Дело №2-4175/2021
УИД 36RS0006-01-2021-006671-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Воронеж 07 декабря 2021 г.
Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Н.А.,
при секретаре Поповой А.С.,
с участием представителя истца по ордеру Двадненко А.С.,
представителя ответчика Самохина А.Н.,
представителей ответчика ФКУ «ИК №2» УФСИН по Воронежской области» и третьего лица УФСИН России по Воронежской области Бабаян С.Ю. и Лучинкина С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Демина Вячеслава Анатольевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области о признании расторжения контракта о службе и увольнении со службы незаконным, изменении формулировки оснований расторжения контракта, понуждении направления информации об изменении формулировки расторжения контракта,
УСТАНОВИЛ:
Демин Вячеслав Анатольевич обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области о признании расторжения контракта о службе и увольнении со службы незаконным, изменении формулировки оснований расторжения контракта, понуждении ответчика направить информацию об изменении формулировки расторжения контракта в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, указав, с учетом уточненного искового заявления, что 09.11.2020 между Деминым В.А. и ФКУ «ИК №2» УФСИН России по Воронежской области заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе №.
На основании приказа врио начальника ФКУ «ИК №2» УФСИН России по Воронежской области №-лс от 10.09.2021 контракт о службе в уголовно-исполнительной системе с Деминым В.А. расторгнут и он уволен со службы с 15.09.2021 по п. 14 ч. 2 ст. 84 ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» №197-ФЗ от 19.07.2019 – в связи с нарушением условий контракта.
18.08.2021 между Деминым В.А. и ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет» заключен договор на оказание платных образовательных услуг №. В связи с заключением указанного договора и невозможностью исполнения должностных обязанностей, 18.08.2021 Демин В.А. обратился с рапортом об увольнении из УИС с 03.09.2021, к которому приложил договор об оказании образовательных услуг. Данный рапорт поступил в учреждение 24.08.2021.
Однако в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 84, ч. 5 ст. 87 ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» №197-ФЗ от 19.07.2019 Демин В.А. 03.09.2021 не был уволен со службы.
Кроме того, в документах, связанных с увольнением Демина В.А.: в представлении к увольнению, заключение служебной проверки, приказе об увольнении от 10.09.2021 не указаны конкретные пункты служебного контракта, которые были нарушены Деминым В.А. При этом п. 4 Контракта № от 09.11.2020 содержит 11 подпунктов. В заключении служебной проверки сделан вывод о нарушении Деминым В.А. п. 5.1, 5.2, 6 Контракта.
В представлении к увольнению не указаны причины и обстоятельства, подтверждающие мотивы увольнения, отсутствует вывод о необходимости и обоснованности увольнения Демина В.А. Демин В.А. не знакомился с представлением к увольнению. Акт от 16.09.2021 об отказе Демина В.А. от ознакомления с представлением к увольнению содержит указание на то, что Демин В.А отказался от ознакомления с представлением к увольнению в 15 час. 16.09.2021. При этом, Демин В.А. покинул территорию учреждения не позднее 14 час. 30 мин. Документы, связанные с увольнением истца, были представлены для ознакомления Демину В.А. лишь 16.09.2021, т.е. после фактического увольнения.
В судебное заседание истец Демин В.А. не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд, с учетом положений части 1 статьи 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с участием его представителя по ордеру Двадненко А.В., который в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, показав, что приказ об увольнении и заключение служебной проверки от 09.09.2021 истец оспаривать не намерен, он не отрицает факта совершения действий, указанных в заключении служебной проверки.
Представитель ответчика Самохин А.Н. считал заявленные требования необоснованными, показав, что на время служебной проверки Демин В.А. был отстранен от исполнения служебных обязанностей и отсутствовал к ИК №2. Вызывался, в том числе и по телефону, для ознакомления с результатами служебной проверки, представлением к увольнению, но явился в учреждение лишь 16.09.2021, в связи с чем отсутствовала иная возможность ознакомления его с документами об увольнении. 16.09.2021 с Деминым В.А. проводилась беседа, истцу для ознакомления предоставлялось представление к увольнению, однако от подписи в представлении Демин В.А. отказался, в связи с чем был составлен акт.
Представители ответчика, а также третьего лица УФСИН России по Воронежской области Бабоян С.Ю., Лучинкин С.С. исковые требования не признали, представили письменные возражения на исковое заявление, показав, что приказ о зачислении в учебное учреждение в отношении Демина В.А. был издан после его увольнения. На момент поступления от Демина В.А. рапорта об увольнении по инициативе сотрудника в отношении Демина В.А. велась служебная проверка, в связи с чем он был уволен по завершению служебной проверки в установленные законом сроки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных юридически значимых обстоятельств на основе доказательств (сведений о фактах), которые могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно части 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Отношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, урегулированы Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ правоотношения на службе в уголовно-исполнительной системе между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
Как установлено при рассмотрении дела и подтверждается приказом начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, Демин В.А проходил службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области с 09.11.2020 в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности федерального казенного учреждения «ИК №2 УФСИН по Воронежской области».
Согласно п. 4 контракта №2020/110 от 09.11.2020 (л.д.10), заключенного с истцом о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе РФ, истец принял на себя обязательства быть верным присяге, выполнять распоряжения и приказы прямых руководителей; добросовестно исполнять служебные обязанности; соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в УИС РФ, установленные законодательством; соблюдать внутренний служебный распорядок и порядок несения службы, в возможно короткие сроки сообщать об обстоятельствах, препятствующих прохождению службы; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну; предоставлять рапорт об изменении персональных данных; предоставлять персональные данные и иные обязанности.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 декабря 2005 года №17-П, лица, несущие службу в уголовно-исполнительной системе выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный, в том числе на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам, добросовестному исполнению ими условий служебного контракта.
Как любое соглашение, контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе предполагает неукоснительное соблюдение его положений, возлагающих на сотрудника обязательства проходить службу на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, а также непосредственно положениями контракта, соблюдать Присягу и правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предусмотренные ими требования, а также предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности.
В интересах службы, действуя в рамках своей дискреции, законодатель вправе установить специальные основания прекращения служебных отношений с теми сотрудниками, которые допускают нарушения условий контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 декабря 2019 года № 3369-О, пункт 14 части 2 статьи 84 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусматривая возможность увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с нарушением им условий контракта, направлен на исключение из кадрового состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, что, в конечном счете, способствует выполнению возложенных на данные учреждения и органы конституционно значимых функций.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Приказом ФСИН России от 11.06.2015 №518 «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний» было утверждено Положение об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области.
Согласно пункту 1 Положения, - ФСИН является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдение ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
В соответствии с пунктом 4 Положения является юридическим лицом.
Согласно пункту 1.1. Устава - федеральное казённое учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области», утвержденного приказом ФСИН России от 25.02.2011 №98, федеральное казённое учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Начальник Учреждения в пределах своих полномочий принимает на службу (работу), заключает контракты (трудовые договоры), назначает на должность, перемещает, освобождает от должности и увольняет работников Учреждения (пункт 4.6 Устава).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон №197-ФЗ) правовую основу службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон от 30 декабря 2012г. №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, нормативные правовые акты федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Как следует из подписки, Демин В.А. был ознакомлен с требованиями уголовно-процессуальных законов РФ и правилами внутреннего трудового распорядка исправительного учреждения в части, касающейся взаимоотношений между подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, осведомлен об ответственности за установление с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными или их родственниками каких бы то ни было связей, а также ознакомлен с должностной инструкцией.
Приказом УФСИН России по Воронежской области № от 12.08.2021 назначено проведение служебной проверки по факту обнаружения и изъятия 10.08.2021 в ходе досмотра сумки с личными вещами Демина В.А., при его заступленнии на службу, трех мобильных телефонов сотовой связи, зарядного устройства для мобильного телефона и 0,5 л. спиртосодержащей жидкости.
Как следует из листа ознакомления, Демин В.А. 17.08.2021 был ознакомлен с приказом УФСИН России по Воронежской области № от 12.08.2021 «О создании комиссии и проведении служебной проверки».
18.08.2021 между Деминым В.А. и <данные изъяты>» заключен договор на оказание платных образовательных услуг № по заочной форме обучения (л.д.13-16).
18.08.2021 Демин В.А. обратился посредством почтового направления к врио начальника ФКУ ИК №2 России по Воронежской области с рапортом об увольнении из УИС с 03.09.2021, к которому приложил копию договора об оказании образовательных услуг (л.д.12). Данный рапорт поступил в учреждение 24.08.2021.
Приказом ФКУ ИК №2 УФСИН России по Воронежской области №-лс от 10.09.2021 контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ с Деминым В.А. расторгнут и Демин В.А. уволен со службы в УИС РФ с 15.09.2021 по пункту 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) на основании заключения о результатах служебной проверки от 09.09.2021 (л.д.11).
С данным приказом и заключением служебной проверки Демин В.А. ознакомлен 16 сентября 2021 года, о чем свидетельствует подпись истца на каждом листе заключения служебной проверки, а также расписка истца о получении трудовой книжки и выписки из приказа об увольнении. Данные обстоятельства представителем истца Двадненко А.С. при рассмотрении дела не оспаривались.
Основанием для принятия решения об увольнении истца послужило заключение о результатах служебной проверки от 09.09.2021, результаты которой истец при рассмотрении дела не оспаривал, а также не оспаривал законность приказа о его увольнении от 10.09.2021. Представитель истца Двадненко А.С. показал, что вину в совершении действий, указанных в заключении служебной проверки, истец признает.
В ходе проведения служебной проверки 17.08.2021 у Демина В.А. было отобрано объяснение.
26 августа 2021 года в отношении Демина В.А. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, - по факту проноса 10.08.2021 Деминым В.А. запрещенных предметов на территорию ФКУ ИК №2 УФСИН России по Воронежской области.
Служба в уголовно-исполнительной системе прекращается в случае увольнения сотрудника или гибели (смерти) сотрудника, признания сотрудника в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления его умершим (ст. 82 Федерального закона № 197-ФЗ).
В соответствии со статьей 83 Федерального закона № 197-ФЗ сотрудник увольняется со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с прекращением или расторжением контракта.
Контракт, может быть, расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе, по инициативе сотрудника (пункт 2 части 2 статьи 84 Федерального закона №197-ФЗ), а также в связи с нарушением условий контракта сотрудником (пункт 14 части 2 статьи 84 Федерального закона №197-ФЗ).
Согласно положениям ч. 1, 5 ст. 87 Федерального закона № 197-ФЗ от 19.07.2018 сотрудник имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в уголовно-исполнительной системе по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения. В случае, если рапорт о расторжении контракта и об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе подан сотрудником в связи с невозможностью дальнейшего исполнения служебных обязанностей (в случаях зачисления в образовательную организацию, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель обязан расторгнуть контракт и уволить сотрудника со службы в срок, указанный в рапорте, с учетом времени, необходимого для передачи дел и осуществления окончательного расчета с сотрудником.
Порядок проведения служебных проверок в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации регулируется Федеральным законом №197-ФЗ, а также приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 341 «О порядке проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».
Частью 4 статьи 54 Федерального закона №197-ФЗ установлено, что служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении, аналогичная норма содержится в пункте 17 указанного Порядка.
Служебной проверкой было установлено, что Демин В.А., действуя умышленно, вступил с осужденным ФИО1, отбывающим наказание в этом же учреждении в отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством для получения материальной выгоды за совершение действий в пользу осужденного, в результате чего им был нарушен пункт 4 контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от 09.11.2020, в соответствии с которым сотрудник обязуется: быть верным Присяге сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкцией, соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, установленные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, Деминым В.А. были нарушены пункт 1 части 1 статьи 12 и пункт 9 части 1 статьи 13 Федерального закона №197-ФЗ, пункт 13 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпункт «к» пункта 8 приказа ФСИН России от 11.01.2012 №5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».
26.08.2021 следственным отделом по Центральному району города Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области в отношении Демина В.А. было возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, преступления предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
В период проведения указанной служебной проверки от Демина В.А. 24.08.2021 в учреждение поступил рапорт, датированный 18.08.2021, в котором он простил уволить его из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по пункту 2 части 2 статьи 84 Федерального закона №197-ФЗ с 03.09.2021 мотивируя невозможностью дальнейшего исполнения служебных обязанностей, в связи с зачислением в образовательную организацию, в соответствии с пунктом 5 статьи 87 Федерального закона №197-ФЗ. К рапорту была приложена ксерокопия договора об оказании платных образовательных услуг № от 16.08.2021, заключенного между Деминым В.А. и <данные изъяты>».
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования, программ магистратуры, установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2020 г. №1076, в соответствии с пунктом 83 которого зачисление оформляется приказом (приказами) организации о зачислении.
Таким образом, юридическим фактом возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей, социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе предусмотренных Федеральным законом №197-ФЗ, является факт издания образовательной организацией соответствующего приказа о зачислении в высшее учебное заведение, в котором содержится дата зачисления для обучения.
При рассмотрении дела установлено и подтверждается приказом <данные изъяты>» от 24.08.2021 № «О зачислении абитуриентов в число студентов 1-го курса заочной формы обучения на места по договору об оказании платных по программ <данные изъяты>», что Демин В.А. зачислен на 1 курс в <данные изъяты>» с 01.10.2021 (Приложение № к приказу).
Таким образом, поскольку на момент обращения с рапортом об увольнении от 18.08.2021 истец не был зачислен в образовательную организацию, ответчик правомерно не принял решение об увольнении Демина В.А. по заявленному им в рапорте основанию. Договор на оказание платных образовательных услуг не является документом подтверждающим факт зачисления в образовательную организацию.
Более того, договор на оказание платных образовательных услуг истцом был заключен на обучение по заочной форме обучения. При этом доказательств обосновывающих невозможность прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, в связи с поступлением в ВУЗ по заочной форме обучения не представлено.
25.08.2021 учреждением Демину В.А. был предоставлен ответ, из которого следует, что указанное в нем право на расторжение контракта и увольнение может быть им реализовано только по истечение месячного срока, а кроме того, указано о проведении в отношении него служебной проверки.
Рапорт об увольнении из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации был подан Деминым В.А. 18.08.2021. Истец уволен из УИС 15.09.2021; служебная проверка проведена в течение установленного законом 30-дневного срока, в связи с чем, суд приходит к выводу, что увольнение истца было произведено в пределах срока, установленного законом.
При рассмотрении дела установлено, что Демин В.А. был уволен по пункту 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ (в связи с нарушением условий контракта), а именно пункта 4 контракта о службе в УИС от 09.11.2020, выразившееся в несоблюдении им следующих подпунктов содержащихся в нем, а именно:
- 4.1. Быть верным Присяге сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;
- 4.2. Выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников);
- 4.3.Добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкцией;
- 4.4. Соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, установленные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Несоблюдение Деминым В.А. указанных пунктов контракта полностью согласуется с выводами и ссылками, изложенным в заключении о результатах служебной проверки.
Также при рассмотрении дела установлено и подтверждается пояснениями представителя ответчика Бабоян С.Ю., а также вытекает из содержания заключения о результатах проверки, что ссылка в заключении о результатах служенной проверки (на стр. 8 заключения) на п. 5.1, 5.2 и 6 контракта является явной технической опиской, поскольку контракт о службе от 09.11.2021 не содержит п.5.1 и 5.2, а п. 6 контракта предусматривает обязанности руководителя.
При этом в заключение служебной проверки имеются неоднократные указания на допущенные истцом нарушения п. 4 контракта о службе от 09.11.2020, а также требований п. 1 ч. 1 ст. 12 и п.9 ч. 1 ст. 13 ФЗ №197-ФЗ, п. 13 ч. 1 ст. 18 ФЗ №79-ФЗ, пп. «к» п. 8 приказа ФСИН России от 11.01.2012 №, п. 46,99 должностной инструкции.
Как установлено при рассмотрении дела и не оспаривалось представителем истца, ФКУ ИК №2 в адрес Демина В.А. направлялось сообщение №37/ТО/32/2-4225 от 13.09.2021 о необходимости прибытия в учреждение для ознакомления с документами и получения документов, связанных с увольнением.
Однако по утверждениям представителя истца данное сообщение истцом было получено уже после получения им 16.09.2021 документов, связанных с увольнением. Демин В.А., получив денежные средства от работодателя в размере больше обычного, понял, что он уволен, и сам явился в учреждение.
При рассмотрении дела установлено и подтверждается представителями сторон, а также рапортами заместителя начальника БО ФКУ ИК-2 ФИО2, что приказом №-лс от 19.08.2021 Демин В.А. временно отстранен от исполнения служебных обязанностей с 18.08.2021 на период проведения служебной проверки. С момента отстранения от исполнения служебных обязанностей, т.е. с 18.08.2021 по 15.09.2021 истец Демин В.А. службу не нес, на территорию учреждения ИК №2 не пребывал. Прибыл в учреждение лишь 16.09.2021.
При указанных обстоятельствах, с учетом отсутствия истца на службе в последний рабочий день, а также с учетом установленных законом сроков проведения служебной проверки и увольнения, суд приходит к выводу, что ответчиком приняты меры для своевременно извещения Демина В.А. об увольнении, на следующий рабочий день после издания приказа об увольнении в адрес истца направлены сведения о явке в учреждение для получения соответствующих документов (10.09.2021 – пятница, 13.09.2021 – понедельник). Возможность более раннего ознакомления с представлением к увольнении и иными документами у работодателя отсутствовала ввиду отстранения Демина В.А. от исполнения служебных обязанностей и отсутствия Демина В.А. по месту службы.
Представитель истца при рассмотрении дела ссылался на то, что с представлением об увольнении истца не ознакомили. Акт об отказе от ознакомления истца с представлением об увольнении содержит указание на то, что истец отказался от подписания представления к увольнению в 15:00 час. 16.09.2021. Вместе с тем истец покинул территории учреждения ИК №2 не позднее 14:30 час., в подтверждение чего представил справки ПАО «СБ РФ», согласно которым по карте истца, открытой на его имя в ПАО СБ РФ, производились операции в 14:47 час. 16.09.2021.
Суд считает данные доводы представителя истца несостоятельными, поскольку доказательств данному обстоятельству истцом не представлено. В подтверждение факта отказа истца от подписания представления к увольнению сотрудниками ФКУ ИК №2 составлен соответствующий акт от 16.09.2021. Факт ознакомления истца с документами об увольнении 16.09.2021 на территории ИК №2 в промежуток времени до 14-30 час. представитель истца Двадненко А.С. подтвердил при рассмотрении дела. При этом справки по операциям ПАО «СБ РФ» не свидетельствуют о проведении операций конкретно истцом и не являются прямым доказательством отсутствия Демина В.А. в указанное в акте время – в 15:00 час. 16.09.2021 на территории ИК №2. Кроме того, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО3 и ФИО2, присутствующие при ознакомлении истца с документами об увольнении и подписавшие акт от 16.09.2021, а также Самохин А.Н., выступающий в качестве представителя ответчика при рассмотрении дела, показали, что Демин В.А. был ознакомлен со всеми документами, связанными с увольнением, в том числе и с представлением к увольнению в период с 14 час. до 15 час. 16.09.2021. Однако представление к увольнению подписывать не стал, в связи с чем после ознакомления Демина В.А. с документами и вручении ему документов, связанных с его увольнением, был составлен акт от 16.09.2021 об отказе истца от подписи в представлении.
Согласно ч. 5 ст. 92 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ на сотрудника, увольняемого со службы в уголовно-исполнительной системе, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в уголовно-исполнительной системе, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Все указанные в п. 5 ст. 92 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ сведения, которые должны содержаться в представление, имеются в представление к увольнению, составленного в отношении Демина В.А., а также из содержания заключения о результатах служебной проверки следуют конкретные нарушения, допущенные истцом, в связи с чем доводы представителя истца Двадненко А.С. об отсутствии в документах об увольнении конкретных пунктов контракта, которые были нарушены истцом, а также оснований и выводов увольнении, суд считает несостоятельными.
На основании изложенного, проанализировав все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что увольнение истца по основанию, указанному в пункте 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ произведено обоснованно, при наличии к тому оснований. Факт нарушения условий контракта Деминым В.А. установлен заключением о результатах служебной проверки, зачисление в образовательную организацию истца произведено после его увольнения, в связи с чем суд не находит правовых оснований для изменения формулировки увольнения и приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Демина Вячеслава Анатольевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области о признании расторжения контракта о службе и увольнении со службы незаконным, изменении формулировки оснований расторжения контракта, понуждении направления информации об изменении формулировки расторжения контракта оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.А. Гаврилова
Решение изготовлено в окончательной форме 13.12.2021.
Дело №2-4175/2021
УИД 36RS0006-01-2021-006671-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Воронеж 07 декабря 2021 г.
Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Н.А.,
при секретаре Поповой А.С.,
с участием представителя истца по ордеру Двадненко А.С.,
представителя ответчика Самохина А.Н.,
представителей ответчика ФКУ «ИК №2» УФСИН по Воронежской области» и третьего лица УФСИН России по Воронежской области Бабаян С.Ю. и Лучинкина С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Демина Вячеслава Анатольевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области о признании расторжения контракта о службе и увольнении со службы незаконным, изменении формулировки оснований расторжения контракта, понуждении направления информации об изменении формулировки расторжения контракта,
УСТАНОВИЛ:
Демин Вячеслав Анатольевич обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области о признании расторжения контракта о службе и увольнении со службы незаконным, изменении формулировки оснований расторжения контракта, понуждении ответчика направить информацию об изменении формулировки расторжения контракта в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, указав, с учетом уточненного искового заявления, что 09.11.2020 между Деминым В.А. и ФКУ «ИК №2» УФСИН России по Воронежской области заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе №.
На основании приказа врио начальника ФКУ «ИК №2» УФСИН России по Воронежской области №-лс от 10.09.2021 контракт о службе в уголовно-исполнительной системе с Деминым В.А. расторгнут и он уволен со службы с 15.09.2021 по п. 14 ч. 2 ст. 84 ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» №197-ФЗ от 19.07.2019 – в связи с нарушением условий контракта.
18.08.2021 между Деминым В.А. и ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет» заключен договор на оказание платных образовательных услуг №. В связи с заключением указанного договора и невозможностью исполнения должностных обязанностей, 18.08.2021 Демин В.А. обратился с рапортом об увольнении из УИС с 03.09.2021, к которому приложил договор об оказании образовательных услуг. Данный рапорт поступил в учреждение 24.08.2021.
Однако в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 84, ч. 5 ст. 87 ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» №197-ФЗ от 19.07.2019 Демин В.А. 03.09.2021 не был уволен со службы.
Кроме того, в документах, связанных с увольнением Демина В.А.: в представлении к увольнению, заключение служебной проверки, приказе об увольнении от 10.09.2021 не указаны конкретные пункты служебного контракта, которые были нарушены Деминым В.А. При этом п. 4 Контракта № от 09.11.2020 содержит 11 подпунктов. В заключении служебной проверки сделан вывод о нарушении Деминым В.А. п. 5.1, 5.2, 6 Контракта.
В представлении к увольнению не указаны причины и обстоятельства, подтверждающие мотивы увольнения, отсутствует вывод о необходимости и обоснованности увольнения Демина В.А. Демин В.А. не знакомился с представлением к увольнению. Акт от 16.09.2021 об отказе Демина В.А. от ознакомления с представлением к увольнению содержит указание на то, что Демин В.А отказался от ознакомления с представлением к увольнению в 15 час. 16.09.2021. При этом, Демин В.А. покинул территорию учреждения не позднее 14 час. 30 мин. Документы, связанные с увольнением истца, были представлены для ознакомления Демину В.А. лишь 16.09.2021, т.е. после фактического увольнения.
В судебное заседание истец Демин В.А. не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд, с учетом положений части 1 статьи 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с участием его представителя по ордеру Двадненко А.В., который в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, показав, что приказ об увольнении и заключение служебной проверки от 09.09.2021 истец оспаривать не намерен, он не отрицает факта совершения действий, указанных в заключении служебной проверки.
Представитель ответчика Самохин А.Н. считал заявленные требования необоснованными, показав, что на время служебной проверки Демин В.А. был отстранен от исполнения служебных обязанностей и отсутствовал к ИК №2. Вызывался, в том числе и по телефону, для ознакомления с результатами служебной проверки, представлением к увольнению, но явился в учреждение лишь 16.09.2021, в связи с чем отсутствовала иная возможность ознакомления его с документами об увольнении. 16.09.2021 с Деминым В.А. проводилась беседа, истцу для ознакомления предоставлялось представление к увольнению, однако от подписи в представлении Демин В.А. отказался, в связи с чем был составлен акт.
Представители ответчика, а также третьего лица УФСИН России по Воронежской области Бабоян С.Ю., Лучинкин С.С. исковые требования не признали, представили письменные возражения на исковое заявление, показав, что приказ о зачислении в учебное учреждение в отношении Демина В.А. был издан после его увольнения. На момент поступления от Демина В.А. рапорта об увольнении по инициативе сотрудника в отношении Демина В.А. велась служебная проверка, в связи с чем он был уволен по завершению служебной проверки в установленные законом сроки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных юридически значимых обстоятельств на основе доказательств (сведений о фактах), которые могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно части 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Отношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, урегулированы Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ правоотношения на службе в уголовно-исполнительной системе между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
Как установлено при рассмотрении дела и подтверждается приказом начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, Демин В.А проходил службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области с 09.11.2020 в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности федерального казенного учреждения «ИК №2 УФСИН по Воронежской области».
Согласно п. 4 контракта №2020/110 от 09.11.2020 (л.д.10), заключенного с истцом о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе РФ, истец принял на себя обязательства быть верным присяге, выполнять распоряжения и приказы прямых руководителей; добросовестно исполнять служебные обязанности; соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в УИС РФ, установленные законодательством; соблюдать внутренний служебный распорядок и порядок несения службы, в возможно короткие сроки сообщать об обстоятельствах, препятствующих прохождению службы; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну; предоставлять рапорт об изменении персональных данных; предоставлять персональные данные и иные обязанности.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 декабря 2005 года №17-П, лица, несущие службу в уголовно-исполнительной системе выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный, в том числе на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам, добросовестному исполнению ими условий служебного контракта.
Как любое соглашение, контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе предполагает неукоснительное соблюдение его положений, возлагающих на сотрудника обязательства проходить службу на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, а также непосредственно положениями контракта, соблюдать Присягу и правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предусмотренные ими требования, а также предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности.
В интересах службы, действуя в рамках своей дискреции, законодатель вправе установить специальные основания прекращения служебных отношений с теми сотрудниками, которые допускают нарушения условий контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 декабря 2019 года № 3369-О, пункт 14 части 2 статьи 84 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусматривая возможность увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с нарушением им условий контракта, направлен на исключение из кадрового состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, что, в конечном счете, способствует выполнению возложенных на данные учреждения и органы конституционно значимых функций.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Приказом ФСИН России от 11.06.2015 №518 «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний» было утверждено Положение об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области.
Согласно пункту 1 Положения, - ФСИН является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдение ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
В соответствии с пунктом 4 Положения является юридическим лицом.
Согласно пункту 1.1. Устава - федеральное казённое учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области», утвержденного приказом ФСИН России от 25.02.2011 №98, федеральное казённое учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Начальник Учреждения в пределах своих полномочий принимает на службу (работу), заключает контракты (трудовые договоры), назначает на должность, перемещает, освобождает от должности и увольняет работников Учреждения (пункт 4.6 Устава).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон №197-ФЗ) правовую основу службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон от 30 декабря 2012г. №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, нормативные правовые акты федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Как следует из подписки, Демин В.А. был ознакомлен с требованиями уголовно-процессуальных законов РФ и правилами внутреннего трудового распорядка исправительного учреждения в части, касающейся взаимоотношений между подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, осведомлен об ответственности за установление с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными или их родственниками каких бы то ни было связей, а также ознакомлен с должностной инструкцией.
Приказом УФСИН России по Воронежской области № от 12.08.2021 назначено проведение служебной проверки по факту обнаружения и изъятия 10.08.2021 в ходе досмотра сумки с личными вещами Демина В.А., при его заступленнии на службу, трех мобильных телефонов сотовой связи, зарядного устройства для мобильного телефона и 0,5 л. спиртосодержащей жидкости.
Как следует из листа ознакомления, Демин В.А. 17.08.2021 был ознакомлен с приказом УФСИН России по Воронежской области № от 12.08.2021 «О создании комиссии и проведении служебной проверки».
18.08.2021 между Деминым В.А. и <данные изъяты>» заключен договор на оказание платных образовательных услуг № по заочной форме обучения (л.д.13-16).
18.08.2021 Демин В.А. обратился посредством почтового направления к врио начальника ФКУ ИК №2 России по Воронежской области с рапортом об увольнении из УИС с 03.09.2021, к которому приложил копию договора об оказании образовательных услуг (л.д.12). Данный рапорт поступил в учреждение 24.08.2021.
Приказом ФКУ ИК №2 УФСИН России по Воронежской области №-лс от 10.09.2021 контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ с Деминым В.А. расторгнут и Демин В.А. уволен со службы в УИС РФ с 15.09.2021 по пункту 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) на основании заключения о результатах служебной проверки от 09.09.2021 (л.д.11).
С данным приказом и заключением служебной проверки Демин В.А. ознакомлен 16 сентября 2021 года, о чем свидетельствует подпись истца на каждом листе заключения служебной проверки, а также расписка истца о получении трудовой книжки и выписки из приказа об увольнении. Данные обстоятельства представителем истца Двадненко А.С. при рассмотрении дела не оспаривались.
Основанием для принятия решения об увольнении истца послужило заключение о результатах служебной проверки от 09.09.2021, результаты которой истец при рассмотрении дела не оспаривал, а также не оспаривал законность приказа о его увольнении от 10.09.2021. Представитель истца Двадненко А.С. показал, что вину в совершении действий, указанных в заключении служебной проверки, истец признает.
В ходе проведения служебной проверки 17.08.2021 у Демина В.А. было отобрано объяснение.
26 августа 2021 года в отношении Демина В.А. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, - по факту проноса 10.08.2021 Деминым В.А. запрещенных предметов на территорию ФКУ ИК №2 УФСИН России по Воронежской области.
Служба в уголовно-исполнительной системе прекращается в случае увольнения сотрудника или гибели (смерти) сотрудника, признания сотрудника в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления его умершим (ст. 82 Федерального закона № 197-ФЗ).
В соответствии со статьей 83 Федерального закона № 197-ФЗ сотрудник увольняется со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с прекращением или расторжением контракта.
Контракт, может быть, расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе, по инициативе сотрудника (пункт 2 части 2 статьи 84 Федерального закона №197-ФЗ), а также в связи с нарушением условий контракта сотрудником (пункт 14 части 2 статьи 84 Федерального закона №197-ФЗ).
Согласно положениям ч. 1, 5 ст. 87 Федерального закона № 197-ФЗ от 19.07.2018 сотрудник имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в уголовно-исполнительной системе по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения. В случае, если рапорт о расторжении контракта и об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе подан сотрудником в связи с невозможностью дальнейшего исполнения служебных обязанностей (в случаях зачисления в образовательную организацию, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель обязан расторгнуть контракт и уволить сотрудника со службы в срок, указанный в рапорте, с учетом времени, необходимого для передачи дел и осуществления окончательного расчета с сотрудником.
Порядок проведения служебных проверок в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации регулируется Федеральным законом №197-ФЗ, а также приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 341 «О порядке проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».
Частью 4 статьи 54 Федерального закона №197-ФЗ установлено, что служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении, аналогичная норма содержится в пункте 17 указанного Порядка.
Служебной проверкой было установлено, что Демин В.А., действуя умышленно, вступил с осужденным ФИО1, отбывающим наказание в этом же учреждении в отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством для получения материальной выгоды за совершение действий в пользу осужденного, в результате чего им был нарушен пункт 4 контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от 09.11.2020, в соответствии с которым сотрудник обязуется: быть верным Присяге сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкцией, соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, установленные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, Деминым В.А. были нарушены пункт 1 части 1 статьи 12 и пункт 9 части 1 статьи 13 Федерального закона №197-ФЗ, пункт 13 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпункт «к» пункта 8 приказа ФСИН России от 11.01.2012 №5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».
26.08.2021 следственным отделом по Центральному району города Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области в отношении Демина В.А. было возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, преступления предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
В период проведения указанной служебной проверки от Демина В.А. 24.08.2021 в учреждение поступил рапорт, датированный 18.08.2021, в котором он простил уволить его из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по пункту 2 части 2 статьи 84 Федерального закона №197-ФЗ с 03.09.2021 мотивируя невозможностью дальнейшего исполнения служебных обязанностей, в связи с зачислением в образовательную организацию, в соответствии с пунктом 5 статьи 87 Федерального закона №197-ФЗ. К рапорту была приложена ксерокопия договора об оказании платных образовательных услуг № от 16.08.2021, заключенного между Деминым В.А. и <данные изъяты>».
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования, программ магистратуры, установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2020 г. №1076, в соответствии с пунктом 83 которого зачисление оформляется приказом (приказами) организации о зачислении.
Таким образом, юридическим фактом возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей, социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе предусмотренных Федеральным законом №197-ФЗ, является факт издания образовательной организацией соответствующего приказа о зачислении в высшее учебное заведение, в котором содержится дата зачисления для обучения.
При рассмотрении дела установлено и подтверждается приказом <данные изъяты>» от 24.08.2021 № «О зачислении абитуриентов в число студентов 1-го курса заочной формы обучения на места по договору об оказании платных по программ <данные изъяты>», что Демин В.А. зачислен на 1 курс в <данные изъяты>» с 01.10.2021 (Приложение № к приказу).
Таким образом, поскольку на момент обращения с рапортом об увольнении от 18.08.2021 истец не был зачислен в образовательную организацию, ответчик правомерно не принял решение об увольнении Демина В.А. по заявленному им в рапорте основанию. Договор на оказание платных образовательных услуг не является документом подтверждающим факт зачисления в образовательную организацию.
Более того, договор на оказание платных образовательных услуг истцом был заключен на обучение по заочной форме обучения. При этом доказательств обосновывающих невозможность прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, в связи с поступлением в ВУЗ по заочной форме обучения не представлено.
25.08.2021 учреждением Демину В.А. был предоставлен ответ, из которого следует, что указанное в нем право на расторжение контракта и увольнение может быть им реализовано только по истечение месячного срока, а кроме того, указано о проведении в отношении него служебной проверки.
Рапорт об увольнении из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации был подан Деминым В.А. 18.08.2021. Истец уволен из УИС 15.09.2021; служебная проверка проведена в течение установленного законом 30-дневного срока, в связи с чем, суд приходит к выводу, что увольнение истца было произведено в пределах срока, установленного законом.
При рассмотрении дела установлено, что Демин В.А. был уволен по пункту 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ (в связи с нарушением условий контракта), а именно пункта 4 контракта о службе в УИС от 09.11.2020, выразившееся в несоблюдении им следующих подпунктов содержащихся в нем, а именно:
- 4.1. Быть верным Присяге сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;
- 4.2. Выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников);
- 4.3.Добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкцией;
- 4.4. Соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, установленные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Несоблюдение Деминым В.А. указанных пунктов контракта полностью согласуется с выводами и ссылками, изложенным в заключении о результатах служебной проверки.
Также при рассмотрении дела установлено и подтверждается пояснениями представителя ответчика Бабоян С.Ю., а также вытекает из содержания заключения о результатах проверки, что ссылка в заключении о результатах служенной проверки (на стр. 8 заключения) на п. 5.1, 5.2 и 6 контракта является явной технической опиской, поскольку контракт о службе от 09.11.2021 не содержит п.5.1 и 5.2, а п. 6 контракта предусматривает обязанности руководителя.
При этом в заключение служебной проверки имеются неоднократные указания на допущенные истцом нарушения п. 4 контракта о службе от 09.11.2020, а также требований п. 1 ч. 1 ст. 12 и п.9 ч. 1 ст. 13 ФЗ №197-ФЗ, п. 13 ч. 1 ст. 18 ФЗ №79-ФЗ, пп. «к» п. 8 приказа ФСИН России от 11.01.2012 №, п. 46,99 должностной инструкции.
Как установлено при рассмотрении дела и не оспаривалось представителем истца, ФКУ ИК №2 в адрес Демина В.А. направлялось сообщение №37/ТО/32/2-4225 от 13.09.2021 о необходимости прибытия в учреждение для ознакомления с документами и получения документов, связанных с увольнением.
Однако по утверждениям представителя истца данное сообщение истцом было получено уже после получения им 16.09.2021 документов, связанных с увольнением. Демин В.А., получив денежные средства от работодателя в размере больше обычного, понял, что он уволен, и сам явился в учреждение.
При рассмотрении дела установлено и подтверждается представителями сторон, а также рапортами заместителя начальника БО ФКУ ИК-2 ФИО2, что приказом №-лс от 19.08.2021 Демин В.А. временно отстранен от исполнения служебных обязанностей с 18.08.2021 на период проведения служебной проверки. С момента отстранения от исполнения служебных обязанностей, т.е. с 18.08.2021 по 15.09.2021 истец Демин В.А. службу не нес, на территорию учреждения ИК №2 не пребывал. Прибыл в учреждение лишь 16.09.2021.
При указанных обстоятельствах, с учетом отсутствия истца на службе в последний рабочий день, а также с учетом установленных законом сроков проведения служебной проверки и увольнения, суд приходит к выводу, что ответчиком приняты меры для своевременно извещения Демина В.А. об увольнении, на следующий рабочий день после издания приказа об увольнении в адрес истца направлены сведения о явке в учреждение для получения соответствующих документов (10.09.2021 – пятница, 13.09.2021 – понедельник). Возможность более раннего ознакомления с представлением к увольнении и иными документами у работодателя отсутствовала ввиду отстранения Демина В.А. от исполнения служебных обязанностей и отсутствия Демина В.А. по месту службы.
Представитель истца при рассмотрении дела ссылался на то, что с представлением об увольнении истца не ознакомили. Акт об отказе от ознакомления истца с представлением об увольнении содержит указание на то, что истец отказался от подписания представления к увольнению в 15:00 час. 16.09.2021. Вместе с тем истец покинул территории учреждения ИК №2 не позднее 14:30 час., в подтверждение чего представил справки ПАО «СБ РФ», согласно которым по карте истца, открытой на его имя в ПАО СБ РФ, производились операции в 14:47 час. 16.09.2021.
Суд считает данные доводы представителя истца несостоятельными, поскольку доказательств данному обстоятельству истцом не представлено. В подтверждение факта отказа истца от подписания представления к увольнению сотрудниками ФКУ ИК №2 составлен соответствующий акт от 16.09.2021. Факт ознакомления истца с документами об увольнении 16.09.2021 на территории ИК №2 в промежуток времени до 14-30 час. представитель истца Двадненко А.С. подтвердил при рассмотрении дела. При этом справки по операциям ПАО «СБ РФ» не свидетельствуют о проведении операций конкретно истцом и не являются прямым доказательством отсутствия Демина В.А. в указанное в акте время – в 15:00 час. 16.09.2021 на территории ИК №2. Кроме того, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО3 и ФИО2, присутствующие при ознакомлении истца с документами об увольнении и подписавшие акт от 16.09.2021, а также Самохин А.Н., выступающий в качестве представителя ответчика при рассмотрении дела, показали, что Демин В.А. был ознакомлен со всеми документами, связанными с увольнением, в том числе и с представлением к увольнению в период с 14 час. до 15 час. 16.09.2021. Однако представление к увольнению подписывать не стал, в связи с чем после ознакомления Демина В.А. с документами и вручении ему документов, связанных с его увольнением, был составлен акт от 16.09.2021 об отказе истца от подписи в представлении.
Согласно ч. 5 ст. 92 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ на сотрудника, увольняемого со службы в уголовно-исполнительной системе, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в уголовно-исполнительной системе, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Все указанные в п. 5 ст. 92 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ сведения, которые должны содержаться в представление, имеются в представление к увольнению, составленного в отношении Демина В.А., а также из содержания заключения о результатах служебной проверки следуют конкретные нарушения, допущенные истцом, в связи с чем доводы представителя истца Двадненко А.С. об отсутствии в документах об увольнении конкретных пунктов контракта, которые были нарушены истцом, а также оснований и выводов увольнении, суд считает несостоятельными.
На основании изложенного, проанализировав все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что увольнение истца по основанию, указанному в пункте 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ произведено обоснованно, при наличии к тому оснований. Факт нарушения условий контракта Деминым В.А. установлен заключением о результатах служебной проверки, зачисление в образовательную организацию истца произведено после его увольнения, в связи с чем суд не находит правовых оснований для изменения формулировки увольнения и приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Демина Вячеслава Анатольевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области о признании расторжения контракта о службе и увольнении со службы незаконным, изменении формулировки оснований расторжения контракта, понуждении направления информации об изменении формулировки расторжения контракта оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.А. Гаврилова
Решение изготовлено в окончательной форме 13.12.2021.