РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2016 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Чариной Е.В.,
при секретаре Брянской В.И.,
с участием:
представителя истца - администрации города Тулы по доверенности Шилина Е.Ю.,
представителя ответчика Бурмистрова В.Н. в порядке статьи 50 ГПК РФ адвоката Семиной Г.М.,
помощника прокурора Пролетарского района г. Тулы Кузнецова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № по иску администрации города Тулы к Бурмистрову В.Н. о выселении, снятии с регистрационного учета и вселении в благоустроенное жилое помещение,
установил:
администрация города Тулы обратилась в суд с иском к Бурмистрову В.Н. о выселении, снятии с регистрационного учета и вселении в благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что членом семьи умершего нанимателя однокомнатной <адрес> является Бурмистров В.Н., который согласно выписке из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениям отдела адресно-справочной службы УФМС России по Тульской области зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь <адрес> составляет <данные изъяты> кв. м, жилая – <данные изъяты> кв. м. Жилой дом <адрес> признан аварийным постановлением Главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении актов межведомственных комиссий о признании аварийными жилых домов в г. Туле», постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №». Отселение дома происходит во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Туле на 2013-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение доступным, комфортным жильем и повышение качества жилищного фонда населения муниципального образования город Тулы на период 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, во исполнение постановления администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня, реестра многоквартирных домов, переселяемых в соответствии с подпрограммой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Туле на 2013-2015 годы» и планируемых показателей выполнения подпрограммы. Постановлениями администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма в домах, расположенных по адресам: <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении дополнений в постановление администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №» ответчику Бурмистрову В.Н. предоставлено благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 (один) человек в виде однокомнатной <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № КИиЗО № ответчик был уведомлен о предоставлении благоустроенного жилого помещения по вышеуказанному адресу, однако до настоящего времени в предоставленную квартиру не вселился, договор социального найма не заключил. В настоящее время жилой <адрес> подлежит сносу, однако фактическое проживание и наличие регистрации ответчика Бурмистрова В.Н. по данному адресу препятствует администрации города Тулы в осуществлении сноса аварийного дома.
На основании изложенного, истец просил суд выселить Бурмистрова В.Н. из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; снять Бурмистрова В.Н. с регистрационного учета по адресу: <адрес>; вселить Бурмистрова В.Н. в однокомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца – администрации города Тулы по доверенности Шилин Е.Ю. подержал исковые требования администрации города Тулы, пояснив, что исковые требования основаны на положениях статей 86, 89 Жилищного кодекса РФ и мотивированы тем, что постановлениями администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма в домах, расположенных по адресам: <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении дополнений в постановление администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №» Бурмистрову В.Н. предоставлено благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 (один) человек в виде в виде находящейся в муниципальной собственности однокомнатной <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. Принятие указанного постановления обусловлено фактом включения жилого <адрес> в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Туле на 2013-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение доступным, комфортным жильем и повышение качества жилищного фонда населения муниципального образования город Тула на период 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № и принятой во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В соответствии с паспортом подпрограммы, ее задачами являются переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также ликвидация существующего аварийного жилищного фонда. Однако ответчик не переселился в предоставленную квартиру, чем препятствуют проведению работ по сносу дома по адресу: <адрес>. Указал, что переселение в связи со сносом дома, признанного аварийным, предусматривает предоставление равнозначного (по общей площади и по числу комнат) жилого помещения взамен изымаемого, что учтено администрацией города Тулы при переселении Бурмистрова В.Н.
Ответчик Бурмистров В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался телеграммами, направленными по месту жительства, указанному в ответе отдела адресно-справочной службы УФМС России по Тульской области: <адрес>, однако направленные телеграммы вернулись с отметкой отделения связи о невручении («дом нежилой, местонахождение адресата неизвестно»).
Сведениями об ином месте жительства ответчика Бурмистрова В.Н. суд не располагает.
Представитель ответчика Бурмистрова В.Н. в порядке статьи 50 ГПК РФ адвокат Семина Г.М. в судебном заседании исковые требования администрации города Тулы не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, поскольку предоставляемое Бурмистрову В.Н. жилое помещение взамен аварийного должно находиться в черте того же населенного пункта, в то время как жилое помещение в <адрес> не соответствует данному требованию.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной миграционной службы по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца - администрации города Тулы по доверенности Шилина Е.Ю., возражения представителя ответчика Бурмистрова В.Н. в порядке статьи 50 ГПК РФ адвоката Семиной Г.М., заключение помощника прокурора Пролетарского района г. Тулы Кузнецова А.Е., полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований администрации города Тулы отказать, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бурмистров В.Н. является членом семьи умершего нанимателя однокомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по данному адресу.
Постановлением Главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении актов межведомственных комиссий о признании аварийными жилых домов в городе Туле», постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №» жилой <адрес> признан аварийным.
В рамка реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Туле на 2013-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение доступным, комфортным жильем и повышение качества жилищного фонда населения муниципального образования город Тула на период 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № и принятой во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», с целью отселения ответчика из жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, постановлено предоставить Бурмистрову В.Н. однокомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>
Материалами дела подтверждается, что указанная квартира принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Тула.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено уведомление о предоставлении благоустроенного жилого помещения и необходимости заключения договора социального найма на данное помещение, однако до настоящего времени Бурмистров В.Н. в предоставленную квартиру не вселился, договор социального найма не заключил.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно статьям 1 -3 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в Закон Тульской области «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Тульской области», принятого Тульской областной Думой ДД.ММ.ГГГГ, объединены муниципальные образования рабочий <адрес>, рабочий <адрес> с муниципальным образованием город Тула.
Со дня вступления в силу настоящего Закона муниципальные образования рабочий <адрес>, рабочий <адрес> утрачивают статус муниципального образования; полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, рабочий <адрес>, рабочий <адрес> прекращаются со дня вступления в силу настоящего Закона.
Муниципальное образование город Тула является правопреемником муниципальных образований <адрес>, рабочий <адрес>, рабочий <адрес> со дня вступления в силу настоящего Закона.
Статьей 2-1 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа», принятого Постановлением Тульской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что в состав территории муниципального образования город Тула входят населенные пункты согласно перечню (Приложение 3).
Муниципальное образование город Тула наделено статусом городского округа (статья 2 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО).
В соответствии с Приложением 3 к Закону Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО (в ред. Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ) «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа» в состав территории муниципального образования город Тула входят следующие населенные пункты: <адрес>, …, Ильинский сельский округ: <адрес>.
Настаивая на удовлетворении исковых требований о выселении Бурмистрова В.Н. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, представитель истца исходил из того, что жилое помещение, расположенное в <адрес>, в которое администрация города Тулы просит выселить ответчика, находится в границах того же муниципального образования – город Тула, где в настоящее время проживает и зарегистрирован по месту жительства Бурмистров В.Н., предоставляемое жилое помещение благоустроенное, отвечает установленным требованиям, по общей и жилой площади равнозначно ранее занимаемому жилому помещению.
Однако с такими доводами истца согласиться нельзя, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Как было указано выше, предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Заявляя настоящий иск, администрация города Тулы не учла различия между понятиями «границы населенного пункта» и «границы муниципального образования».
Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Статьей 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.
В связи с этим территория городского округа представляет собой совокупность указанных выше территорий, в том числе тех, на которых расположены сельские населенные пункты.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше Закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Наделение субъектом Российской Федерации муниципального образования статусом городского округа, в состав которого наряду с городской чертой соответствующего городского населенного пункта вошли сельские населенные пункты, повлекло изменение территориальной организации местного самоуправления.
Таким образом, понятие «населенный пункт» применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом аварийного дома, не является равнозначным понятиям «муниципальное образование», «городской округ» или «муниципальный район».
Учитывая, что занимаемое ответчиком Бурмистровым В.Н. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания, в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах данного населенного пункта, то есть города Тулы, а предоставление жилого помещения в другом населенном пункте – <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к предоставляемому жилому помещению, в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса РФ.
Указанная правовая позиция нашла отражение в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 года.
В связи с этим нельзя признать законным требование истца - администрации города Тулы о выселении ответчика Бурмистрова В.Н. из непригодного для проживания жилого помещения в другое жилое помещение, которое хотя и находится в границах того же муниципального образования (городского округа), но расположено за пределами населенного пункта, в котором находится ранее занимаемое им (ответчиком) жилое помещение. Переселение (при отсутствии на это согласия нанимателя и членов его семьи) в другой населенный пункт в рамках реализации мер по ликвидации аварийного жилого фонда, законом не предусмотрено. Письменное согласие ответчика на переселение в благоустроенное жилое помещение, расположенное в другом населенном пункте муниципального образования (городского округа) город Тула, не представлено.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований администрации города Тулы к Бурмистрову В.Н. о выселении, снятии с регистрационного учета и вселении в благоустроенное жилое помещение
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований администрации города Тулы к Бурмистрову В.Н. о выселении, снятии с регистрационного учета и вселении в благоустроенное жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Чарина