Дело № 2-5274/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2015 года г.Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.В.
при секретаре Молоствовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению В.С.В. к ОСП Октябрьского района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, о признании незаконным бездействия ОСП Октябрьского района г. Калининграда, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
В.С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Октябрьского района г. Калининграда, Министерству финансов РФ в лице УФК по Калининградской области, указав, что решением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > было признано незаконным бездействие ОСП Октябрьского района ФИО2 по Калининградской области. С момента вынесения решения суда прошло полгода, однако судебный пристав-исполнитель продолжает бездействовать, исполнительный документ должен быть исполнен в течение 2 месяцев. Просит признать незаконным бездействие ОСП Октябрьского района ФИО2 по Калининградской области в части неисполнения исполнительного производства № в размере 600 000 руб. с < Дата > по < Дата >, возложить обязанность устранить допущенное нарушение.
В ходе рассмотрения дела В.С.В. уточнил требования иска, просит признать незаконным бездействие ОСП Октябрьского района УФССП по Калининградской области в части неисполнения исполнительного производства № на сумму 600 000 руб. с сентября 2014 года по < Дата >, выразившееся в неисправлении нарушений, допущенных в период с марта 2012 года по сентябрь 2014 года, установленных решением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата >, обязать исправить допущенные нарушения.
В судебное заседание В.С.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 58 КАС РФ судом отказано в признании полномочий ФИО2 В.С.В. У.А.В. на участие в административном деле, поскольку в нарушение положений ст. 55 КАС РФ не был представлен документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования.
В признании полномочий представителя ответчика ОСП Октябрьского района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области судебного пристава-исполнителя А.Т.В. судом также отказано на основании ч. 4 ст. 58 КАС РФ.
Представитель УФССП России по Калининградской области Р.Д.Н. действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что ОСП приняты все необходимые меры для исполнения исполнительного производства, с должника взыскано 1 774,59 руб. путем списания денежных средств со счета, в полном объеме решение суда не исполнено. В регистрирующие органы направлены соответствующие запросы, вынесены постановления о наложении ареста на денежные средства, находящиеся в кредитных учреждениях. Было вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств, осуществлялись выходы по месту жительства должника. В связи с отсутствием сведений о месте нахождения У.Д.В. вынесено постановление об исполнительном розыске должника. Кроме того, двухмесячный срок для исполнения исполнительного документа не является пресекательным.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, представитель ФССП России не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
У.Д.В. в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался по известному суду адресу.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства №, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Федерального закона от < Дата > №229-ФЗ
"Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от < Дата > N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель должен совершать исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
На основании части 1 статьи 64 Закона судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от < Дата > N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от < Дата > №229-ФЗ
"Об исполнительном производстве" предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Указанный двухмесячный срок не является пресекательным, но установлен в интересах взыскателя и гарантирует ему возможность реализации права на удовлетворение его требований к должнику, в силу чего судебный пристав-исполнитель обязан в течение двух месяцев со дня поступления к нему исполнительного документа принять все установленные меры для исполнения названного документа.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, статьи 6 Конвенции, гарантирующей право каждого на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки, и основанных на данной норме права правовых позиций Европейского Суда, вступившие в законную силу решения суда должны исполняться, государство должно гарантировать, используя соответствующие способы, исполнение судебных решений. Задержка исполнения судебного решения не может быть такой, чтобы она нарушала саму суть права, гарантируемого пунктом 1 статьи 6 Конвенции. Указанным обусловлена необходимость соблюдения сокращенных процессуальных сроков в рамках исполнительного производства. Вступившие в законную силу решения суда должны исполняться, государство должно гарантировать, используя соответствующие способы, исполнение судебных решений.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 229-ФЗ от < Дата > "Об исполнительном производстве" исполнительное производство должно осуществляться на принципе своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Как установлено судом при разрешении возникшего спора, < Дата > на основании исполнительного листа, выданного по решению Центрального районного суда г. Калининграда, в ОСП Октябрьского района г. Калининграда было возбуждено исполнительное производство 6931/12/05/39, о взыскании с У.Д.В. в пользу взыскателя В.С.В. задолженности в размере 600 000 руб.
Решением Центрального районного суда г.Калининграда от < Дата >, вступившим в законную силу < Дата > бездействие ОСП Октябрьского района г. Калининграда, выразившееся в неполноте проведенных исполнительных действий по исполнительному производству № в период с марта 2012 года по сентябрь 2014 года признано незаконным.
При этом судом было установлено, что с момента возбуждения исполнительного производства судебные приставы-исполнители ОСП Октябрьского района г. Калининграда, на исполнении находилось указанное исполнительное производство, не предприняли должных мер по принудительному исполнению исполнительного производства.
В исковом заявлении, и пояснениях, данных ранее в суде, представитель истца У.А.В. ссылался на то обстоятельство, что с момента возбуждения исполнительного производства, должных мер для взыскания с должника денежных средств не предпринято. Факт бездействия должностных лиц в период с марта 2012 года по сентябрь 2014 года установлен решением суда от < Дата >, однако до настоящего времени решение суда о взыскании денежных средств, вступившее в законную силу < Дата > не исполнено, что свидетельствует о длительном бездействии со стороны судебных приставов-исполнителей ОСП Октябрьского района г. Калининграда.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что в период с момента вынесения решения суда от < Дата > до настоящего времени реальных мер, направленных на исполнение судебного решения, судебными приставами-исполнителями ОСП Октябрьского района г. Калининграда не предпринималось.
Так, из материалов исполнительного производства № следует, что в период с сентября по ноябрь 2014 г. были направлены запросы в финансовые учреждения о наличии денежных средств на счете должника и имущественных обязательств, однако ответы на такие запросы получены не в полном объеме.
< Дата > судебным приставом Ф.Ю.С. составлен акт совершения исполнительных действий о выходе на место жительства должника по адресу: г. Калининград, < адрес >, в ходе которого установлено отсутствие У.Д.В. по месту проживания, вынесено постановление о принудительном приводе должника.
13, 17, 24 и < Дата > совершались выходы по месту жительства и месту работы должника. < Дата > вынесено постановление о направлении исполнительного документа по месту работы должника в ООО «ТД Парикмахер».
Постановлением от < Дата > обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счете должника в ЗАО «Райффайзенбанк».
< Дата > вынесено постановление об исполнительном розыске должника, < Дата > повторно сделаны запросы в финансовые и кредитные учреждения в отношении денежных средств, принадлежащих У.Д.В.
< Дата > исполнительные производства №?12?05?39, №?15?39005-ИП, №?15?39005-ИП объединены в сводное по взыскателю В.С.В., сводному исполнительному присвоен номер №?12?05?39.
В настоящее время исполнительное производство находится на исполнении судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района № г. Калининграда А.Т.В.
Вместе с тем, суд полагает, что должностные лица ОСП Октябрьского района г. Калининграда ФИО2 по Калининградской области в нарушение требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", а именно судебные приставы-исполнители, на исполнении которых находилось вышеуказанное исполнительное производство, не обеспечили исполнение вступившего в законную силу решения суда в установленный законом срок, судебными приставами-исполнителями не принимались действенные меры по принудительному исполнению исполнительного документа.
Как следует из постановления о запрете совершения регистрационных действий от < Дата > за должником зарегистрированы транспортные средства, однако за спорный период не предприняты эффективные меры для взыскания задолженности при наличии такой возможности.
Каких-либо иных исполнительных действий, направленных на реальное исполнение требований исполнительного документа, должностными лицами ОСП Октябрьского и Центрального района г. Калининграда при исполнении исполнительного производства в отношении должника У.Д.В. не совершалось, мер принудительного исполнения не принималось. До настоящего времени требования исполнительного документа должником не исполнены, исполнительное производство не окончено, с момента возбуждения исполнительного производства с У.Д.В. взыскано 1 774,59 руб., задолженность должника составляет 598 225,41 руб.
В соответствии с ч.1, п.5 ч.7 ст. 36 ФЗ РФ № 229-ФЗ от < Дата > «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. В данный срок не включается время со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения такого обращения.
Согласно ст.105 вышеназванного Федерального Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Анализ материалов исполнительного производства свидетельствует о нарушении судебными приставами-исполнителями Отдела судебных приставов Октябрьского района (в настоящее время Центрального района №) г. Калининграда предусмотренного законом срока исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, который на момент рассмотрения настоящего дела составил более трех лет.
Отсутствие соответствующих исполнительных действий по обращению взыскания на заработную плату и иные доходы, а также имущество должника, свидетельствует о бездействии судебных приставов-исполнителей, повлекшем нарушение прав взыскателя на полное, правильное и своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, который до настоящего времени не исполнен, при том, что отсрочка исполнения решения суда не должнику предоставлялась.
Таким образом, факт бездействия судебных приставов-исполнителей ОСП Октябрьского района г. Калининграда по исполнению исполнительного документа, подтверждается как материалами исполнительного производства, так и вступившим в законную силу решением суда. Нарушение прав В.С.В., как участника исполнительного производства представляется суду очевидным.
Обстоятельств, объективно препятствующих исполнению требований исполнительного документа, судом не установлено.
Учитывая, что решением суда от < Дата > установлен факт бездействия с момента возбуждения исполнительного производства до сентября 2014 г., однако до настоящего времени требования исполнительного листа не исполнены, суд признает, что бездействие судебных приставов-исполнителей ОСП Октябрьского района г. Калининграда носит длительный характер, и находит подлежащими удовлетворению требования в части признания незаконным бездействия с сентября 2014 года по июль 2015 года. Таким образом, исковые требования В.С.В. подлежат частичному удовлетворению за указанный период.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на ОСП Октябрьского района (в настоящее время ОСП Центрального района №) г. Калининграда обязанность устранить допущенное нарушение прав взыскателя В.С.В.
Руководствуясь ст.ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования В.С.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ОСП Октябрьского района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, выразившееся в неполноте проведенных исполнительных действий и мероприятий по исполнительному производству № в период с января 2015 года по июль 2015 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
В окончательной форме решение суда принято < Дата >.
Судья Е.В.Герасимова