УИД 60RS0001-01-2021-006695-753
Производство по делу № 2-2498/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2021 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лугиной Р.Н.
при секретаре судебного заседания Волковой Ю.В.,
с участием представителя истца Канаевой Э.Ф.,
представителя ответчика Демич М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой С.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области о взыскании денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплаты денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Соловьева С.А. обратилась суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), к МИФНС № 1 России по Псковской области (далее – Инспекция), в обоснование которого указала, что с ***2002 проходила государственную гражданскую службу в Инспекции в различных должностях, ***2021 – уволена в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего. В период службы, при расчете суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2020 и 2021 годах представитель нанимателя не учитывал выплаченные ей в 2019-2021 годах средства материального стимулирования, по причине чего денежное содержание было выплачено в меньшем размере. Помимо этого, данные выплаты не были включены в расчет выплаченной ей при увольнении со службы компенсации за неиспользованный отпуск. В этой связи, считая свои трудовые права нарушенными, просила взыскать с ответчика денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за 2020 и 2021 годы в общей сумме 34 208,74 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 9 026,03 руб., компенсацию за нарушение срока выплаты денежного содержания на период нахождения в отпусках в в размере 2 940,84 руб., компенсацию за нарушение срока выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере 337,87 руб., компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб., судебные расходы по оплате юридических услуг представителя в размере 15 000 руб., почтовых услуг в размере 550 руб.
Представитель ответчика полагала иск не подлежащим удовлетворению, мотивировав позицию тем, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания истца, не являются его составной частью, поэтому оснований для включения полученных истцом сумм материального стимулирования в расчеты денежного содержания в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск не имеется.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, с ***2002 истец проходила федеральную государственную гражданскую службу в МИФНС России № 1 по Псковской области в должности "должность"; с ***2012 – должности "должность"; ***2021 – уволена по основанию пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего (л.д. 16,17,18).
При увольнении, среди прочих выплат, истцу выплачена компенсация за 13 дней, неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска.
В период службы истцу на основании приказов начальника МИФНС России № 1 по Псковской области выплачивались суммы материального стимулирования, которые не были учтены при расчете размера ее денежного содержания в целях определения компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также при выплате денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2020 и 2021 годах: июне 2019 года - в размере 8 189 руб.; июле 2019 года – 36 270 руб. и 23 973 руб.; августе 2019 года – 15 982 руб.; сентябре 2019 года – 7 991 руб., 13 305 руб., 28 100 руб.; ноябре 2019 года – 16 883 руб., 9 410 руб.; декабре 2019 года – 49 440 руб., 16 843 руб.; марте 2020 года – 20 049 руб.; апреле 2020 года – 41 946 руб.; мае 2020 года – 16 673 руб.; июне 2020 года – 9 469 руб., 38 520 руб.; августе 2020 года – 16 673 руб.; сентябре 2020 года – 33 070 руб.; октябре 2020 года – 6 154 руб.; ноябре 2020 года – 22 292 руб., 25 094 руб.; декабре 2020 года – 34 230 руб.; апреле 2021 года – 37 000 руб. (л.д. 56-78).
Как следует из содержания приказов о выплате средств материального стимулирования, указанные в них суммы материального стимулирования выплачивались на основании приказов УФНС России по Псковской области от ***2019 № 2№; от ***2019 № №; от ***, которыми утверждено распределение лимитов бюджетных обязательств, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих налоговых органов Псковской области за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, выделенных на материальное стимулирование Инспекции за 1 квартал 2019 года, за 2 квартал 2019 года, за 3 квартал 2019 года, за 4 квартал 2019 года, за 1 квартал 2020 года, за 2 квартал 2020 года, за 3 квартал 2020 года, за 4 квартал 2020 года; а также писем УФНС России по Псковской области от ***2019 № 2***
Пунктом 9 служебного контракта истца установлено, что её денежное содержание состоит, в том числе, из других, помимо перечисленных в контракте, выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (л.д. 21-36).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат
Частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ определено, что к дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуск.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск (пункт 6 Правил).
В силу части 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премий за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Помимо этого, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 названной статьи 51, а также за счет средств на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 51 Федерального закона).
Частью 6 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ определено, что порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
Из пунктов 8,9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» следует, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется, в том числе, за счет средств, направляемых для выплаты дополнительных выплат, а также за счет других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.11.2019 № АКПИ19-773, средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, учитываются при исчислении денежного содержания в соответствии с указанными Правилами.
По совокупности приведенных нормоположений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, которые подлежат включению в расчет денежного содержания служащего, в том числе, при уходе в очередной ежегодный оплачиваемый отпуск и при расчете компенсации за неиспользованный отпуск.
Таким образом, исходя из вышеприведенных нормоположений и установленных по спору обстоятельств, истец вправе требовать перерасчета денежного содержания на период нахождения в отпусках и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении со службы.
Согласно представленному истцом расчету сумма недоплаченного денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за 2020-2021 годы составляет 34 208,74 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 2 940,84 руб., которые суд и взыскивает с ответчика в её пользу (л.д. 101-104).
В силу части 1 статьи 236 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) при нарушении работодателем установленного срока выплат при увольнении работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Исходя из того, что при предоставлении ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков в 2020 и 2021 годах (с 17.08.2020 по 19.08.2020; с 20.08.2020 по 29.08.2020; с 29.12.2020 по 31.12.2020; с 24.02.2021 по 07.03.2021) денежное содержание истцу выплачивалось в меньшем размере, без учета средств материального стимулирования, которые также не учеты при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, выплаченной истцу при увольнении, требование истца о взыскании, предусмотренной статьей 236 ТК РФ компенсации за нарушение срока выплаты полагавшихся работнику денежных выплат, также подлежит удовлетворению (л.д. 79-82,83-88).
Согласно расчету истца, с которым суд соглашается, поскольку он составлен с учетом требований статьи 236 ТК РФ, периодов предоставления истцу отпусков, компенсация за нарушение срока выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках составляет 2 940,84 руб., компенсация за нарушение срока выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении равна 337,87 руб., которые суд и взыскивает с ответчика.
Расчет и размер всех указанных сумм ответчиком не оспаривался. Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что все расчеты стороной ответчика проверены и арифметически они верны.
В силу указанного доводы представителя ответчика суд не принимает во внимание, находя их основанным на неверном толковании материального права.
Суждения стороны ответчика об отсутствии оснований для включения выплаченных истцу сумм средств материального стимулирования в расчет денежного содержания для выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении со службы, со ссылкой на письма Министерства финансов РФ от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, Министерства труда и социально защиты РФ от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300, в которых указано на то, что средства материального стимулирования не отнесены законом к составным частям денежного содержания государственного служащего, являются иными выплатами, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя, а потому не должны учитываться при исчислении денежного содержания в указанных случаях, не убеждают суд в обоснованности позиции представителя нанимателя.
Данные письма не относятся к числу нормативных правовых актов, применяемых судом при рассмотрении и разрешении соответствующих споров, содержащиеся в них разъяснения, не являются обязательными для судов.
Из пункта 10.13 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2019 № 610, следует, что Минфин России издает нормативные правовые акты в виде приказов, издание нормативных правовых актов в виде писем Положением не предусмотрено.
В пункте 10.20 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, указано, что Минтруд России издает нормативные правовые акты в виде приказов, издание нормативных правовых актов в виде писем Положением не предусмотрено.
Следовательно, указанные письма не является нормативными правовыми актами, носят информационно-разъяснительный характер, оснований для их применения при разрешении спора суд не усматривает.
В части предъявленного истцом требования о компенсации морального вреда, то суд признает его обоснованным и подлежащим удовлетворению по правилам статьи 237 ТК РФ.
Оценив сложившиеся правоотношения, фактические обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец действительно претерпела определенные нравственные страдания и негативные переживания в связи с неправомерными действиями представителя нанимателя, связанными с неверным исчислением подлежащих к выплате сумм денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия.
Учитывая принцип разумности и справедливости, степень вины ответчика, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
На основании статьи 98 ГПК суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные ею судебные расходы по оплате почтовых услуг в размере 550 руб. по направлению стороне истца искового заявления с приложенными к нему документами.
Частью 1 статьи 98 и частью 1 статьи 100 ГПК РФ определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе, расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Исходя из позиции Верховного Суда РФ, выраженной в постановлении Пленума ВС РФ от 21.01.2016 №1, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые в сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела и продолжительность его рассмотрения, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, и другие обстоятельства.
Исходя из характера спора, не представляющего большой сложности, количества судебных заседаний и фактического участия представителя в судебных заседаниях, объем и качества выполненной им работы, суд считает сумму понесенных истцом расходов по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб. завышенной и подлежащей уменьшению. Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает в данном случае сумму в размере 10 000 руб. достаточной и разумной.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Соловьевой С.А. удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области в пользу Соловьевой С.А. денежное содержание в размере 34 208,74 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 9 026,03 руб., компенсацию за нарушение срока выплаты денежного содержания в размере 2 940,84 руб., компенсацию за нарушение срока выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере 337,87 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., судебные расходы по оплате почтовых услуг в размере 550 руб., услуг представителя в размере 10 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Лугина Р.Н.