Дело № 2-130/2019
Поступило в суд 15.01.2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14» марта 2019 года г. Барабинск, Новосибирской области
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Е.В.Сафоновой,
с участием:
истца Гавриловой Кристины Михайловны,
при секретаре судебного заседания Власовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гавриловой Кристины Михайловны к администрации Барабинского района об обязывании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Гаврилова К.М. обратилась в суд с иском к администрации Барабинского района, в котором просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ в порядке подготовке дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца привлечены: Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области; Министерство труда и социального развития Новосибирской области.
В обоснование заявленного требования истец в исковом заявлении (л.д.7-8) указала и в судебном заседании пояснила, что она является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО1 и отец ФИО9 решением Барабинского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии требованиями Закона Новосибирской области от 05.06.2013года № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени, жилым помещением не обеспечена.
При неоднократном обращении в администрацию Барабинского района о предоставлении ей жилого помещения, был дан ответ, что обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отдельными жилыми помещениями осуществляется в соответствии с очерёдностью в списке, ее очередь №.
Истец считает, что администрацией Барабинского района нарушается её право на обеспечение жилым помещением, которое должно ей быть предоставлено на основании ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Представитель ответчика – администрации Барабинского района в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В письменном отзыве (л.д.43-44) представитель ответчика указал, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, так как предоставление истцу жилья ранее граждан, которые обратились до неё с заявлением о предоставлении жилья, будет создавать ей преимущество среди других граждан, имеющих одинаковое с ней право на получение жилья, нарушая тем самым принцип социальной справедливости и равенства.
Представители третьих лиц - Министерства социального развития Новосибирской области и Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и отзывы на исковое заявление (л.д.35-36,39-41).
Суд, изучив основания и требования иска, заслушав пояснения истца, изучив письменные материалы дела, установил:
Гаврилова (до заключения брака ДД.ММ.ГГГГ ФИО (л.д.10)) Кристина Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которой ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 18 лет, является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как её мать ФИО1 и отец ФИО9 лишены родительских прав на основании решения Барабинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12).
Распоряжением Главы администрации Барабинского района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) ФИО Кристина Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из протокола заседания межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, на территории Барабинского района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 15), установлен факт невозможности проживания ФИО Кристины Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № администрации Барабинского района, - ФИО К.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 17 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.16).
На момент рассмотрения иска фактически проживает в <адрес>, без регистрации по месту жительства, на условиях договора безвозмездного пользования, что следует из ее пояснений; фактически зарегистрирована по адресу: квартира <адрес>, где установлен факт невозможности проживания.
Судом установлено, что также не оспаривалось ответчиком, что Гавриловой (до заключения брака ФИО) К.М., как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, до настоящего времени жилье по договору найма специализированного жилого помещения, не предоставлено.
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 18), ответа на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34), следует, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество информация о зарегистрированных правах Гавриловой К.М. (до регистрации брака ФИО) на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, отсутствует.
При этом, из сообщения Межмуниципального Куйбышевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости ФИО2 (супругу Гавриловой К.М.) на праве общей долевой собственности в размере <данные изъяты> доли принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Проживание Гавриловой К.М. и ее малолетнего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доме, общей площадью <данные изъяты>., по адресу: <адрес> который принадлежит на праве общей долевой собственности в размере <данные изъяты> доли её супругу ФИО2, невозможно, так как указанный жилой дом, кроме ее супруга, принадлежит на праве общей долевой собственности (в размере по <данные изъяты> доле каждому) ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором зарегистрированы по месту жительства 3 человека (ФИО6, ФИО7, ФИО8), т.е. на каждого, из расчета зарегистрированных граждан, приходится 6,8 кв. м., что менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в городе Барабинске Новосибирской области равной 13 кв. м..
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В соответствии со ст.2 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" органы местного самоуправления Барабинского района наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Закон Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Закон Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ) регулирует отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области.
Согласно ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по заявлению в письменной форме. Форма заявления устанавливается областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган).
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Новосибирской области определен в ст.2 Закона Новосибирской области № 331-ОЗ от 05.06.2013 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства – Министерством социального развития Новосибирской области (подп.53, п.8 Положения о Министерстве социального развития Новосибирской области, утвержденного постановлением губернатора Новосибирской области от 13.07.2010г. № 203).
В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган формирует сводный список…
Список муниципального образования формируется органом местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области в хронологической последовательности по датам принятия органом местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области решений о включении лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в список муниципального образования.
Сводный список формируется в хронологической последовательности по дате принятия решения органом местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области. В случае, если даты принятия указанных решений совпадают, граждане включаются в сводный список в алфавитном порядке.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п..
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом установленных обстоятельств по делу, учитывая требования указанных норм, у истца возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в г.Барабинске, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади на одного человека.
Непринятие мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления Гавриловой К.М. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, влечет нарушение её прав и законных интересов.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди (по списку).
Отсутствие жилых помещений, необходимых для их предоставления, незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Отсутствие достаточного финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования; отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Таким образом, у истца, нуждающейся в жилом помещении, возникло право на предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющая право на получение жилого помещения, она включена в список … детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако полагающееся по закону жилое помещение ей до настоящего времени не представлено, в связи с чем, её право подлежит защите, следовательно, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ в решении судом должен быть решен вопрос о судебных расходах.
При этом, в силу положений п.19 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции… освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, судебные расходы по оплате госпошлины Гавриловой К.М. в размере 300 руб. (л.д.6), не подлежат взысканию с администрации Барабинского района, т.е. не подлежат распределению между указанными сторонами, а подлежат возврату истцу из бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Барабинского района предоставить Гавриловой Кристине Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное применительно к условиям г.Барабинска, Новосибирской области жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади на одного человека.
Возвратить из бюджета муниципального района Гавриловой Кристине Михайловне госпошлину в размере 300 (триста) руб..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Судья Барабинского районного
суда Новосибирской области подпись Е.В.Сафонова
Мотивированное решение изготовлено судом 20.03.2019 г.