Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3758/2021 ~ М-2881/2021 от 18.06.2021

Дело № 2-3758/2021

УИД: 50RS0036-01-2021-004254-70

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2021 года

г.Пушкино Московская область

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи              Чуткиной Ю.Р.,

с участием адвоката                                Кадышевой О.В.,

при секретаре                                          Крестининой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова Николая Михайловича к Министерству социального развития Московской области в лице Пушкинского окружного управления социальной защиты населения о признании решения незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения Пушкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от <дата> об отказе в предоставлении удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи.

В обоснование иска указано, что Егоров Н.М. обратился в Пушкинское окружное управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи. Решением начальника управления Пушкинского окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> Железовой О.Е. от <дата> в выдаче удостоверения отказано по основанию «отсутствие у одного или нескольких членов семьи места жительства на территории <адрес>», с чем истец не согласен. Истец находится в браке с Егоровой Л.Р. с <дата>; от данного брака они имеют четверо детей: Егоров А. Н., <дата> г.р., Егоров П. Н., <дата> г.р., Егоров С. Н., <дата> г.р., Егоров Г. Н., <дата> г.<адрес> семья с <дата> совместно проживает по адресу: <адрес>, микрорайон Заветы Ильича, <адрес>, в доме, который находится в общей долевой собственности членов семьи истца. Истец и четверо их детей имеют постоянную регистрацию по вышеуказанному адресу, что подтверждается сведениями домовой книги. В паспорте супруги истца, Егоровой Л. Р., указана регистрация - <адрес>, дата: <дата>. Однако она зарегистрирована <дата> на срок по <дата> и фактически проживает с истцом и детьми по адресу: <адрес>, микрорайон Заветы Ильича, <адрес>, в доме, который принадлежит ей на праве общей долевой собственности. Удостоверение многодетной семьи по месту регистрации супруги в Москве никогда не выдавалось, социальные выплаты, как многодетной семье в Москве и в других регионах, кроме <адрес>, не назначались и не выплачивались. Только в городе Пушкино, где постоянно живет вся семья истца, <дата> им было выдано удостоверение многодетной семьи. Истец считает, что отказ начальника управления Пушкинского окружного УСЗН Министерства социального развития <адрес> Железовой О.Е. в выдаче удостоверения многодетной семьи от <дата> по мотиву отсутствия у супруги регистрации по месту жительства в <адрес> является незаконным, нарушающим права его семьи. На основании изложенного истец обратился в суд с данным иском.

В судебном заседании истец Егоров В.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца на основании ордера адвокат Кадышева О.В. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить, пояснила, что отказ ответчика основан только на том, что третье лицо Егорова Л.Р. не представила документы, подтверждающие ее место жительства в <адрес>, с чем они не согласны.

Представитель ответчика по доверенности Петрук П.В. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела; ранее представил письменные возражения на иск, по доводам которых просил в иске отказать (л.д.58-62).

Третье лицо Егорова Л.Р. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена.

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена Поседько Е.В., которая показала, что знает семью истца с момента выдачи земельных участков, с 2013 года, истец с семьей проживают в доме по адресу: <адрес>, микрорайон Заветы Ильича, <адрес>, видится с ними каждый день, их дети ходят в одну школу в мкр. Новое Пушкино, школа .

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена Кишенкова Т.В., которая показала, что знает семью истца около двух лет, их дети ходят в одну школу, они соседи, дети дружат и ходят друг к другу в гости, в школу детей водит истец, третье лицо ходит на родительские собрания, проживают по адресу: <адрес>, микрорайон Заветы Ильича, <адрес> постоянно.

Судом определено рассмотреть дело в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснения явившихся истца, представителя истца, свидетелей, изучив материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в том числе в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.

Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Федеральный закон от <дата> N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

<адрес> от <дата> -ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" определены цели настоящего Закона, указано, что меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти <адрес> с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей (статья 2).

Исходя из положений статьи 1 данного Закона, действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>.

Согласно статье <адрес> от <дата> -ОЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

В соответствии с частью 4 статьи <адрес> от <дата> -ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

Постановлением <адрес> от <дата> утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес> (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от <дата> ).

Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в <адрес>, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в <адрес> (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от <дата> ).

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от <дата> -I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от <дата> N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от <дата> N 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от <дата> -I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от <дата> -I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории <адрес>, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в <адрес>. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от <дата> -I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Материалами дела установлено:

С <дата> истец Егоров Н.М. состоит в зарегистрированном браке с Егоровой Л.Р., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака (л.д. 13).

От данного брака у Егорова Н.М. и Егоровой Л.Р. четверо детей: Егоров А.Н., <дата> г.р.; Егоров П.Н., <дата> г.р.; Егоров С.Н., <дата> г.р.; Егоров Г.Н., <дата> г.р. (л.д. 14-17).

Истец обратился в Пушкинское окружное управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением о выдаче (продлении) удостоверения многодетной семьи.

Решением Пушкинского окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от <дата> истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи», поскольку у одного или нескольких членов семьи места жительства на территории <адрес> отсутствует. (л.д.9)

Как следует из письменных возражений ответчика отказ связан с отсутствием постоянной регистрации в <адрес> супруги истца – Егоровой Л.Р., которая имеет регистрацию в <адрес>, что также подтверждается представленной в материалы дела копией паспорта (л.д.11-12); иных оснований для отказа вышеуказанное Решение не содержит.

Из представленного в материалы дела свидетельства о регистрации по месту пребывания следует, что с <дата> по <дата> Егорова Л.Р. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, микрорайон Заветы Ильича, <адрес> (л.д. 50).

Согласно представленным сведениям, истец с детьми постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, микрорайон Заветы Ильича, <адрес> (л.д.18-43)

Согласно выписке из ЕГРН жилой дом по указанному адресу принадлежит на праве общей долевой собственности истцу и членам его семьи, в том числе Егоровой Л.В., право собственности которой на 1/5 доли данного жилого дома зарегистрировано в 2018 году (л.д.44-48).

В материалы дела представлена справка, согласно которой Егорова Л.Р. по месту регистрации не получает социальных выплат в органах социальной защиты населения <адрес>. (л.д.79)

На основании анализа приведенных указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Кроме того, в ст. 3 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от <дата> -О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что Егорова Л.Р. по месту регистрации никаких мер социальной поддержки не получает, что подтверждается справкой, имеющейся в материалах дела, как усматривается из показаний свидетелей постоянно проживала и проживает с истцом и детьми по месту регистрации и жительства истца в <адрес>, суд считает, что доказательствами, имеющимися в деле, подтверждается факт проживания Егоровой Л.Р. в <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для выдачи удостоверения многодетной семьи в <адрес>, в связи с чем, на Министерство социального развития <адрес> должна быть возложена обязанность выдать истцу удостоверение многодетной семьи.

Между тем, поскольку у ответчика не имелось оснований для вывода о постоянном проживании супруга истца на территории <адрес> по представленным истцом документам, требование истца о признании решения Пушкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от <дата> об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи незаконным суд находит не подлежащим удовлетворению.

При таких обстоятельствах иск Егорова Н.М. подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Егорова Н. М. к Министерству социального развития <адрес> в лице Пушкинского окружного управления социальной защиты населения о признании решения незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития <адрес> в лице Пушкинского окружного управления социальной защиты населения выдать Егорову Н. М. удостоверение многодетной семьи.

В удовлетворении заявленного искового требования о признании решения Пушкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме –<дата>.

Судья:

2-3758/2021 ~ М-2881/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Егоров Николай Михайлович
Ответчики
Министерство социальной защиты МО, Пушкинское окружное УСЗН
Другие
Егорова Лилия Равильевна
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Чуткина Юлия Рафековна
Дело на сайте суда
pushkino--mo.sudrf.ru
18.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2021Передача материалов судье
22.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2021Подготовка дела (собеседование)
15.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
09.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.01.2022Дело оформлено
05.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее