Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-54/2022 ~ М-24/2022 от 21.01.2022

Дело № 2-54/2022

УИД 28RS0-88

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ пгт Новобурейский

Бурейский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Пасюк И.М.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Амурский уголь» к ФИО1 о взыскании задолженности по ученическому договору,

установил:

Акционерное общество «Амуруголь» обратилось в суд с иском к ФИО1, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и АО «Амуруголь» заключен трудовой договор, согласно приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ ответчик принят на должность ученика машиниста вагоноопрокидывателя 1 разряда. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен ученический договор на профессиональное обучение (без отрыва от работы), согласно которому ответчик был направлен на обучение в «Учебно-курсовой комбинат АО «Амуруголь» по профессии «машинист вагоноопрокидывателя». Стоимость затрат, связанных с обучением, составила 3713 рублей 16 копеек. В соответствии с п. 2.3.5 договора после окончания обучения ответчик обязан проработать в обществе не менее трех лет. Пунктом 3.1 договора предусмотрено возмещение обществу затрат, понесенных ответчиком за обучение, в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного договором срока. После прохождения обучения ответчику присвоена квалификация «машинист вагоноопрокидывателя 3 разряда. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик переведен на должность «машинист вагоноопрокидывателя 3 разряда». Приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ ответчик уволен по собственной инициативе (п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации». Таким образом, ответчик не отработал предусмотренные договором три года. Задолженность ответчика за обучение пропорционально неотработанному времени по ученическому договору составила 3610 рублей 02 копейки, из них удержана сумма 531 рубль 64 копейки, оставшаяся сумма задолженности ответчика перед истцом составляет 3078 рублей 38 копеек.

В данной связи, ссылаясь на положения ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации, истец просил суд взыскать с ответчика в пользу АО «Амуруголь» задолженность по ученическому договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3078 рублей 38 копеек; а также сумму уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 400 рублей.

Истец АО «Амуруголь» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялся судом надлежащим образом посредством направления корреспонденции почтовой связью по адресу его регистрации. Конверт с почтовым отправлением возвращен в адрес суда неврученным с отметкой об истечении срока хранения. При осуществлении звонка на номер телефона, зарегистрированный согласно данным оператора сотовой связи на имя ответчика, ответившее на телефонный звонок лицо представиться не пожелало, при этом пояснило, что ФИО1 ему не знаком. Неполучение ответчиком почтовой корреспонденции по извещениям организации почтовой связи, о чем свидетельствует возврат конверта в суд по истечении срока хранения, применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ , абзаца второго пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской федерации и части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом расценивается как надлежащее извещение.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 198 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

В соответствии со ст. 199 Трудового кодекса Российской Федерации, ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

Положениями части 2 ст. 207 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право работодателя требовать возмещения ему полученной учеником за время ученичества стипендии, а также других понесенных расходов в связи с ученичеством в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе.

В соответствии со статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин. Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы.

Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Частью первой данной статьи определено, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Согласно статье 248 Трудового кодекса Российской Федерации (порядок взыскания ущерба) взыскание работодателем суммы причиненного ущерба производится с виновного работника.

Из приведенных нормативных положений Трудового кодекса Российской Федерации об ученическом договоре и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что на лиц, заключивших ученический договор (учеников), распространяется трудовое законодательство. В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по ученическому договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством. При наличии уважительной причины, препятствующей ученику приступить к работе по приобретенной специальности, то есть при отсутствии вины в действиях (бездействии) ученика, понесенные работодателем в связи с ученичеством расходы возмещению учеником не подлежат. Условия ученического договора, определенные соглашением сторон, предусматривающие обязанность ученика возместить затраты на его обучение независимо от наличия виновных действий ученика и характера причин, по которым ученик не выполнил свои обязательства по ученическому договору, в том числе когда он не приступил к работе, являются недействительными при включении их в ученический договор.

Следовательно, вопрос о возложении на ученика обязанности возместить работодателю затраты, понесенные работодателем на обучение ученика, суду следует разрешать с учетом нормативных положений статьи 206, части второй статьи 207, статей 233, 248, 249 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 был принят на работу в АО «Амуруголь» на должность ученика машиниста вагоноопрокидывателя, 1 разряда на разрез «Северо-Восточный», участок сортировки угля, на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24), трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

Также ДД.ММ.ГГГГ между АО «Амуруголь» и ФИО1 был заключен ученический договор -и/2021 на профессиональное обучение (без отрыва от работы) (л.д 37-38), по условиям которого работодатель АО «Амуруголь» направляет работника ФИО1 на обучение в «Учебно-курсовой комбинат АО «Амуруголь» по профессии «машинист вагоноопрокидывателя»; продолжительность обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в объеме 97 часов; форма обучения индивидуальная, с закреплением работника (ученика) за наставником; стоимость затрат, связанных с обучением, 3713 рублей 16 копеек; работник направляется на учебу без отрыва от работы; по окончании обучения работник получает квалификацию «машинист вагоноопрокидывателя». Пунктом 2.3.5 ученического договора закреплена обязанность работника (ученика) отработать у работодателя после окончания обучения не менее трех лет. В соответствии с пп. «б» п. 3.1 ученического договора работник возмещает работодателю затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному по полученной специальности сроку, установленному п. 2.3.5 настоящего договора при увольнении работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения срока, установленного п. 2.3.5 настоящего договора, а также за нарушение трудовой дисциплины, совершение других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы.

Обучение ответчика проведено, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ квалификационная комиссия «Учебно-курсового комбината» АО «Амуруголь» провела проверку знаний работника ФИО1, прошедшего индивидуальное обучение, и выявила удовлетворительный результат; решением квалификационной комиссии ФИО1 присвоена квалификация «машинист вагоноопрокидывателя третьего разряда».

Право на осуществление образовательной деятельности с реализацией основных программ профессионального обучения «Учебно-курсового комбината» АО «Амуруголь» подтверждается соответствующими лицензиями (л.д. 22-23).

В связи с завершением обучения, в соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ о переводе работника на другую работу (л.д. 39), ФИО1 был переведен на должность машиниста вогоноопрокидывателя 3 разряда, разрез «Северо-Восточный», участок сортировки угля.

Приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 был уволен с занимаемой должности по собственной инициативе (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Доказательств невозможности осуществления трудовой деятельности по уважительным причинам, что являлось бы основанием для освобождения ФИО1 о ответственности, предусмотренной п. 3.1 ученического договора, в материалы дела не представлено.

Таким образом, ФИО1 не отработал в АО «Амуруголь» три года, как то установлено ученическим договором (п. 2.3.5) без каких-либо уважительных к тому причин, в силу чего у него с учетом вышеприведенных правовых норм возникла обязанность возместить работодателю затраты на его обучение пропорционально не отработанному времени.

Проверяя приведенный в исковом заявлении расчет подлежащих возмещению работником сумм суд признает его обоснованным, арифметически верным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела, в том числе с учетом суммы удержаний из заработной платы работника в размере 531 рубль 64 копейки, подтвержденной расчетным листком работника за декабрь 2021 года. Размер подлежащих возмещению затрат составил 3078 рублей 38 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Амурский уголь» направило в адрес ФИО1 претензионное письмо за исх. (л.д. 42) с требованием добровольного возмещения затрат на обучение, которое осталось без удовлетворения со стороны ответчика.

При этом, как следует из почтового реестра (л.д. 44) отчета об отслеживании почтового отправления претензия была направлена по адресу регистрации ФИО1, однако не вручена адресату в связи с истечением срока хранения, возвращена отправителю.

На основании изложенного суд, с учетом совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, вышеприведенных правовых норм, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных акционерным обществом «Амурский уголь» к ФИО1 исковых требований о взыскании задолженности по ученическому договору в сумме 3078 рублей 38 копеек.

С учетом положений ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 96 настоящего кодекса, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию также судебные расходы, понесенные АО «Амурский уголь» на оплату государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, в сумме 400 рублей, несение которых подтверждено платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования акционерного общества «Амурский уголь» к ФИО1 о взыскании задолженности по ученическому договору – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу акционерного общества «Амурский уголь» задолженность на основании ученического договора от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3078 рублей 38 копеек, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, а всего взыскать 3478 (три тысячи четыреста семьдесят восемь) рублей 38 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья (подпись)

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда И.М. Пасюк

2-54/2022 ~ М-24/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Амурский уголь"
Ответчики
Никитин Вадим Александрович
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Судья
Пасюк И.М.
Дело на странице суда
bureiskiy--amr.sudrf.ru
21.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее