Дело № 2-188/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2014 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Палатовой Т.В.,
при секретаре Фомичевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Згирского Д.В., действующего за себя и своего несовершеннолетнего ребенка Згирского М.Д., Згирской Л.В. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании факта постоянного проживания,
У С Т А Н О В И Л :
Згирская Л.В. и Згирский Д.В., действующий за себя и своего несовершеннолетнего ребенка Згирского М.Д. обратились в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, заявляя следующие требования: признать факт постоянного проживания истцов в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указали, что истцы с ДД.ММ.ГГГГ проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, попавшем в зону затопления 05 августа 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера, выхода из берегов рек Зея и Амур на территории Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области. По указанному адресу они проживают с момента ввода в эксплуатацию данного жилого дома, построенного по федеральной целевой программе «Социальной развитие села до 2013 года». В соответствии с актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> не соответствует нормам. В соответствии с Указом Президента РФ от 3ё августа 2013 года № 693 « Омерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению и признанным пострадавшими в результате сложившейся чрезвычайной ситуации, положены выплаты и компенсации». Вместе с тем, отсутствие регистрации по месту жительства существенно ограничивает истцов как лиц, пострадавших в результате паводка, в праве на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, предусмотренного названным Указом.
Истцы Згирский Д.В., Згирская Л.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали, просили суд их удовлетворить, дополнительно пояснили суду, что в 2007 году им был выделен земельный участок в <адрес> под строительство, на котором они построили времянку под адресом <адрес>. В дальнейшем был построен основной дом под адресом: <адрес>. Указанные два строения находятся на одном земельном участке, на расстоянии шести метров друг от друга. В ноябре 2012 года жилой дом по <адрес> был сдан в эксплуатацию, с того времени они постоянно проживают в нем. Во время наводнения оба жилых дома были затоплены, оба пострадали и требуют капитального ремонта. В связи с тем, что истцы фактически проживают по адресу: <адрес>, они претендовали на социальную выплату на цели капитального ремонта данного жилого дома, однако администрацией Благовещенского района им было отказано в предоставлении данной выплаты в связи с тем, что все истцы зарегистрированы по адресу <адрес>, то есть во времянке. Регистрацию по месту жительства по адресу <адрес> истцы не оформляли, поскольку не считали это необходимым, так как оба жилых помещения находятся на одном земельном участке. На социальную выплату на капитальный ремонт дома по адресу <адрес>, они не претендуют.
Представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области ФИО17 в судебном заседании возражений относительно заявленных требований не высказала, дополнительно пояснила, что при затоплении двух жилых помещений и нуждаемости их в капитальном ремонте, социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется только на одно жилое помещение.
Третьи лица: министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Минстрой России, ответчик администрация Усть-Ивановского сельсовета в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее - поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Члены семьи, совместно проживавшие с собственником поврежденного жилого помещения, определяются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае, если собственник жилого помещения не проживал на день объявления режима чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона Амурской области социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления. К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении;
2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);
4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.
Статьей 6 названного Закона государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления).
Согласно ст. 7 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право:
1) получать в исполнительном органе государственной власти области в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) консультативную и методическую помощь;
2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны:
1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;
2) в целях реализации государственных полномочий, в том числе для установления факта отсутствия у граждан иных жилых помещений, пригодных для проживания, направлять межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией;
3) обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий;
4) представлять уполномоченному органу отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели, документы и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
5) исполнять предписания по устранению нарушений, допущенных должностными лицами органов местного самоуправления в ходе осуществления государственных полномочий;
6) в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить а областной бюджет неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Благовещенского района, мер поддержки на цели капитального ремонта, утвержденных Постановлением Администрации Благовещенского района от 15 ноября 2013 года № 2256 (Далее по тексту – Правила).
Согласно пунктам 1-7 раздела V Правил для получения социальной выплаты гражданин - собственник поврежденного жилого помещения либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 1 раздела III настоящих Правил (далее - заявитель), подает в администрацию Благовещенского района письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения по форме, указанной в приложении к настоящим Правилам.
Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.Дополнительно, в зависимости от волеизъявления лица, претендующего на получение социальной выплаты, к документам, прилагаемым к заявлению, указанному в п. 1 раздела V Правил, могут быть приложены документы, подтверждающие открытие лицом, обратившимся с соответствующим заявлением, банковского счета в кредитном учреждении.
Сотрудник администрации Благовещенского района, в обязанности которого входит принятие заявления и документов от граждан, претендующих на получение социальной выплаты, в случае представления гражданами подлинных документов снимает с них копии и удостоверяет подлинность копий представленных гражданином документов.
Принятые заявления и документы регистрируются в журнале регистрации обращений граждан в день их поступления.
Администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов запрашивает в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у администрации Благовещенского района доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных необходимую информацию от соответствующих государственных, муниципальных и иных учреждений (в том числе направляет запрос о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).
В случае обнаружения в документах разночтений (фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса), недостоверных сведений или недостающих сведений администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней информирует граждан о выявленных недостатках и необходимости их устранения.
Администрация Благовещенского района в течение 10 рабочих дней со дня получения информации, необходимой для рассмотрения заявления граждан о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, организует заседание комиссии по включению граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
По итогам заседания комиссия принимает решение о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (отказе о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения).
Решение комиссии об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения должно содержать причину отказа.
В случае принятия комиссией решения об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения гражданину в течение 3 рабочих дней со дня принятия комиссией решения об отказе направляется мотивированный ответ.
Из анализа приведенных норм следует, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения носит именно социальный характер, имеет своей целью оказание помощи наименее незащищенным социальным слоям населения, в частности, лицам, чьи жилые помещения пострадали, однако, в силу отсутствия иного пригодного для проживания жилого помещения у собственника и членов его семьи, данные лица вынуждены проживать в данных жилых помещениях, требующих капитального ремонта.
Как установлено судом, Згирской Д.В. и Згирская Л.В. являются долевыми собственниками двухэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 179,6 кв.м., с кадастровым (условным) номером <номер>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии <номер> и <номер> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию <номер> указанный жилой дом введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <номер>, выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № 01/010/2014-191 в собственности Згирского Д.В. имеется так же жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 27 кв.м., с кадастровым номером <номер>.
Из технических паспортов вышеуказанных строений следует, что оба жилых дома расположены на земельном участке с кадастровым номером <номер>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <номер> собственником земельного участка с кадастровым номером <номер> является Згирский Д.В.
Судом установлено, что жилые дома, расположенные по адресам: <адрес> и <адрес> в <адрес> были затоплены в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года и требуют проведения капитального ремонта, что подтверждается актом обследования помещения № 228 от 11 октября, заключением межведомственной комиссии № 228 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении дома по <адрес>; актом обследования помещения № 230 от ДД.ММ.ГГГГ, заключением межведомственной комиссии № 230 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении дома по <адрес>.
Згирский Д.В., Згирская Л.В. и их несовершеннолетний сын Згирский М.Д. зарегистрированы по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями паспортов Згирского Д.В., Згирской Л.В., копией свидетельства о рождении Згирского М.Д., свидетельством о регистрации по месту жительства Згирского М.Д. № 9755, справкой администрации Усть-Ивановского сельсовета <адрес> о составе семьи Згирского Д.В.
Вместе с тем, исследовав все представленные по делу доказательства, в их совокупности с показаниями свидетеля ФИО18., допрошенного в ранее состоявшемся судебном заседании, который пояснил, что он является жителем <адрес>, знаком со Згирскими, поскольку они осуществляли строительство своих домов в одно время, дома расположены напротив друг друга; у Згирских на участке расположено два дома – большой и маленький; маленький был построен в 2008 году, а большой в 2012-2013 годах; в большой дом Згирские переехали в 2012 году, их семья состоит из Згирского Д.В., его супруги Згирской Л.В., их сына Згирского М.Д., суд пришел к выводу, что Згирские с ноября 2012 года фактически постоянно без регистрации проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Згирский Д.В. и Згирская Л.В., как собственники жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, постоянно проживавшие в данном доме на день объявления режима чрезвычайной ситуации имеют право на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта данного жилого дома.
При этом суд не принимает во внимание то обстоятельство, что у Згирского Д.В. в собственности имеется иной жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, поскольку заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ так же установлена необходимость проведения капитального ремонта данного жилого дома, то есть фактически истцами в настоящее время утрачены все жилые помещения, в которых они имели возможность проживать.
Иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, Згирские не имеют, что подтверждается выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая социальную направленность выплат на капитальный ремонт жилого помещения, а так же вышеприведенные нормы Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», суд считает, что Згирский Д.В. и Згирская Л.В. могут воспользоваться правом на социальные выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, в котором они постоянно проживали на день объявления режима чрезвычайной ситуации.
Администрацией Благовещенского района Амурской области письмом № 20 от ДД.ММ.ГГГГ Згирскому Д.В. и Згирской Л.В. было отказано в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: <адрес>, ввиду отсутствия регистрации по указанному адресу.
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных судом обстоятельств о фактическом проживании истцов по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Згирского Д.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Згирского М.Д., Згирской Л.В. об установлении факта их постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, с целью получения социальной выплаты на цели капитального ремонта данного жилого помещения.
Рассматривая требования истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, а так же объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Згирского Д.В., действующего за себя и своего несовершеннолетнего ребенка Згирского М.Д., Згирской Л.В. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании факта постоянного проживания – удовлетворить.
Признать факт постоянного проживания Згирского Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Згирского М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Згирской Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе на день объявления чрезвычайной ситуации на территории Усть-Ивановского сельсовета – 05 августа 2013 года.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: