Сибирь-1» мероприятий и устранении нарушений со сроком выполнения до 01.12.2016:

Разработать планы мероприятий по сохранению среды обитания водных биологических ресурсов, фермы оборудовать сооружениями, предотвращающими загрязнение водных объектов.

Восстановить обваловку территории Фермы № 1. Установить изолированный септик, сделать обваловку на Ферме КРС № 2, рекомендуется установить дренажный колодец для приема ливневых вод с водосборных площадей. Убрать отвалы навоза с водосборных площадей, сделать обваловку на Ферме КРС № 3.

Организовать очистку ливневых сточных вод с территории нефтебазы.

Проведение Шушенским межрайонным отделам государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов проверок соблюдения ЗАО «Сибирь-1» требований природоохранного законодательства РФ в части охраны водных биоресурсов и среды их обитания, и невыполнение выявленных нарушений, подтверждаются распоряжениями Енисейского территориального управления от 05.06.2017 № 08/52, от 30.11.2017 № 08/151, от 13.06.2018 № 08/72, от 19.11.2018 № 08/151, актами проверок и выданными предписаниями об устранении выявленных нарушений № 18/52 от 21.06.2017, № 18/151 от 14.12.2017, № 18/72 от 26.06.2017, № 18/151 от 27.11.2018.

Кроме того, невыполнение ответчиком выданных предписаний подтверждаются их письменными пояснениями, приобщенными к каждому из материала проверок. Доказательств выполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), ответчиком суду не представлено.

Отсутствие необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений, нехватка рабочих рук и техники судом признаются несостоятельными, поскольку соблюдение природоохранного законодательства не могут быть поставлены в зависимость от данного обстоятельства.

Сопоставив предпринятые надзорным органом действия по проверке деятельности ЗАО «Сибирь-1», итоговые результаты проверок, отсутствие возражений ответчика в части объема мероприятий, необходимых для устранения нарушений, учитывая, что неисполнение предписаний приводит к ухудшению экологической обстановки и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, суд полагает необходимым обязать ЗАО «Сибирь-1» выполнить указанные мероприятия по охране водных биоресурсов и среды их обитания.

Принимая во внимание объем мероприятий, необходимых для устранения нарушений, учитывая мнение сторон, принципы разумности и справедливости, суд приходит к выводу о целесообразности установления срока для устранению выявленных нарушений – 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                            РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шушенского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Закрытое акционерное общество «Сибирь-1» выполнить мероприятия по охране водных биоресурсов и среды их обитания, в срок до 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу:

- восстановить обваловку территории Фермы № 1;

- на Ферме КРС № 2 установить изолированный септик, провести обваловку, установить дренажный колодец для приема ливневых вод с водосборных площадей;

- на Ферме КРС № 3 убрать отвалы навоза с водосборных площадей, сделать обваловку;

- организовать очистку ливневых сточных вод с территории нефтебазы.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда со дня изготовления мотивированного решения суда через Шушенский районный суд Красноярского края.

Председательствующий                               С.С. Кононов

Решение суда в окончательной форме изготовлено 05 августа 2019 года.

Решение не вступило в законную силу.

2-848/2019 ~ М-691/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Шушенского района
Ответчики
ЗАО "Сибирь-1"
Другие
Шушенский межрайонный отдел ЕТУ федерального агенста по рыболовству
Суд
Шушенский районный суд Красноярского края
Судья
Кононов Сергей Сергеевич
Дело на странице суда
shush--krk.sudrf.ru
27.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2019Передача материалов судье
01.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2019Подготовка дела (собеседование)
23.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2019Судебное заседание
05.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2021Дело оформлено
01.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее