Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3847/2021 ~ М-3432/2021 от 10.09.2021

Дело №2-3847/2021

УИД 36RS0006-01-2021-005973-54

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2021 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре:            Сафта О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суязова Виталия Валериевича к ОПФР по Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж в календарном и льготном исчислении периоды работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 06.04.2021, возложении обязанности назначить и выплатить досрочную страховую пенсию по старости с 06.04.2021 по 02.11.2021,

у с т а н о в и л :

Суязов В.В. 06.04.2021 обратился в УПФР в г. Воронеже    с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже от 19.07.2021 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет.

Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, просит суд (с учетом уточнения заявленных требований):

1) обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ в календарном порядке период работы с 15.10.1997 по 31.12.1997 и в льготном исчислении с 01.01.1998 по 30.06.1998 в должности инструктора парашютно-десантной подготовки в Воронежской областном авиационно-техническом спортивном клубе имени воинов-интернационалистов;

2) признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 06.04.2021;

3) обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 06.04.2021.

4) обязать ответчика выплатить досрочную страховую пенсию по старости с 06.04.2021 по 02.11.2021.

Определением суда от 01.11.2021, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ненадлежащего ответчика УПФР в г. Воронеже надлежащим – ОПФР по Воронежской области.

Определением суда от 24.11.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области.

В судебном заседании истец Суязов В.В., его представитель, действующая на основании ордера адвокат Суязова А.А., заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ОПФР по Воронежской области, действующая на основании доверенности Суханова Н.Н., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать. Суду представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области, действующая на основании доверенности Боева А.И., в судебном заседании полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратился в УПФР в г. Воронеже 06.04.2021, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ (далее – Закон).

В соответствии с п. 13 ч. 1 и ч. ч. 2 - 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В силу п. п. "з" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах но непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных, пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

Пунктом 4 Списка должностей работников летного состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 N 459, предусмотрены парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 N 459), один год работы в должностях, предусмотренных в пункте 4 Списка, засчитывается за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за два года выслуги (п.п. "д" п. 1).

Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже от 19.07.2021 истцу в специальный стаж не включен период работы с 15.10.1997 по 30.06.1998 в должности инструктора парашютно-десантной подготовки в Воронежском областном авиационно-техническом спортивном клубе имени воинов-интернационалистов, так как проверить и подтвердить факт льготной работы истца в качестве инструктора парашютно-десантной подготовки не представляется возможным. <адрес> авиационно-технический спортивный клуб не состояла на льготном учете в отделе по формированию пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц, плановые проверки не проводились, поименные списки организацией не предоставляются, наблюдательное дело по данной организации не формировалось. Кроме того, в сведениях персонифицированного учета за указанный период работы на отражены сведения о специальном стаже, а в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» при подсчете специального стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.

Период работы истца с 15.10.1997 по 31.12.1997 года подлежит включению в специальный стаж в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона в календарном порядке, а период работы с 01.01.998 по 30.06.1998 – в льготном порядке (1 год работы за 2 года) по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании из копии книжки специалиста поисково-спасательной и парашютно-десантной службы (л.д. 17-25), копии трудовой книжки (л.д. 26-32) истец в спорный период работал в должности инструктора парашютно-десантной подготовки в Воронежском областном авиационно-техническом спортивном клубе имени воинов-интернационалистов.

С 29.07.2011 деятельность Воронежского областного авиационно-технического спортивного клуба имени воинов-интернационалистов прекращена, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 51-55). Документы Воронежского областного авиационно-технического спортивного клуба имени воинов-интернационалистов на хранение в архивы не поступали, в связи с чем подтвердить архивными справками трудовой стаж Суязова В.В. не представляется возможным (л.д. 56, 57).

Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. № 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. № 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.

Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. № 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

    Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.

    В связи с многочисленными запросами в адрес управления авиации ЦС РОСТО (ДОСААФ) по проблемным вопросам при оформлении пенсий работникам парашютных подразделений Центральным Советом РОСТО дано разъяснение от 09.03.2004г. № 52-186: «в категорию парашютистов всех наименований входят все штатные работники поисковоспасательной и парашютно-десантной службы авиационной организации (парашютист, инструктор-парашютист, инструктор ПДП. начальник склада-инструктор ПДП. техник- приборист. укладчик парашютов и т.д.), работа которых связана с совершением прыжков с парашютом». Поскольку парашютист - это тот, кто совершает прыжки с парашютом, а инструктор-парашютист - это квалифицированный парашютист, прошедший специальную подготовку, которая позволяет участвовать в проведении теоретической и практической подготовки людей, которые занимаются или собираются заниматься деятельностью, связанной с выполнением парашютных прыжков; участвовать в проведении специальной подготовки экипажей ВС по применению бортовых аварийно-спасательных средств (согласно Руководству по воздушному десантированию в гражданской авиации, утвержденному Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 12.08.1999 г. № 32), инструктор парашютно-десантной подготовки - это парашютист, имеющий звание "Инструктор парашютно-десантной подготовки" присвоенное по окончании программы подготовки председателем ДОСААФ России, следовательно, инструктор парашютно-десантной подготовки, старший инструктор парашютно- десантной подготовки являются парашютистами.

    Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников авиации РОСТО, утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 31.12.1992 г. № 69, Положению об обязанностях должностных лиц авиационной организации РОСТО по организации и проведению полетов, утвержденному приказом ЦС РОСТО №21 от 24.02.2009г., Руководства по парашютной подготовке авиации ДОСААФ России (РПП-83, РПП-90, РПП-2010) одной из основных функциональных обязанностей, инструктора парашютно-десантной подготовки, старшего инструктора парашютно-десантной подготовки является систематическое выполнение прыжков с парашютом, постоянное повышение своей специальной подготовки и совершенствование личного мастерства в выполнении прыжков с парашютом.

    Федеральной службой воздушного транспорта России в письме начальникам Региональных поисково-спасательных баз от 25.08.2000 г. №28.70253 даны разъяснения годовой нормы прыжков с парашютом и спусков со спусковыми устройствами с вертолетов в режиме висения с высоты не менее 10 метров для парашютистов, десантников и инструкторов-парашютистов всех наименований, работающих в предприятиях гражданской авиации.

    Годовая норма прыжков с парашютом для работников парашютно-пожарной службы баз авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства при исчислении сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в Центральных областях РСФСР - 15. Далее разъяснено, что «данные положения могут быть распространены на специалистов других наименований (парашютистов, десантников, инструкторов-парашютистов всех наименований), в связи с тем, что все перечисленные категории работников предприятий гражданской авиации и категории работников баз авиационной охраны лесов объединены в п.4 «Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. №459».

    Согласно сведениям федерального агентства воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) изложенным в письме директору ФГУ «Центральный АПСЦ» от 02.08.2010 г. №03.11/1-889 «воздушные суда Ан-2 и Ка-26 и их модификации, оснащенные поршневыми авиадвигателями, относятся к поршневой авиационной технике. Воздушные суда Ан-3, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28. Ил-76. Л-410, Ми-2, Ми-6, Ми- S. Ми-14, Ми-17, Ми-171, Ми-26. Ка-27, Ка-32, Ка-226 и их модификации, оснащенные газотурбинными двигателями, относятся к реактивной авиационной технике».

    Согласно копии трудовой книжки истец 15.10.1997 принят в Воронежский областной авиационно-технический спортивный клуб имени воинов-интернационалистов на должности инструктора парашютно-десантной подготовки, 17.07.1998 уволен по собственному желанию.

    Таким образом, должностные обязанности истца соответствуют должностным обязанностям работников летного состава.

    Из представленной суду книжки специалиста поисково-спасательной и парашютно-десантной службы видно, что по состоянию на 09.06.1998 истцом выполнено 34 прыжка с парашютом, из них с воздушного судна Ан-2 (поршневая авиационная техника) – 20 прыжков, с воздушного судна Ми-8 (реактивная авиационная техника) – 14 прыжков. Всего за 1998 год истцом выполнено 104 прыжка с парашютом, из которых с воздушного судна Ан-2 (поршневая авиационная техника) – 63 прыжка, с воздушного судна Ми-8 (реактивная авиационная техника) – 41 прыжок. Личный план парашютных прыжков на 1998 год выполнены полностью.

    Таким образом, за период с 15.10.1997 по 31.12.1997 истцом не представлено доказательств, подтверждающих выполнение годовой нормы прыжков, в связи с чем данный период подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке.

    Исходя из представленных доказательств, за 1998 год истцом годовая норма прыжков выполнена в полном объеме, из них более 15 прыжков, а именно 41 прыжок совершен с воздушного судна, которого относится к реактивной авиационной технике, в связи с чем период работы истца с 01.01.1998 по 30.06.1998 подлежит включению в льготном исчислении как 1 год работы за 2 года.

При этом, судом не принимаются во внимание доводы ответчика о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку в сведениях персонифицированного учета за указанные периоды работы не отражены сведения о специальном стаже по следующим основаниям.

В силу ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о страховых взносах в органы Пенсионного фонда РФ представляются страхователями на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П, отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца при наличии соответствующих записей в его трудовой книжке не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт непредоставления работодателем индивидуальных сведений о работе истца в спорный период не позволяет исключить его из страхового стажа истца, поскольку отсутствие указанных сведений само по себе не может являться безусловным основанием для возложения на него неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения права на зачет спорных периодов работы в страховой стаж, так как действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное отражение сведений о специальном и страховом стаже либо ставили в зависимость от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.

    При этом суд учитывает, что Суязов В.В. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 16.08.1998, а спорный период времени имеет место до его регистрации.

    На основании изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в спорный период времени истец работал в должности, предусмотренной Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 N 459, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению и, как уже указано судом, период работы с 15.10.1997 по 31.12.1997 подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона в календарном исчислении, а период работы с 01.01.1998 по 30.06.1998 – в льготном исчислении (1 год работы за 2 года).

При этом суд полагает, что в соответствии с правовым регулированием права на назначение пенсии, досрочная страховая пенсия по старости назначается в зависимости от рода деятельности.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Рассматривая требование истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона, суд учитывает, что специальный стаж истца с учетом включения спорного периода по состоянию на 05.04.2021 составит 25 лет 3 месяца 19 дней, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

В судебном заседании установлено, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона истец обратился в УПФР в г. Воронеже 06.04.2020.

В связи с тем, что истец в установленном законом порядке обратился в территориальный орган ПФ РФ, представил все необходимые для назначения пенсии документы, с учетом включения в специальный стаж спорного периода работы право на назначение пенсии у истца на момент обращения с заявление о назначении пенсии имелось, суд считает возможным удовлетворить требование истца о назначении и выплате пенсии с 06.04.2021. При удовлетворении требования о назначении и выплате истцу досрочной страховой пенсии по старости, суд учитывает, что решением ответчика от 25.11.2021 истцу с 02.11.2021 назначена досрочная страховая пенсия по старости.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Обязать ОПФР по Воронежской области включить в специальный стаж Суязова Виталия Валериевича в календарном исчислении период работы с 15.10.1997 по 31.12.1997; в льготном исчислении (один год работы за два года) период работы с 01.01.1998 по 30.06.1998 – в должности инструктора парашютно-десантной подготовки в Воронежской областном авиационно-техническом спортивном клубе имени воинов-интернационалистов.

Признать за Суязовым Виталием Валериевичем    право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 06.04.2021.

Обязать ОПФР по Воронежской области назначить и выплачивать Суязову Виталию Валериевичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 06.04.2021 с учетом назначенной и выплачиваемой пенсии с 02.11.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                 Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 17.12.2021.

Дело №2-3847/2021

УИД 36RS0006-01-2021-005973-54

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2021 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре:            Сафта О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суязова Виталия Валериевича к ОПФР по Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж в календарном и льготном исчислении периоды работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 06.04.2021, возложении обязанности назначить и выплатить досрочную страховую пенсию по старости с 06.04.2021 по 02.11.2021,

у с т а н о в и л :

Суязов В.В. 06.04.2021 обратился в УПФР в г. Воронеже    с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже от 19.07.2021 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет.

Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, просит суд (с учетом уточнения заявленных требований):

1) обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ в календарном порядке период работы с 15.10.1997 по 31.12.1997 и в льготном исчислении с 01.01.1998 по 30.06.1998 в должности инструктора парашютно-десантной подготовки в Воронежской областном авиационно-техническом спортивном клубе имени воинов-интернационалистов;

2) признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 06.04.2021;

3) обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 06.04.2021.

4) обязать ответчика выплатить досрочную страховую пенсию по старости с 06.04.2021 по 02.11.2021.

Определением суда от 01.11.2021, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ненадлежащего ответчика УПФР в г. Воронеже надлежащим – ОПФР по Воронежской области.

Определением суда от 24.11.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области.

В судебном заседании истец Суязов В.В., его представитель, действующая на основании ордера адвокат Суязова А.А., заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ОПФР по Воронежской области, действующая на основании доверенности Суханова Н.Н., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать. Суду представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области, действующая на основании доверенности Боева А.И., в судебном заседании полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратился в УПФР в г. Воронеже 06.04.2021, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ (далее – Закон).

В соответствии с п. 13 ч. 1 и ч. ч. 2 - 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В силу п. п. "з" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах но непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных, пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

Пунктом 4 Списка должностей работников летного состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 N 459, предусмотрены парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 N 459), один год работы в должностях, предусмотренных в пункте 4 Списка, засчитывается за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за два года выслуги (п.п. "д" п. 1).

Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже от 19.07.2021 истцу в специальный стаж не включен период работы с 15.10.1997 по 30.06.1998 в должности инструктора парашютно-десантной подготовки в Воронежском областном авиационно-техническом спортивном клубе имени воинов-интернационалистов, так как проверить и подтвердить факт льготной работы истца в качестве инструктора парашютно-десантной подготовки не представляется возможным. <адрес> авиационно-технический спортивный клуб не состояла на льготном учете в отделе по формированию пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц, плановые проверки не проводились, поименные списки организацией не предоставляются, наблюдательное дело по данной организации не формировалось. Кроме того, в сведениях персонифицированного учета за указанный период работы на отражены сведения о специальном стаже, а в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» при подсчете специального стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.

Период работы истца с 15.10.1997 по 31.12.1997 года подлежит включению в специальный стаж в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона в календарном порядке, а период работы с 01.01.998 по 30.06.1998 – в льготном порядке (1 год работы за 2 года) по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании из копии книжки специалиста поисково-спасательной и парашютно-десантной службы (л.д. 17-25), копии трудовой книжки (л.д. 26-32) истец в спорный период работал в должности инструктора парашютно-десантной подготовки в Воронежском областном авиационно-техническом спортивном клубе имени воинов-интернационалистов.

С 29.07.2011 деятельность Воронежского областного авиационно-технического спортивного клуба имени воинов-интернационалистов прекращена, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 51-55). Документы Воронежского областного авиационно-технического спортивного клуба имени воинов-интернационалистов на хранение в архивы не поступали, в связи с чем подтвердить архивными справками трудовой стаж Суязова В.В. не представляется возможным (л.д. 56, 57).

Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. № 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. № 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.

Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. № 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

    Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.

    В связи с многочисленными запросами в адрес управления авиации ЦС РОСТО (ДОСААФ) по проблемным вопросам при оформлении пенсий работникам парашютных подразделений Центральным Советом РОСТО дано разъяснение от 09.03.2004г. № 52-186: «в категорию парашютистов всех наименований входят все штатные работники поисковоспасательной и парашютно-десантной службы авиационной организации (парашютист, инструктор-парашютист, инструктор ПДП. начальник склада-инструктор ПДП. техник- приборист. укладчик парашютов и т.д.), работа которых связана с совершением прыжков с парашютом». Поскольку парашютист - это тот, кто совершает прыжки с парашютом, а инструктор-парашютист - это квалифицированный парашютист, прошедший специальную подготовку, которая позволяет участвовать в проведении теоретической и практической подготовки людей, которые занимаются или собираются заниматься деятельностью, связанной с выполнением парашютных прыжков; участвовать в проведении специальной подготовки экипажей ВС по применению бортовых аварийно-спасательных средств (согласно Руководству по воздушному десантированию в гражданской авиации, утвержденному Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 12.08.1999 г. № 32), инструктор парашютно-десантной подготовки - это парашютист, имеющий звание "Инструктор парашютно-десантной подготовки" присвоенное по окончании программы подготовки председателем ДОСААФ России, следовательно, инструктор парашютно-десантной подготовки, старший инструктор парашютно- десантной подготовки являются парашютистами.

    Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников авиации РОСТО, утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 31.12.1992 г. № 69, Положению об обязанностях должностных лиц авиационной организации РОСТО по организации и проведению полетов, утвержденному приказом ЦС РОСТО №21 от 24.02.2009г., Руководства по парашютной подготовке авиации ДОСААФ России (РПП-83, РПП-90, РПП-2010) одной из основных функциональных обязанностей, инструктора парашютно-десантной подготовки, старшего инструктора парашютно-десантной подготовки является систематическое выполнение прыжков с парашютом, постоянное повышение своей специальной подготовки и совершенствование личного мастерства в выполнении прыжков с парашютом.

    Федеральной службой воздушного транспорта России в письме начальникам Региональных поисково-спасательных баз от 25.08.2000 г. №28.70253 даны разъяснения годовой нормы прыжков с парашютом и спусков со спусковыми устройствами с вертолетов в режиме висения с высоты не менее 10 метров для парашютистов, десантников и инструкторов-парашютистов всех наименований, работающих в предприятиях гражданской авиации.

    Годовая норма прыжков с парашютом для работников парашютно-пожарной службы баз авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства при исчислении сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в Центральных областях РСФСР - 15. Далее разъяснено, что «данные положения могут быть распространены на специалистов других наименований (парашютистов, десантников, инструкторов-парашютистов всех наименований), в связи с тем, что все перечисленные категории работников предприятий гражданской авиации и категории работников баз авиационной охраны лесов объединены в п.4 «Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. №459».

    Согласно сведениям федерального агентства воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) изложенным в письме директору ФГУ «Центральный АПСЦ» от 02.08.2010 г. №03.11/1-889 «воздушные суда Ан-2 и Ка-26 и их модификации, оснащенные поршневыми авиадвигателями, относятся к поршневой авиационной технике. Воздушные суда Ан-3, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28. Ил-76. Л-410, Ми-2, Ми-6, Ми- S. Ми-14, Ми-17, Ми-171, Ми-26. Ка-27, Ка-32, Ка-226 и их модификации, оснащенные газотурбинными двигателями, относятся к реактивной авиационной технике».

    Согласно копии трудовой книжки истец 15.10.1997 принят в Воронежский областной авиационно-технический спортивный клуб имени воинов-интернационалистов на должности инструктора парашютно-десантной подготовки, 17.07.1998 уволен по собственному желанию.

    Таким образом, должностные обязанности истца соответствуют должностным обязанностям работников летного состава.

    Из представленной суду книжки специалиста поисково-спасательной и парашютно-десантной службы видно, что по состоянию на 09.06.1998 истцом выполнено 34 прыжка с парашютом, из них с воздушного судна Ан-2 (поршневая авиационная техника) – 20 прыжков, с воздушного судна Ми-8 (реактивная авиационная техника) – 14 прыжков. Всего за 1998 год истцом выполнено 104 прыжка с парашютом, из которых с воздушного судна Ан-2 (поршневая авиационная техника) – 63 прыжка, с воздушного судна Ми-8 (реактивная авиационная техника) – 41 прыжок. Личный план парашютных прыжков на 1998 год выполнены полностью.

    Таким образом, за период с 15.10.1997 по 31.12.1997 истцом не представлено доказательств, подтверждающих выполнение годовой нормы прыжков, в связи с чем данный период подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке.

    Исходя из представленных доказательств, за 1998 год истцом годовая норма прыжков выполнена в полном объеме, из них более 15 прыжков, а именно 41 прыжок совершен с воздушного судна, которого относится к реактивной авиационной технике, в связи с чем период работы истца с 01.01.1998 по 30.06.1998 подлежит включению в льготном исчислении как 1 год работы за 2 года.

При этом, судом не принимаются во внимание доводы ответчика о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку в сведениях персонифицированного учета за указанные периоды работы не отражены сведения о специальном стаже по следующим основаниям.

В силу ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о страховых взносах в органы Пенсионного фонда РФ представляются страхователями на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П, отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца при наличии соответствующих записей в его трудовой книжке не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт непредоставления работодателем индивидуальных сведений о работе истца в спорный период не позволяет исключить его из страхового стажа истца, поскольку отсутствие указанных сведений само по себе не может являться безусловным основанием для возложения на него неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения права на зачет спорных периодов работы в страховой стаж, так как действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное отражение сведений о специальном и страховом стаже либо ставили в зависимость от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.

    При этом суд учитывает, что Суязов В.В. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 16.08.1998, а спорный период времени имеет место до его регистрации.

    На основании изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в спорный период времени истец работал в должности, предусмотренной Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 N 459, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению и, как уже указано судом, период работы с 15.10.1997 по 31.12.1997 подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона в календарном исчислении, а период работы с 01.01.1998 по 30.06.1998 – в льготном исчислении (1 год работы за 2 года).

При этом суд полагает, что в соответствии с правовым регулированием права на назначение пенсии, досрочная страховая пенсия по старости назначается в зависимости от рода деятельности.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Рассматривая требование истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона, суд учитывает, что специальный стаж истца с учетом включения спорного периода по состоянию на 05.04.2021 составит 25 лет 3 месяца 19 дней, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

В судебном заседании установлено, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона истец обратился в УПФР в г. Воронеже 06.04.2020.

В связи с тем, что истец в установленном законом порядке обратился в территориальный орган ПФ РФ, представил все необходимые для назначения пенсии документы, с учетом включения в специальный стаж спорного периода работы право на назначение пенсии у истца на момент обращения с заявление о назначении пенсии имелось, суд считает возможным удовлетворить требование истца о назначении и выплате пенсии с 06.04.2021. При удовлетворении требования о назначении и выплате истцу досрочной страховой пенсии по старости, суд учитывает, что решением ответчика от 25.11.2021 истцу с 02.11.2021 назначена досрочная страховая пенсия по старости.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Обязать ОПФР по Воронежской области включить в специальный стаж Суязова Виталия Валериевича в календарном исчислении период работы с 15.10.1997 по 31.12.1997; в льготном исчислении (один год работы за два года) период работы с 01.01.1998 по 30.06.1998 – в должности инструктора парашютно-десантной подготовки в Воронежской областном авиационно-техническом спортивном клубе имени воинов-интернационалистов.

Признать за Суязовым Виталием Валериевичем    право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 06.04.2021.

Обязать ОПФР по Воронежской области назначить и выплачивать Суязову Виталию Валериевичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 06.04.2021 с учетом назначенной и выплачиваемой пенсии с 02.11.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                 Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 17.12.2021.

1версия для печати

2-3847/2021 ~ М-3432/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Суязов Виталий Валериевич
Ответчики
ОПФР в г. Воронеже
Другие
Департамент труда и занятости неселения Воронежской области
Суязова Анастасия Андреевна
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Багрянская Виктория Юрьевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
10.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2021Передача материалов судье
15.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.10.2021Предварительное судебное заседание
13.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.11.2021Предварительное судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2022Дело оформлено
21.01.2022Дело передано в архив
24.01.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.01.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.02.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее