УИД 63RS0031-01-2023-002606-39
номер производства 2а-3086/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Тольятти, Самарская область, 20 июня 2023 года
ул.Белорусская, 16
Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,
при секретаре Анашкиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3086/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Булатовой Аделии Линаровне о взыскании недоимки по налогу и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Булатовой А.Л. о взыскании недоимки по налогу и пени.
В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также транспортный налог, но поскольку должник не исполнил в полном размере установленную законом обязанность по уплате налоговых обязательств, ответчику было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогу и пени. Административным ответчиком уплата начисленных налогов произведена не была, в связи с чем, административный истец просит взыскать с ответчика недоимку в общем размере 35111,21 руб., из которых: транспортный налог за 2020 год в размере 688 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 7045,07 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 27130,13 руб., пени в размере 248,01 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Булатова А.Л. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В соответствии с п. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании части 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Нижеперечисленные нормы налогового законодательства приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статьей 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В статье 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) указано, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) в случае неуплаты физическими лицами в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Транспортный налог отнесен к региональным налогам (статья 14 НК РФ).
Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 НК РФ).
Ставка транспортного налога на территории Самарской области установлена Законом Самарской области от 06.11.2002 года №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
Статьей 357 НК РФ определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В пункте 1 статьи 358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются объектом налогообложения транспортные средства, указанные в пункте 2 статьи 358 НК РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно положений статьи 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога осуществляется в порядке пункта 3 статьи 362 НК РФ.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно Письма Минфина России от 01.09.2017 г. № 02-07-10/56402 «Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» НК РФ.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
На основании части 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Статьей 423 НК РФ установлено, что расчетным периодом признается календарный год.
Из части 2 ст. 432 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) следует, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Судом установлено, что Булатова А.Л. с 20.10.2020 является собственником транспортного средства – автомобиля №, мощность двигателя 125.12 л.с.
На основании сведений государственных регистрирующих органов об объектах налогообложения за 2020 налоговый период, налоговым органом в адрес налогоплательщика Булатовой А.Л. сформировано налоговое уведомление № 45385344 от 01.09.2021, которым начислен транспортный налог в отношении автомобиля №, налоговая база 125.12, налоговая ставка 33.00, количество месяцев владения в году 2/12/ в размере 688 руб., а также земельный налог в размере 337 руб., налог на имущество в размере 1055 руб., с установлением срока оплаты до 01.12.2021.
В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок, в адрес Булатовой А.Л. было направлено требование №86769 по состоянию на 15.12.2021 об уплате транспортного налога в размере 688 руб., пени по нему в размере 2,24 руб., налога на имущество в размере 1055 руб., пени по нему в размере 3,43 руб., земельного налога в размере 337 руб., пени по нему в размере 1,10 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 18 января 2022.
Кроме того, Булатова А.Л. с 21.05.2020 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что влечет обязанность в силу статьи 23, статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Деятельность прекращена 01.11.2021, что подтверждается Выпиской из ЕГРИП.
В связи с неуплатой в установленный срок начисленных сумм взносов за 2021 налоговый период, налоговым органом административному ответчику выставлено требование № 585 по состоянию на 13 января 2022 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 27130,13 руб., пеней в размере 248,01 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общем размере 7045,07 руб., пеней в размере 64,40 руб., со сроком оплаты до 22 февраля 2022.
Налоговое уведомление и требования направлены Булатовой А.Л. посредством личного кабинета налогоплательщика, что подтверждается скриншотом рабочего стола пользователя программы АИС Налог-3 ПРОМ.
Указанные требования в полном объеме исполнены не были, в связи с чем, налоговая инспекция 25.04.2022 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налога.
Судом установлено и следует из материалов дела, что по входящему в предмет настоящего административного иска требованию № 86769 по состоянию на 15.12.2021 налоговый орган установил срок уплаты до 18 января 2022, сумма задолженности не превышает 10 000 рублей, таким образом, срок подачи заявления о взыскании налога и пеней по требованию истекает 18 июля 2025.
По входящему в предмет настоящего административного иска требованию № 585 по состоянию на 13.01.2022 налоговый орган установил срок оплаты до 22 февраля 2022, сумма задолженности (с учетом требования № 86769) превышает 10 000 рублей, таким образом, срок подачи заявления о взыскании налога и пени по требованиям № 86769 и № 585 истекает 22 августа 2022.
04.05.2022 мировым судьей судебного участка № 112 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 16.11.2022 был отменен на основании заявления Булатовой А.Л.
После отмены судебного приказа, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу и пени. Иск подан в суд 11.04.2023, то есть сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ для взыскания недоимки в судебном порядке нарушены не были.
Суд считает, что у налогового органа возникло право обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки: по транспортному налогу за 2020 год, выставленной по требованию № 86769 от 15.12.2021 и страховым взносам за 2021 налоговый период, выставленной по требованию № 585 от 13.01.2022, налоговым органом полностью соблюдена процедура принудительного взыскания недоимки, подтвержден факт направления налогового требования об уплате недоимки, предусмотренный положениями ст. 48 НК РФ шестимесячный срок взыскания недоимки на дату подачи заявления о выдаче судебного приказа не истек, срок обращения в суд общей юрисдикции пропущен не был.
Доказательства уплаты в полном размере начисленных налоговых платежей за 2020 и 2021 налоговый период, стороной ответчика представлены не были, размер неуплаченной задолженности по налогу составляет в общей сумме 35111,21 руб., из которых: транспортный налог за 2020 год в размере 688 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 7045,07 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 27130,13 руб., пени в размере 248,01 руб.
Оснований не доверять правильности расчета у суда не имеется, административным ответчиком расчет не оспорен.
В силу требований налогового законодательства РФ, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка: по транспортному налогу за 2020 год в размере 688 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2021 налоговый период в размере 34423,21 руб., что в общей сложности составляет 35111,21 руб.
В соответствии с положениями ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ, а также подпункта 1 пункта 1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета городского округа Тольятти в размере 1253,34 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с Булатовой Аделии Линаровны, ИНН №, зарегистрированной по адресу: г. Тольятти, <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области недоимку в размере 35111 рублей 21 копейка, из которых: транспортный налог за 2020 налоговый период в размере 688 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 налоговый период в размере 7045 рублей 07 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 налоговый период в размере 27130 рублей 13 копеек, пени в размере 248 рублей 01 копейка.
Взыскать с Булатовой Аделии Линаровны в доход местного бюджета городского округа Тольятти государственную пошлину в размере 1253 рубля 34 копейки.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор.Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 04.07.2023
Председательствующий Ю.С.Ахтемирова