РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт.Безенчук 21 декабря 2023 года
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего - судьи Перцевой Ю.В.,
при секретаре Шешуновой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-926/2023 по административному исковому заявлению Морозова Константина Анатольевича, Морозовой Светланы Олеговны к Администрации г.п.Безенчук м.р.Безенчукский Самарской области о признании незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Морозова С.О., Морозов К.А. обратились в Безенчукский районный суд Самарской области с иском к Администрации г.п.Безенчук м.р.Безенчукский Самарской области, требуя признать незаконным постановление Администрации городского поселения Безенчук от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, обязать административного ответчика утвердить схему расположения испрашиваемого административным истцом земельного участка.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Решением Безенчукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №2а-315/2023, оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования Морозова С.О., Морозов К.А. удовлетворены. Судом постановлено:
«Административные исковые требования, удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации г.п. Безенчук м.р. Безенчукский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Возложить на администрацию г.п. Безенчук м.р. Безенчукский Самарской области обязанность повторно рассмотреть заявление Морозова Константина Анатольевича, Морозовой Светланы Олеговны о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.».
Во исполнение решения Безенчукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №2а-315/2023 заявление возобновлено и повторно рассмотрено административным ответчиком - принято Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без торгов, площадью 5000 кв. м, отнесенного к землям населенных пунктов, в территориальной зоне Ж-1, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), расположенный в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Основанием послужил тот факт, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям пп.2 п.8 ст.39.15, п.19 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ: «предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается».
В частности, согласно Правилам землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей городского поселения Безенчук от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) в территориальной зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами отсутствует вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
При этом на момент изначального обращения в Администрацию городского поселения Безенчук зона Ж-1 включает в себя вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Представитель административных истцов, Екатеринин И.И., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного ответчика - Администрации г.п.Безенчук в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия, на основании доводов, изложенных в возражениях, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст.4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч.1 ст.218 КАС РФ).
Согласно ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации г.<адрес> м.<адрес> поступило заявление от Морозова К.А., Морозовой С.О. о предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов с кадастровым кварталом №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.(<данные изъяты> соток) для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок). Основания для предоставления земельного участка п.7 ст.39.5 Земельного кодекса РФ, пп.3п.3 «в» ст.9 Закона Самарской области №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О Земле».
Указанное заявление было рассмотрено на комиссии по правилам землепользования и застройки ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.п.Безенчук было принято решение № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Отказ мотивирован тем, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям п.19 ст.39.16 Земельного кодекса РФ.
Решением Безенчукского районного суда Самарской области ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Морозова К.А., Морозовой С.О. удовлетворены, было постановлено:
«Признать незаконным решение администрации г.п. Безенчук м.р. Безенчукский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Возложить на администрацию г.п. Безенчук м.р. Безенчукский Самарской области обязанность повторно рассмотреть заявление Морозова Константина Анатольевича, Морозовой Светланы Олеговны о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.».
В исполнение решения Безенчукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №2а-315/2023 Администрацией поселения принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №, в ред. от 05.09.2023г. №) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Основанием для отказа является то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, утвержденными решением Собрания представителей городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) в территориальной зоне Ж1-зона застройки индивидуальными жилыми домами отсутствует вид разрешенного использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
В соответствии с требованиями законодательства на территории городского поселения Безенчук решением Собрания представителей городского поселения Безенчук № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Правила).
Согласно ст.4 правил органы местного самоуправления поселения осуществляют правовое регулирование отношений в сфере землепользования и застройки в поселении в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области, Уставом поселения, Правилами и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно Статьи 5,6 Правил сфера регулирования землепользования и застройки в поселении осуществляется Собранием представителей городского поселения Безенчук, главой городского поселения Безенчук.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно- делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии ст. 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, Гр РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2. Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте. В отношении таких территорий заключается один или несколько договоров о комплексном развитии территории.
Если иное не предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, решение о комплексном развитии территории может быть принято в отношении территории, которая в соответствии с правилами землепользования и застройки на дату принятия указанного решения не определена в качестве такой территории, либо в отношении территории, границы которой не совпадают с границами территории, указанной в правилах землепользования и застройки в качестве территории, в отношении которой допускается осуществление деятельности по ее комплексному развитию.
На карте градостроительного зонирования отображаются территории, в границах которых предусматриваются требования к архитектурно¬
градостроительному облику объектов капитального строительства. Границы таких территорий могут не совпадать с границами территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах
соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
2.1) требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня
обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
Обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Требования к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства включают в себя требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости, установленные на приаэродромной территории).
Срок приведения утвержденных правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев.
Основания и порядок для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, указаны в ст.33 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пп.2 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах, в том числе 1 и 19 статьи 39.16 названного Кодекса.
В ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п.19 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Постановлением администрации городского поселения Безенчук от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о постоянно действующей комиссии по подготовке проекта и внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области», утвержден персональный состав означенной комиссии.
Протоколом заседания комиссии по подготовке проекта и внесения изменений в правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук № от ДД.ММ.ГГГГ были рассмотрены вопросы внесения изменений в правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук, а именно: в части изменения в ст.53 градостроительного регламента в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с индексом Ж1 из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства исключить вид разрешенного использования: Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Комиссия приняла решение подготовить проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области.
Постановлением администрации городского поселения Безенчук № от ДД.ММ.ГГГГ «О согласии с проектом изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук м.р. Безенчукский и направлении его в Собрание представителей городского поселения Безенчук» Глава постановил согласиться с проектом решений и направить с учетом доработанного заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение в Собрание представителей городского поселения Безенчук.
ДД.ММ.ГГГГ решением № Собрания представителей городского поселения Безенчук внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части изменения в ст.53 градостроительного регламента в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с индексом Ж1 из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства исключить вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
Решение опубликовано в газете «Вестник городского поселения Безенчук» №2(271) от ДД.ММ.ГГГГ, размещено на официальном сайте администрации поселения.
Исходя из изложенного, судом установлено и подтверждается материалами дела, что на момент повторного рассмотрения заявления административных истцов, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок находится в территориальной зоне Ж1 – зоне, в которой отсутствует вид разрешенного использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
Таким образом, в настоящее время предоставить спорный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) не представляется возможным ввиду того, что данный земельный участок может быть использован только для индивидуального жилищного строительства.
С учетом изложенного, суд признает оспариваемое постановление законным. Также суд считает необходимым отметить, что административными истцами не оспаривалось и не признано недействительным решение Собрания представителей городского поселения Безенчук № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы о том, что на момент первоначального обращения Морозова К.А. и Морозовой С.О. с заявлением к административному ответчику, изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области не были внесены, в связи с чем оспариваемое постановление является незаконным, отклоняются судом, поскольку орган местного самоуправления, принимая решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, действовал в рамках своей компетенции, и принятие такого решения не может быть поставлено в зависимость от времени обращения административных истцов с соответствующим заявлением, равно как и в зависимость от принятия судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Морозова Константина Анатольевича, Морозовой Светланы Олеговны к Администрации г.п.Безенчук м.р.Безенчукский Самарской области о признании незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.
В окончательной форме решение изготовлено 12 января 2024 года.
Судья
Безенчукского районного суда
Самарской области Ю.В. Перцева