Решение по делу № 2-137/2017 (2-2595/2016;) ~ M-2366/2016 от 24.11.2016

Дело №2-137/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2017 года г. Бахчисарай

Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Готовкиной Т.С.

при секретаре судебного заседания Бельской В.С.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай гражданское дело по иску Заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части , Командиру Войсковой части о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исками к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочих мест войсковой части : начальника службы (квартирно-эксплуатационной) — 1ед.; начальник подвижного хлебозавода – 1ед.; оператор стиральных машин – 2 ед.; оператор теплового пункта – 3 ед.; пекарь – 26 ед.; санитарка – 2 ед.; слесарь механосборочных работ – 1 ед.; начальник электростанции – 2 ед. (подвижный хлебозавод); начальник отделения материально-технического обеспечения – 2 ед.; начальник электростанции – 2 ед. (банно-прачечный комбинат); водитель автомобиля банно-прачечного комбината – 13 ед.; водитель автомобиля медицинского пункта – 1 ед.; водитель автомобиля (отделение материально-технического обеспечения) – 1 ед., которые определением суда от 23.12.2016г. объединены в одно производство.

Исковые требования мотивированы тем, что военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, по результатам которой установлены рабочие места лиц гражданского персонала части, в отношении которых в нарушение требований действующего законодательства не проведена специальная оценка условий труда.

Определением суда от 22.02.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Командир Войсковой части

В судебном заседании помощник военного прокурора Попов М.В. подал заявление об уточнении исковых требований, принятое судом, согласно которому изменил срок, в течение которого просит организовать и провести специальную оценку условий труда, а также указал на необходимость понуждения к совершению указанных действий в частности Войсковой части в лице командира последней. Исковые требования с учетом уточнений поддержал и просил суд удовлетворить последние.

Представитель ответчиков – Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота», действующий на основании доверенностей, Мирзоев А.Б. против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на то, что на момент обращения военного прокурора с исками в суд отсутствуют какие-либо наступившие факты нарушения законодательства и нарушения охраняемых законом прав и интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, обязанность по проведению специальной оценки условий труда возложена на работодателя, полномочия представителя Министерства обороны Российской Федерации осуществляют командиры воинских частей, которые являются работодателями в отношении работников воинских частей. Потому обязанность по организации и проведению специальной оценки условий труда войсковой части законодатель на Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота», войсковую часть не возлагал, ввиду чего последние не являются надлежащими ответчиками по делу.

Указанные в исках рабочие места войсковой части потенциально опасными не являются, ввиду чего в силу ч.6 ст.27 ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года.

Также представитель ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота», действующий на основании доверенностей, Мирзоев А.Б. в обоснование своих возражений указывал на то, что согласно разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 14.03.2016г. /ООГ-1041) специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, поскольку при отсутствии работника производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Представитель ответчиков - Войсковой части , Командира Войсковой части , действующий на основании доверенностей, Демчук А.В. против удовлетворения исковых требований также возражал, в обоснование возражений указывал на доводы, аналогичные доводам, на которые указывал представитель иных ответчиков Мирзоев А.Б.

Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав в их совокупности представленные суду доказательства, рассмотрев материалы дела, установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании директивы Министерства обороны Российской Федерации от 20.08.2014г. №д-042 «Об организационных мероприятиях, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2014 году», указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , директивы командующего войсками Южного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ , приказа командующего Черноморским Флотом от ДД.ММ.ГГГГ сформирована войсковая часть с 01.12.2014г., что также не оспаривалось участниками процесса.

Военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, что усматривается из материалов дела и не оспаривалось сторонами.

Прокурором установлено, что с 01.12.2014г. (с момента формирования) в войсковой части введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работников) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, в частности: начальника службы (квартирно-эксплуатационной) — 1ед.; начальник подвижного хлебозавода – 1ед.; оператор стиральных машин – 2 ед.; оператор теплового пункта – 3 ед.; пекарь – 26 ед.; санитарка – 2 ед.; слесарь механосборочных работ – 1 ед.; начальник электростанции – 2 ед. (подвижный хлебозавод); начальник отделения материально-технического обеспечения – 2 ед.; начальник электростанции – 2 ед. (банно-прачечный комбинат); водитель автомобиля банно-прачечного комбината – 13 ед.; водитель автомобиля медицинского пункта – 1 ед.; водитель автомобиля (отделение материально-технического обеспечения) – 1 ед., не проведение специальной оценки вышеуказанных рабочих мест не оспаривалась ответчиками.

В соответствии с письмом Финансово-экономической службы Филиала Федерального казенного учреждения Управления черноморского флота - 5 Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ исх. в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 2012 года за счет средств социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных финансово-экономическими службами Черноморского флота в фонд социального страхования Российской Федерации, предусмотрено финансовое обеспечение страхователей на организацию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в размере 20% сумм страховых взносов. В соответствии с указанным приказом командующим Черноморским флотом 26.04.2016г. принято решение о направлении в 2016г. денежных средств, допустимых к использованию за счет сумм страховых взносов, на проведение специальной оценки условий труда гражданского персонала, в пределах выделенных объемов денежных средств, в том числе для войсковой части в сумме <данные изъяты> руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ), работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда " (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014 г.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу ч.ч.1, 4 ст.8 вышеуказанного Федерального закона №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.17 ФЗ «О специальной оценке условий труда», внеплановая специальная оценка условий труда проводится при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом, доказательств того, что ранее была проведена аттестация рабочих мест, не имеется. Соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 г., в данном случае применению не подлежит.

Положения ч. 6 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 г. "О специальной оценке условий труда" в силу ч. 4 этой же статьи распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона, т.е. до 01.01.2014 г., провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Учитывая, что ответчики не проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 г. "О специальной оценке условий труда" и не производили специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, при этом доказательств обратного суду не представлено, суд приходит к выводу, что исковые требования о понуждении к организации и проведению специальной оценки условий труда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 № 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Управление Черноморского флота» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.

В силу п.28 Типового общего положения о Федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра Обороны РФ от 29 июля 2011г. № 1290 «Об утверждении типового общего положения о Федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации» и типового положения о филиале «Войсковая часть 00000» Федерального казенного учреждения «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации» учреждение имеет право: заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации; осуществлять иные права по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Положения о ФКУ "Управление Черноморского флота", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.12.2014 года №902, учреждение создано для обеспечения постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством РФ.

Соответственно, обязанность по исполнению запроса командира войсковой части о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "Управление Черноморского флота", как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ "Управление Черноморского флота".

Из вышеуказанного следует, что решение вопроса финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда возможно осуществить путем заключения государственного контракта на оплату указанных услуг юридическим лицом - ФКУ "Управление Черноморского флота" на территории и в составе которого находятся воинские части (учреждения, организации).

Таким образом, доводы представителей ответчиков о неправомерности требований к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота» суд считает несостоятельными.

Согласно списка штатных должностей, которые подлежат замещению лицами гражданского персонала (работника), следует, что в войсковой части предусмотрены рабочие места начальника службы (квартирно-эксплуатационной) — 1ед.; начальник подвижного хлебозавода – 1ед.; оператор стиральных машин – 2 ед.; оператор теплового пункта – 3 ед.; пекарь – 26 ед.; санитарка – 2 ед.; слесарь механосборочных работ – 1 ед.; начальник электростанции – 2 ед. (подвижный хлебозавод); начальник отделения материально-технического обеспечения – 2 ед.; начальник электростанции – 2 ед. (банно-прачечный комбинат); водитель автомобиля банно-прачечного комбината – 13 ед.; водитель автомобиля медицинского пункта – 1 ед.; водитель автомобиля (отделение материально-технического обеспечения) – 1 ед.

Функция обеспечения финансирования по коду бюджетной классификации 02 01 99 9 0049244226(083) является прерогативой МО РФ.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МОРФ организаций. Согласно п. 45 Данного Положения, МО РФ организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил РФ.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих в войсковой части, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также, исходя из положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.

Судом фактов, объективно свидетельствующих о наличии у ответчиков каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению данных требований, как и оснований для освобождения от исполнения обязанностей, возлагаемых законодателем на субъекты трудовых правоотношений, не усматривается.

Гражданин в силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование мероприятий по проведению специальной оценке условий труда рабочих мест.

Согласно ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Отсутствие финансирования для проведения специальной оценки условий труда не освобождает ответчиков от обязанности проведения специальной оценки условий труда.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что не проведение ответчиками аттестации рабочих мест в соответствии с нормативно - правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и специальной оценки условий труда в соответствии с названным законом, существенно нарушает трудовые права работников на безопасные условия труда, в связи с чем, требования военного прокурора законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.

Учитывая, что внеплановая специальная оценка условий труда в отношении вновь организованных рабочих мест должна быть проведена в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию таких рабочих мест, а также то обстоятельство, что на протяжении длительного времени работники войсковой части 73998 лишены информации о возможном существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях, что существенным образом нарушает их права, суд полагает, что заявленный прокурором срок для проведения оценки – три месяца с момента вступления решения суда в законную силу - является достаточным и реальным для исполнения возложенной на ответчиков обязанности с целью защиты прав и интересов работников войсковой части .

Следует отметить, что суд также не принимает во внимание ссылку представителей ответчиков на то, что специальной оценке условий труда подлежат места, занятые работниками, тогда как ряд рабочих мест, в отношении которых военным прокурором заявлены исковые требования, являются вакантными.

При этом суд исходит из того, что положениями действующего законодательства не предусмотрена возможность проведения специальной оценки условий труда исключительно на рабочих местах, занятых работниками.

Исходя из гарантированных Конституцией Российской Федерации принципов, в том числе на безопасные условия труда, проведение специальной оценки условий труда исключительно на рабочих местах, занятых работниками, может привести к нарушению прав работников, принимаемых на вакантную должность, специальная оценка условий труда по которой не проведена, которые могут быть приняты в любое время.

Следует также отметить, что вакантные рабочие места в войсковой части , относительно которых военным прокурор в том числе заявлены исковые требования, не связаны со специфическими технологическими, производственными и иными процессами, ввиду чего суд приходит к выводу, что специальная оценка условий труда может быть произведена и на вакантных рабочих местах.

Довод представителей ответчиков о том, что на момент обращения военного прокурора с иском в суд, а также на момент рассмотрения дела конкретных фактов нарушений прав неопределенного круга лиц не имеется, не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку исковые требования, заявленные военным прокурором, направлены на предупреждение возможных соответствующих нарушений, потому и заявлены в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ:

Исковые Заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации (119160, <адрес>, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, КПП 770401001, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» (299040, <адрес>, ОГРН 1149204069002, ИНН 9204508543, КПП 920401001, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), Войсковую часть (298400, <адрес>) в лице Командира Войсковой части в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочих мест войсковой части : начальника службы (квартирно-эксплуатационной) — 1ед.; начальник подвижного хлебозавода – 1ед.; оператор стиральных машин – 2 ед.; оператор теплового пункта – 3 ед.; пекарь – 26 ед.; санитарка – 2 ед.; слесарь механосборочных работ – 1 ед.; начальник электростанции – 2 ед. (подвижный хлебозавод); начальник отделения материально-технического обеспечения – 2 ед.; начальник электростанции – 2 ед. (банно-прачечный комбинат); водитель автомобиля банно-прачечного комбината – 13 ед.; водитель автомобиля медицинского пункта – 1 ед.; водитель автомобиля (отделение материально-технического обеспечения) – 1 ед.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2017.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции в окончательной форме.

Судья: Т.С. Готовкина

2-137/2017 (2-2595/2016;) ~ M-2366/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона подполковник юстиции Монид А.В.
Ответчики
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота"
Министерство обороны РФ
Войсковая часть 73998
Суд
Бахчисарайский районный суд Республики Крым
Судья
Готовкина Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
bahchisarai--krm.sudrf.ru
24.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2016Передача материалов судье
28.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2016Подготовка дела (собеседование)
20.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2016Судебное заседание
24.01.2017Судебное заседание
13.02.2017Судебное заседание
22.02.2017Судебное заседание
22.02.2017Судебное заседание
22.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2017Дело оформлено
28.03.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее