г. Смоленск Дело №2-2018/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2012 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
При секретаре Скворцовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации г.Смоленска об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от его взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Смоленска обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от его взыскания. В обоснование требований указала, что решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 29.09.2011 года на Администрацию г.Смоленска возложена обязанность выделить денежные средства на установку ограждения забором территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 г.Смоленска», а на МОУ СОШ №31 г.Смоленска незамедлительно принять меры к установке ограждения территории забором. На основании указанного решения был выдан исполнительный лист и 24.02.2012 года в отношении Администрации г.Смоленска возбуждено исполнительное производство №, в рамках которого, должнику предоставлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований с момента получения постановления. 24.04.2012 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в связи с неисполнением должником в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном листе. Полагает, что данное постановление является незаконным, поскольку исполнение решения в установленные сроки является невозможным, ввиду долговременности процесса выделения денежных средств из бюджета на указанные в решении суда цели. Денежные средства на установку ограждения забором территории школы запланированы в бюджете г.Смоленска на 2012 год и в мае 2012 года доведены до получателя и осваивается им по своему внутреннему плану. Таким образом, должник предпринял все необходимые меры по исполнению решения суда, однако, по независящим от него обстоятельствам, не мог исполнить решение суда в установленные судебным приставом-исполнителем сроки.
Просит отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 24.04.2012 года о взыскании исполнительского сбора и освободить Администрацию г.Смоленска от его взыскания.
Представитель Администрации г.Смоленска Мамонтова Н.В. требования поддержала по изложенным обстоятельствам, дополнительно пояснила, что Администрация г.Смоленска с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в суд не обращалась, однако, такая отсрочка была предоставлена судом по заявлению МБОУ СОШ №31 г.Смоленска до 20.08.2012 года.
Судебный пристав - исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области Хромых В.А. в судебном заседании пояснил, что постановление о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным, поскольку решением суда срок исполнения возложенной на должника обязанности не установлен, а в соответствии с действующим законодательством срок для добровольного исполнения решения суда составляет не более 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако, в указанный срок должником решение суда не исполнено, никаких ходатайств от него не поступало, никаких действий по исполнению решения суда не предпринималось. С заявлением о предоставлении отсрочки должник в суд не обращался. По указанным основаниям, в соответствии со ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Промышленного района г.Смоленска Шишкова С.В. полагала, что оснований для отмены обжалуемого постановления нет, действия судебного пристава-исполнителя являются законными и обоснованными.
Представитель заинтересованного лица МБОУ СОШ №31 Коженов А.М. в судебном заседании пояснил, что решение суда по установке ограждения забором территории школы до настоящего времени не исполнено. По определению суда предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 20.08.2012 года.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.1 ст. 121 от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В судебном заседании установлено, что решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 29.09.2011 года на Администрацию г.Смоленска возложена обязанность выделить денежные средства на установку ограждения забором территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 г.Смоленска», а на МОУ СОШ №31 г.Смоленска - незамедлительно принять меры к установке ограждения территории забором.
Решение суда вступило в законную силу, на основании него выданы исполнительные листы.
24.02.2012 года в отношении Администрации г.Смоленска возбуждено исполнительное производство №, в рамках которого, должнику предоставлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований с момента получения постановления.
24.04.2012 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации г.Смоленска исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, в связи с неисполнением должником в добровольном порядке в указанный срок решения суда.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя заявителя и письменными материалами дела.
При разрешении требований заявителя, суд исходит из следующего.
В силу ч.1,6 ст.112 ФЗ №229 от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.7 ст.112 ФЗ №229, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч.1,2 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Судом установлено, что на Администрацию г.Смоленска решением суда возложена обязанность выделить денежные средства на установку ограждения забором территории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 г.Смоленска».
Заявитель в обоснование требований ссылается на невозможность исполнения решения суда в указанные судебным приставом-исполнителем сроки, в связи с длительностью процесса выделения денежных средств из бюджета г.Смоленска.
«Средняя образовательная школа №31 г.Смоленска» является муниципальным бюджетным учреждением, следовательно финансирование школы осуществляется из бюджета г.Смоленска.
В силу ст.65 БК РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч.2 ст.83 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, для выделения денежных средств школе на указанные в решении суда цели, они должны быть заложены в бюджете г.Смоленска в статье «расходы».
Поскольку решение суда было принято и вступило в законную силу в 2011 году, а денежные средства на указанные в решении цели не были заложены в бюджет г.Смоленска 2011 года, то исполнение решения ранее 2012 года было невозможно.
Бюджет г.Смоленска на 2012 год утвержден решением Смоленского городского Совета №536 от 27.12.2011 года.
В бюджете г.Смоленска на 2012 год предусмотрены бюджетные ассигнования на ведомственную целевую программу «Реконструкция спортивных комплексов и площадок в школах города Смоленска» на 2012 - 2014 годы.
После выделения денежных средств из бюджета с бюджетным учреждением заключается соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на эти цели, разрабатывается смета стоимости работ (техническое задание), проводится аукцион на выполнение работ в соответствии с ФЗ №94 от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а затем непосредственно заключается договор на выполнение работ с победителем аукциона.
Таким образом, процедура фактического исполнения решения суда в части выделения денежных средств из бюджета города занимает длительное время.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что 18.01.2012 года между Администрацией г.Смоленска и МБОУ «СОШ №31 г.Смоленска» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии муниципальным бюджетным образовательным учреждениям г.Смоленска на иные цели.
Во исполнение указанного соглашения 31.05.2012 года Администрацией г.Смоленска МБОУ СОШ №31 была перечислена субсидия на май 2012 года в размере 1 302 112,49 руб.
27.04.2012 года между МБОУ СОШ №31 и ОРГ1 заключен гражданско-правовой договор № на выполнение работ по реконструкции спортивной площадки МБОУ СОШ №31 и обустройстве ограждения территории.
31.05.2012 года на основании платежного поручения № МБОУ СОШ №31 оплачены выполненные работы ОРГ1 по реконструкции спортивной площадки по договору № от 27.04.2012 года.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исполнить решение суда в указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-тидневый срок не представлялось возможным.
При этом, должником в целях исполнения решения суда предприняты все необходимые меры, в том числе на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 24.04.2012 года.
О предпринятых мерах во исполнение решения суда должник сообщал судебному приставу-исполнителю в своем ответе от 18.04.2012 года.
Однако, оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя от 24.04.2012 года о взыскании с Администрации г.Смоленска исполнительского сбора незаконным и необоснованным не имеется, поскольку оно вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями закона.
При этом, суд приходит к выводу, что в действиях должника в своевременном неисполнении требований исполнительного документа отсутствует его вина, и учитывая, что финансирование бюджетного учреждения производится из местного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год, а также то, что должником предпринимались меры, направленные на исполнение решения суда, полагает необходимым освободить Администрацию г.Смоленска от взыскания исполнительского сбора, поскольку решение суда не было исполнено им в установленный срок по обстоятельствам, независящим от должника.
Следовательно, требования Администрации г.Смоленска в этой части подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194,198, 441 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации г.Смоленска удовлетворить.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора № от 24.04.2012 года отменить.
Освободить Администрацию г.Смоленска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от 24.02.2012 года №, возбужденного во исполнение решения Промышленного районного суда г.Смоленска от 29.09.2011 года по иску прокурора Промышленного района г.Смоленска к МБОУ СОШ №31, Администрации г.Смоленска о понуждении к совершению действий по ограждению учебного учреждения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца с момента изготовления решения суда в мотивированной форме.
Судья И.В.Селезенева